?

Log in

No account? Create an account
Бен-Гурион N лет спустя - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Бен-Гурион N лет спустя [Dec. 11th, 2004|09:40 pm]
Живой журнал leorer-а
интересно читается, особенно сегодня:

"Сионистское движение, которое удовлетворилось бы созданием в Эрец-Исраэль еврейского населения, род занятий которого был бы тем же, что и у евреев Плонска, Бреста или Варшавы, было бы обречено на неудачу. Невозможно добиться политической независимости евреев, если ей не будет предшествовать самостоятельность экономическая, то есть еврейское общество, живущее плодами собственного труда, независимое от чужих рабочих рук и управляющее собственным хозяйством.

Это можно выразить и следующим образом: если в стране возникнет общество, которое не будет самостоятельным в экономическом плане, завися от подачек извне и чужого труда у себя дома — оно потеряет и политическую независимость."


"Именно опыт Первой алии показал - при всем героизме ее поселенцев-первопроходцев - что ожидает еврейское поселение, полагающееся на арабскую рабочую силу и охрану: так, может быть, можно создать класс еврейских помещиков на Ближнем Востоке — но никак не еврейскую нацию."


"Мировая история преподает нам один страшный урок. Каждый, кто изучал историю Рима, помнит полную напряжения главу, посвященную Пуническим войнам.

На нашем языке следует говорить "Ханаанейские войны". Жил один великий ханаанейский полководец, принадлежавший к расе, близкой к древним евреям. У него было еврейское имя и еврейский титул: Ханниваал ха-шофет (Ганнибал - судья) из Карфагена. Это был один из величайших полководцев в истории народов, возможно — величайший из них, и вел войну с молодым тогда Римом.

Он показал чудеса военного искусства. Он встал во главе армии наемников из числа сынов различных народов и рас, привел ее из Северной Африки в Италию через Альпийские горы, проник в самое сердце Италии и произвел опустошение в римском стане. Ему противостояла большая римская армия, обладавшая превосходящими силами, но он наносил им одно поражение за другим.

Однако Ганнибалу не помогло ни его мужество, ни военный и государственный гений - а он был не только гениальным полководцем, но и гениальным государственным деятелем. И в конце концов он был побежден и пал, хотя ему противостояли посредственные, бездарные командиры. Римская посредственность победила ханаанейский гений. Ибо Карфаген был городом-государством, а Рим - государством-деревней, и в отчаянном противоборстве горожан и селян победили сельские жители.

Не помогло ни все торговое богатство Карфагена, ни гений его полководцев. Мужество Ганнибала было сломлено в упорной борьбе с римскими крестьянами. Этих крестьян не испугали тяжкие поражения, которые они терпели одно за другим, ибо они пустили корни в этой земле и были крепко связаны с почвой. Они одолели Карфаген и стерли его с лица земли без остатка."


Отсюда - твердое убеждение Бен-Гуриона после Шестидневной войны в необходимости четкого еврейского большинства в государстве Израиль и избежания власти над территориями с густым арабским населением: значительное арабское население "отобьет" у евреев ручной труд и этим подорвет социально-экономический базис государства как государства еврейского.

Если хозяйство Эрец-Исраэль будет основано на частном капитале и арабском труде, здесь сложится колониальное общество; если же оно будет зиждиться на коллективно-национальном капитале и еврейском труде, то и государство, которое здесь со временем возникнет, будет преследовать коллективные и национальные цели. Тот, кто создает общество и явится носителем его социально-экономической базы, будет господствовать в нем и политически.


Отсюда — борьба с политическими противниками, которую Бен-Гурион вел во все периоды своей деятельности, не всегда выбирая средства; отсюда — союз со средними классами с целью избежать возникновения правого гражданского большинства, а также с религиозным сионизмом, чтобы путем сближения с ним не допустить создания единого религиозно-ревизионистского фронта; отсюда — борьба с крайне левыми в сионизме (сначала — левые Поалей-Цион, затем Мапам), против доктринерской концепции классовой борьбы, неуместной в реальности строящегося общества, лишь создающего свои классы, и в первую очередь рабочий класс.

Ибо, согласно Бен-Гуриону, нельзя добиваться политических целей без социальной базы; вокруг этого и велся его спор с ревизионистским движением в 30-е годы. Бен-Гурион считал, что упор, который ревизионистское движение делает на политической и военной стороне вопроса, без создания социально-экономической базы (и без подлинных союзников в лице великих держав) , порождает, в конечном итогу, отсутствие глубины и слабость; так легче достичь показательных успехов, но они будут недолгими и непрочными.


"Галут вселил в наши сердца недоверие ко всякой власти. Мы народ оппозиционеров, потому что не были самостоятельным народом". Этими словами, сказанными в 1953 году во время обсуждения вопроса о государственной системе образования, Бен-Гурион выразил одну из центральных концепций последних лет своей жизни, связанную с его сомнениями по поводу способности еврейского народа справиться с трудностями в области государственной жизни, соблюдения закона и порядка и принятия авторитета государства.


...Но в основе этого лежало пессимистическое по сути и критическое восприятие Бен-Гурионом еврейской истории, которую он рассматривал — как и А. Д. Гордон в свое время — как непрекращающиеся поиски легких путей, заработков, не требующих труда, легкую приспособляемость к действительности и законам диаспоры.

Сионистская революция, согласно Бен-Гуриону, требует не только иммиграции в Эрец-Исраэль, перехода к трудовой жизни, выхода за пределы городов — но и привычки жить в рамках закона и порядка. Бен-Гурион не идеализирует еврейский народ именно потому, что он нуждается в Избавлении, так как диаспора искажает и извращает даже самое основное в образе жизни.
LinkReply

Comments:
From: ben_yakov
2004-12-11 11:58 pm (UTC)

Re: власти над территориями

Леонид, Ваши (и ДБГ) размышления интересны с точки зрения историко-литературных экспериментов, но ничего не доказывают: более того, как мне кажется, вы в процессе подменяете одну проблему другой.

Крестьянское войско по большей части терпело поражение на протяжении всей новейшей истории. Идея "своей земли", напротив, евреям в Эрец-Исраэль сейчас присуща в наибольшей степени (по сравнению, скажем, с европейскими жителями). Человек, живущий в "проблемном" (арабском) районе Парижа, ни минуты не сомневаясь, переедет в другой, "белый", район, а то и в другой город, если у него откуда-нибудь возьмутся на это деньги. Никаких "отеческих пенатов" у большинства уже нет (за редким исключением пенсионеров в буржуазных маленьких городках).

Далее, не следует думать, что законы истории в Израиле всегда не действуют. Весь мир, включая уж на что особенную Россию, на чёрные работы набирает "чёрных" людей (мексиканцев, турок, молдаван, румын, таиландцев - дело не в цвете кожи). И наивно было бы думать, что, "уйдя" из Иудеи и Самарии, мы эту проблему решим: вон, Америка даже никогда "не была" в Мексике, а Германия совсем не граничит с Турцией... 


Наши проблемы вовсе не в "колониализме", как это очень часто пытаются представить; скорее, это "аграрный вопрос": кто кого закопает. Поэтому повторять, как мантру - мы не можем властвовать над другим народом - значит подменять одну проблему другой. Полиция не властвует над "своим" народом, даже если сажает одного из представителей этого народа в кутузку или, к примеру, разгоняет толпу погромщиков после футбольного матча. Пока арабы не взрывались в еврейских городах и автобусах - модикум сосуществования был относительно приемлемым (не идеальным, нет, но несомненно более предпочтительным, чем нынешнее состояние). Не знаю, есть ли у арабов шанс вернуться к тому, что было - мы-то живём.

Наконец, вопрос об отношении к власти - самый тонкий. Верно, что ни один израильтянин не относится к своей власти так, как американец (за исключением предвыборного сумасшествия - ну так у нас оно перманентное!). Евреи - "нация интеллигентов", которым "западло" любить власть. Но это в основном ашкеназская компонента общества: сефарды (которые, кстати, жили совсем в другом галуте) с гораздо большим уважением к ней относятся на всех уровнях - и имеют, скажем так, с этого существенные бонусы (загляните в любую ирию).

Но в целом - интересно было почитать, как Старик декларировал то, с чем (как мне казалось) всю жизнь активно боролся... Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2004-12-12 09:32 pm (UTC)

Re: власти над территориями

Идея "своей земли", напротив, евреям в Эрец-Исраэль сейчас присуща в наибольшей степени
Вспомнился Губерман:
Есть мечта, средь евреев она
Протекает, подобно реке.
Чтоб имелась родная страна,
И чтобы жить от нее вдалеке.
Но это лирическое отступление. :)
Весь мир, включая уж на что особенную Россию, на чёрные работы набирает "чёрных" людей
Понимаете ли, важно то, что считать черными работами. В этом смысле у нас, несомненно, своя специфика есть. Подумайте хотя бы о том, что у немцев, например, каменщик есть уважаемый профессионал, а у нас "чернорабочий". Важен контент.
Но в целом - интересно было почитать, как Старик декларировал то, с чем (как мне казалось) всю жизнь активно боролся
Не знаю, с чем он там "боролся". Старик как идеолог достаточно последователен и логичен.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ben_yakov
2004-12-12 09:53 pm (UTC)

Re: власти над территориями

Специфика есть везде: в Совке мясник считался самым уважаемым человеком... и какой из этого вывод? всегда есть и будет чёрная работа, которую "коренное население" не будет делать (по любым причинам) и на которую рвутся "инородцы". Вы предлагаете Израилю встать поперёк потока Истории? Превратить работу строителя в почётную? ОК, давайте начнём с зарплаты 100 шекелей в час - а кто таким образом построенные квартиры покупать будет? Конечно, можно сказаать, мол, надо перестраивать общественное сознание. Вон, в "цанханим" рвутся, хоть там нагрузки не то что у "джобников", значит, и работу строителя можно превратить в "авода иврит" на чистом энтузиазме... Только почему Вы считаете, что дома строить почётно, а заселять Эрец Исраэль преступно? Тоже ведь своего рода целинный порыв, на энтузиазме да на идеологии основанный...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2004-12-12 10:06 pm (UTC)

Re: власти над территориями

Да ничего я не предлагаю. :)Я вам просто голый факт привел, чтобы опровергнуть миф и показать, что не все кошки одинаково серы. :))
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ben_yakov
2004-12-12 10:23 pm (UTC)

Re: власти над территориями

Голая? Ночью? Fucked? а-а-а-а, серая кошка... ;-)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: profi
2004-12-12 10:18 am (UTC)

Давайте будем точными

Будучи скорее согласным с Вами, чем с пост-историческими интепретациями отца-основателя (ДБГ), не могу не отметить некоторых неточностей :

" Америка даже никогда "не была" в Мексике"

А откуда взялись Калифорния и, скажем, Тексас (тьфу, блин - Техас) ?

ПС А вообще ДБГ был классический пример сильного практического политика. А у таких политиков почти всегда то, что они говорят.пишут не соответствует тому, как они действуют. Тогда, простите, какой смысл в предлагаемом Леорером изучении "наследия" ?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2004-12-12 09:44 pm (UTC)

Re: Давайте будем точными

Я не предлагаю нах изучать чье-либо "наследие", меня интересуют история и политика сами по себе. У Старика 50 процентов "наследия" явно устарело независимо от отношения к нему. Взять хотя бы "рассредоточение населения". К нему как "практическому политику" можно предъявить серьезную претензию. Он точно как сейчас Шарон в случае с сирийцами предпочитал холодный мир с соседями "де-факто" нормализации и не использовал шанс на нее, имевшийся в конце 50-х - начале 60-х годов. Он во-первых боялся, что придется при этом принять энное число беженцев, а во-вторых считал, что состояние "нации в форме" (Das Volk in Vaffen) оптимально с точки зрения режима работы "плавильного котла". Прав ли он был, не знаю. Смотря с какой стороны. С исторической высоты - нет, "изнутри ситуации", скорее всего, да.
Но интереснее всего оценить через призму упомянутых цитат его полемику с ревизионистами. Хорошо видно, какую чушь пишут по этому поводу порой в русскоязычной правой прессе.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ben_yakov
2004-12-12 10:13 pm (UTC)

Re: Давайте будем точными

Ну так чего же проще - не читать прессу, которая Вам не нравится... (Хохом балайла, это я уже про себя: треть моих постов - по поводу колумнистов из "Хаарец"; небось, не хотел бы рвотного - не читал бы, а тянет). Все мы немного садо/мазо ;-)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ben_yakov
2004-12-12 09:44 pm (UTC)

Re: Давайте будем точными

Техас и Калифорния - суверенные государства (образованные белыми поселенцами, отвоевавшими их территории у тогдашней Мексики), добровольно присоединившиеся впоследствии к североамериканским штатам. Ни одного жителя Калифорнии и/или Техаса "мексиканцем" не называют: они в лучшем (худшем) случае hispanics, а чаще всего - просто американцы. "Мексиканцы" (они же мокроспинники) - это те, от кого строятся заборы вдоль Рио-Гранде. В переводе на наши деньги - "израильские арабы" и "арабы со штахим" соответственно. А в том, что Мексикой называется сейчас - Америка ни дня не была.

А насчёт ДБГ - полностю согласен: прагматичный, циничный политик. Но и таких тоже занятно ловить на "идеологических" высказываниях (в свое время с Лениным развлекались, ставя в тупик историков КПСС. Они отбрёхивались "диалектикой", которую-де мы никогда не поймём).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: profi
2004-12-13 07:56 am (UTC)

Re: Давайте будем точными

А мексиканцы уверены, что американцы Калифорнию и Техас оккупировали в результате нескольких войн. Тут полная аналогия с палестинцами.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: trurle
2006-04-01 09:29 am (UTC)

Re: Давайте будем точными

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arie1
2004-12-18 09:02 pm (UTC)
по моему вы, господин леорер, передернули бен-гуриона,
выписав кучу цитат из разных концов, и связав их в один тест
(типичныи подход израильских левых).
Вы только добавьте что бен-гурион совершил трансфер пол
милиона арабов, что он писал что исраиль кончен если проиграет
хоть одну воину, и что заместителем началника мосада
он сделал вождя лехи шамира.
И, кстати, ревизионисты тоже не были идиотами, и поселения
строили, и создавали материальную базу, и пытались договориться с великими державами. Различия скорее носили идеологическии
а не назиональный характер (личная борьба, будет ли израиль
созиалистическим государством и т.д.), принципиальных
различий в области борьбы за создание государства между
ними не было, и даже тактических.
не надо читать израильские варианты курса краткой истории вкпб
(Reply) (Thread)