?

Log in

No account? Create an account
История Либерии - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

История Либерии [Sep. 8th, 2006|05:28 pm]
Живой журнал leorer-а
Еще одна параллельная вселенная. Интересно.

Выводы делайте сами.
Все началось вскоре после Войны за независимость США, когда в новом государстве появились первые свободные чернокожие граждане. Белым расистам это не понравилось. Они считали, что негры должны быть в Америке или рабами, или не быть вообще. Так появилась идея вывоза свободных чернокожих обратно в Африку и создания там американских колоний. Одним из горячих сторонников этой идеи был великий демократ Томас Джефферсон.
Среди негров США к 20-м годам 19-го века сложилось два идейных течения - колонизационисты и аболиционисты. Первые выступали за "автоэмансипацию" (С) афроамериканцев путем репатриации на историческую родину, вторые - за отмену рабства и достижение равноправия в стране нынешнего проживания. Понятно, что аболиционистов среди негров было больше, но колонизационисты пользовались поддержкой белых рабовладельцев и расистов.
В 1816 году рабовладельцами и колонизационистами было создано Американское колонизационное общество (ACS). В 1821 году оно создало первую колонию на мысе Месурадо возле нынешней Монровии (названной в честь президента США, помогавшего деятельности ASC). Впоследствии были созданы Нью-Джорджия, Эдина, Порт-Крессон, Мэриленд-ин-Эфрика, Миссисипи-ин-Эфрика. Некоторые из них впоследствии объединились или были переименованы. Так, разрушенный местными африканскими племенами Порт-Крессон был воссоздан под названием Басса-Коув.
Вначале колонисты планировали сделать Либерию заморской территорией США, но американское правительство отказалось от своего суверенитета над ней. Тогда губернатор Джозеф Дженкинс Робертс предложил провозгласить независимость страны.
Сам Робертс был не негром, а метисом. Он родился в Вирджинии, США, а в Либерию переехал в 1829 году. Робертс был сторонником американской правовой системы. С его участием была составлена и принята конституция Либерии, очень похожая на конституцию США, а в чем-то даже превосходящая ее. Так, там отдельным пунктом записано, что в Либерии запрещено рабство и рабовладение. Текст конституции подписали полномочные представители графств Монтсеррадо, Гранд-Басса и Синое.
Следует отметить, что в Либерии была однопартийная система. Руководящей и направляющей силой общества являлась Партия истинных вигов, просуществовавшая с 1878 по 1980 год. Она прожила гораздо дольше, чем британская и американская партии вигов, у которых была позаимствована идеология. Поскольку виги – предшественники либералов, можно сказать, что в Либерии имел место длительный эксперимент по внедрению либертарианской утопии в рамках одного отдельно взятого государства.
Еще отметим, что это подтверждение известного факта о том, что культура и идейная ориентация этноса в эмиграции консервируется.
Достаточно интересно посмотреть на фотогалерею президентов Либерии. Первые президенты были подлинными джентльменами. Дальше – хуже.
А теперь о главном – о гражданстве и статусе репатриантов. Произошла известная история. "Ниггеры", прибыв на историческую родину, с удивлением обнаружили, что являются "американцами". Именно так их называло местное население. Для местного населения они были захватчиками и оккупантами. Отношения с первого дня не сложились. Тем более, что в колониях использовался труд местных аборигенов на условиях, мало отличающихся от рабских, что противоречило конституции страны.
Колонисты заключали союзы с одними царьками против других, совершали рейды вглубь континента. Замирением территории государства занималась пограничная стража (Liberian Frontier Force). Если вначале она состояла из самих колонистов, то со временем все больше опиралась на наемные отряды из местных племен, поддерживавших колонистов. Помимо защиты колоний, пограничная стража занималась сбором налогов (по сути, ясака) с местных племен и отличалась жестокостью.
Гражданами страны считались только репатрианты ("американцы"). Они могли избираться в демократические представительства и быть избранными. Местные жители могли получить гражданство в награду за внесение вклада в дело нации, за службу в пограничной страже. Имелся также имущественный ценз. На деле принятие местными жителями гражданства Либерии всячески ограничивалось.
Понятно, что местным такие порядки не нравились. Со временем их влияние неизбежно усиливалось, потому что доля "американцев" в населении со временем сократилась с 10 до 2-3 процентов.
Не оправдались первоначальные надежды на массовую репатриацию, ради которой создавалась Либерия. До Гражданской войны в США репатриация рассматривалась южанами как альтернативный вариант решения "негритянской проблемы". В штатах создавались фонды поддержки Американского колонизационного общества, за деньги которых предполагалось даже выкупать у владельцев рабов, желавших стать свободными и репатриироваться в Африку. Первоначально такой подход поддерживал даже Линкольн. В начале Гражданской войны создавались временные лагеря для бежавших с Юга рабов, которых потом предполагалось переправить в Либерию или на Гаити. Сам Линкольн являлся сторонником апартеида и не признавал возможность политического и социального равенства между черной и белой расами. (Интересно напомнить об этом Кондолизе Райс, сравнившей недавно войну в Ираке с Гражданской войной в США). Введение равенства рас произошло де-факто, в силу развития ситуации и вопреки первоначальным намерениям Линкольна.
После Гражданской войны стало ясно, что репатриация изжила себя. Колонизационное общество просуществовало до 1964 (!) года, но занималось уже не репатриацией, а экономической и культурной помощью американцам Либерии.
Сама Либерия под руководством Партии истинных вигов переживала особо долгий период застоя. Реформы, проведенные в 50-х и 60-х годах 20-го века с целью добиться большего фактического равенства между "американцами" и коренными жителями государства, не увенчались успехом. В 1980 году произошел военный переворот, и к власти впервые пришел представитель коренного народа, африканского большинства. После этого 20 лет шла племенная гражданская война, сопровождавшаяся резней оставшихся "американцев". Только недавно она закончилась, и положение в полностью разрушенной стране начало понемногу улучшаться.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: muhonogki
2006-09-08 04:12 pm (UTC)
Вся история человечества - социальные эксперименты. Удачные и не очень.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2006-09-08 05:01 pm (UTC)
Это да. Но тем удивительнее повторяемость ситуаций, разнесенных во времени и пространстве.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: muhonogki
2006-09-08 05:06 pm (UTC)
Человек-то остаётся человеком, а ситуации повторяются из-за его природы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: paidiev
2006-09-08 06:13 pm (UTC)

Да, аналогии прямые.

И то что первые лидеры были благородными людьми, а последующие мало отличались от местных дикарей. Горстка цивилизованных людей в море дикости имеет мло шансов на успех.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: trurle
2006-09-08 11:05 pm (UTC)
Если я правильно понимаю с чем именно Вы проводите параллели, то нетикет препятствует изложению моей реакции.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2006-09-09 04:18 am (UTC)
Нетикет давно мертв. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: profi
2006-09-09 10:55 am (UTC)
В последнее время Вы во всем видите параллели. Паараллели, параллели, параллели. Вся область зрения перечеркнута параллелями. Если Вам начнут видеться и перпендикуляры (в тех же пропорциях), то это означает, что Вы морально уже готовы увидеть небо в клеточку. :-))))))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ygam
2008-05-10 05:04 am (UTC)
Мне нравится пункт 27-б конституции Либерии.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: u_troitskaya
2009-12-21 12:46 pm (UTC)
Да уж, (ответ на одно из замечаний) сильно "цивилизованные" люди туда переселились, бандиты, которые бандитскими способами долгое время терроризировали и не давали нормально жить местному населению, почему-то решив, что они имеют прав в этой стране больше, чем коренное население, да уж ситуация сильно на что-то смахивает.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ygam
2010-08-21 06:12 pm (UTC)
Я также недавно узнал о том, что в 1820е годы несколько тысяч свободных американских негров (по разным оценкам от 6000 до 13000) эмигрировали на Гаити. Большинство из них либо вернулись, либо ре-эмигрировали в иные страны Латинской Америки.
(Reply) (Thread)