?

Log in

No account? Create an account
Саламе - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Саламе [Jun. 11th, 2007|05:59 pm]
Живой журнал leorer-а
Саламе – арабская деревня, располагавшаяся до 1948 года в пяти километрах к востоку от Яффо. Ныне ее территория входит в состав городов Тель-Авив, Рамат-Ган и Гиватаим.

Деревня названа имнем шейха Саламе Абу-Хашема, спутника пророка Мухаммеда. Согласно арабской традиции, шейх был похоронен здесь в 634 году. Его гробница «Сайдуна Саламе», перекрытое куполом здание, была расположена в центре деревни рядом с центральной мечетью.
Деревня делилась на кварталы, каждый из которых принадлежал одной из хамул. Большинство домов было сложено из необожженной глины, имелось также несколько каменных и деревянных зданий. В 1945 году население деревни составляло 6730 человек, из них 6670 мусульман и 60 христиан. В деревне насчитывалось 800 домов. Было две школы. В начальной школе для мальчиков, основанной в 1920 году, в 1941 году училось 504 мальчика. Школа для девочек была основана в 1936 году, в ней в 1941 году училась 121 девочка. В деревне было много магазинов, а также пять кафе, являвшихся общественными центрами. Там собирались жители деревни. В конце 30-х годов был основан собственный автобусный кооператив, содержавшийся жителями деревень Саламе и Аббасия и эксплуатировавший линию от этих деревень до Яффо.
В 1596 году в деревне было 94 жителя, она относилась к округу Рамле. В 30-е и 40-е годы 19 века в деревне поселились египтяне, пришедшие с армией захватившего Палестину египетского правителя Ибрагима-паши. В связи с удобным расположением и близостью к Яффо и Тель-Авиву деревня с начала 20-го века начала быстро расти. В 1931 году в ней жил 3691 человек, в 1945 году – уже 6730.
К 1948 году население деревни составило 7690 человек. Это был самый крупный сельский населенный пункт в Палестине. Из центра деревни выходило шесть дорог – на запад, северо-запад, северо-восток, восток, юг, юго-запад. Дома строились вдоль этих дорог, поэтому деревня имела в плане форму звезды. Кроме того, много домов располагалось во фруктовых и цитрусовых садах, окружавших деревню и занимавших большую площадь. Площадь принадлежавших деревне земель равнялась 6782 дунамам (678 гектарам). На севере они граничили с Рамат-Ганом и немецкой колонией Сарона, на западе – с Тель-Авивом и Яффо, на юге с деревней Язур, на востоке с деревней Аль-Хирия. На юге границей земель деревни Саламе являлся ручей Вади-Кабир (Аялон).
В 1945 году из 6782 дунамов, относившихся к деревне, 5633 дунама было в частной собственности арабов, 885 дунамов – в частной собственности евреев, 264 дунама – в собственности правительства.
Большинство жителей деревни работало в сельском хозяйстве, многие занимались торговлей и отхожими промыслами. Апельсины, яблоки, арбузы, выращенные в деревне, продавались на рынках Яффо, Южного Тель-Авива и в Шхунат-Атиква. Молоко жители сдавали на молочный завод в Яффо, принадлежавший семье из Саламе. В деревне насчитывалось около 80 колодцев. С конца 30-х годов здесь была собственная футбольная команда.

Начиная с 20-х годов на землях деревни, приобретенных евреями, начинается строительство города Рамат-Гана и жилых кварталов, объединившихся впоследствии в город Гиватаим. В 1935 году мэрия Тель-Авива начала строить на землях деревни с другой стороны от нее квартал «Атиква» для работников муниципальных служб, принадлежащих к восточным еврейским общинам (ашкеназы хотели убрать их с глаз долой). Название квартала скопировано с названия колонии американских адвентистов «Гора надежды» (Mount of Hope), основанной в 1852 году на другом берегу Вади-Кабир, на месте нынешней средней школы Шевах-Мофет. Колония просуществовала всего пять лет. В 1857 году арабы окрестных поселений совершили набег на колонию и разграбили ее. Все мужчины при этом были убиты, а женщины изнасилованы.
Шхунат-Атиква в 1935-48 годах являлась самостоятельным еврейским поселением. В 1948 году оно была интегрировано в состав Тель-Авива.

По плану раздела Палестины, принятому в ноябре 1948 года, деревня Саламе была включена в состав еврейского государства. После принятия плана раздела в деревне был организован отряд самообороны в составе 30 человек. С началом боевых действий деревня оказалась на линии фронта и противостояла еврейскому кварталу Тель-Авива Яд-Элиягу, поселению Шхунат-Атиква, пограничным кварталам Гиватаима и Рамат-Гана. Тылом для защитников Саламе являлись арабские деревни, расположенные к востоку и к югу – Язур, Аль-Хирия и Сакия, за которыми были другие, тянувшиеся до Рамле и Лода и далее вглубь страны. Для евреев Саламе являлась серьезным препятствием на дороге, соединявшей Тель-Авив с международным аэропортом Лод (нынешняя Дерех Лод).
С декабря 1947 года начинаются спорадические вооруженные столкновения между жителями соседних еврейских и арабских населенных пунктов, и жители Саламе принимают в них активное участие. В деревне разместились бойцы Арабской освободительной армии, состоявшей из добровольцев из соседних стран и пришедшей на помощь палестинцам. Всего этих добровольцев насчитывалось около 1300 человек, армию возглавил ливанец Хасан Саламе. В деревне Саламе после начала вооруженных столкновений расположилось около 100 бойцов этой армии. Мухтар деревни Ан-Наджи и ее старейшины высказались против размещения добровольцев в деревне, но жители поддержали их и обеспечили жильем.
Уже в ноябре 1947 года арабский вор, житель Саламе, погиб в перестрелке с бойцами «Хаганы». С этого начался отсчет кровной мести. В пограничных с деревней еврейских кварталах разместились бойцы «Хаганы», мобилизованные в Тель-Авиве и Рамат-Гане. Шхунат-Атиква защищала одна из рот 53-го батальона «Гивати», усиленная добровольцами из местного отделения «полиции еврейских ишувов».
Первая серьезная стычка в районе деревни Саламе произошла 4-го декабря 1947 года. Патруль из Шхунат-Атиква засел в покинутом арабском доме, выходящем на недавно построенную дорогу, соединявшую Тель-Авив с дорогой на Иерусалим в обход деревни Абу-Кабир. Жители деревни Саламе обстреляли этот дом, евреи открыли ответную стрельбу. Еврейский патруль из Шхунат-Атиква, двинувшийся к Саламе, наткнулся на арабскую засаду. В перестрелке погиб еврей Нисим Заит, его друг был ранен. Тело погибшего осталось лежать на земле. На следуший день еврейский отряд, отправившийся забрать тело убитого, был атакован англичанами. Еще один еврей, Миха Фишер, был убит, трое ранены. Англичане разоружили отряд «Хаганы» и арестовали шестерых его бойцов. Они были приговорены к пяти годам тюрьмы за стрельбу в британских солдат и жителей деревни Саламе. В тот же день арабы из Саламе атаковали киббуц Эфаль (ныне Рамат-Эфаль). Нападение было отбито, шестеро арабов погибли.
На следующий день, 5-го декабря, перестрелка возобновилась. Бойцы «Хаганы» разместились в крайних домах Шхунат-Атиква и начали обстреливать Саламе из пулемета. Арабы попытались атаковать эти дома, но были отброшены. Число погибших арабов неизвестно. В тот день был застрелен еще один еврейский боец, Нисим Азиз. Гражданское население начало покидать Саламе и уходить в сторону Рамле и Лода.
6-го декабря бойцы «Хаганы» заняли отдельно стоящий дом на окраине Саламе и начали обстреливать деревню из него. Они планировали бежать оттуда до того, как подойдут англичане, но не успели. Англичанам удалось их поймать. Британский сержант застрелил еврейского бойца Яакова Шифа. Несколько евреев были арестованы и приговорены впоследствии к тюремному заключению.
Тель-Авивская «Хагана» решила провести операцию возмездия. 7-го декабря группа ее бойцов подобралась к крайним домам деревни, забросала один из домов гранатами и потом взорвала его. Сразу же началась перестрелка с обеих сторон. Молодежь деревни требовала отомстить евреям. Командир Арабской освободительной армии Хасан Саламе решил воспользоваться ситуацией и начать крупное наступление на Шхунат-Атиква. На помощь ему пришли бойцы из деревни Язур, городов Рамле и Лод и даже из Шхема. Но тель-авивская «Хагана» узнала о планах арабов и стянула в Шхунат-Атиква крупные силы.
Арабское наступление началось вечером 8-го декабря 1947 года. Сотни арабских бойцов атаковали Шхунат-Атиква одновременно с севера и с юга. На юге оборонительные позиции «Хаганы» были прорваны, и у арабов появилась реальная возможность захватить Шхунат-Атиква. Жители квартала в панике побежали в Тель-Авив. Но арабы не воспользовались хорошей возможностью. Войдя в южную часть Шхунат-Атиква, они начали грабить имущество и поджигать дома. Двое евреев, старик и старуха, заживо сгорели в одном из бараков. Арабское воинство, нагруженное трофеями, стало небоеспособным. Англичане перегородили дорогу из Тель-Авива в Шхунат-Атиква, но отряд резервистов «Хаганы» сумел обойти заслон англичан и войти в квартал в самый разгар арабского грабежа. Этот отряд и выбил арабов из Шхунат-Атиква. Бой продолжался три часа. В бою погибло 60 арабов и два еврея. 32 барака было сожжено, 300 жителей Шхунат-Атиквы остались без крова. Один араб унес с собой еврейского младенца, но англичанам на следующий день удалось его вернуть. Два трупа арабов остались лежать в Шхунат-Атиква. Жители квартала облили их нефтью и сожгли.
После этого нападения англичане заняли позиции между Шхунат-Атиква и деревней Саламе. Арабы больше не нападали на еврейские кварталы, но происходили периодические перестрелки. Бойцы «Хаганы» продолжали периодически совершать вылазки к деревне. Защитники Саламе отбили нападения 19-го декабря и в ночь с 24-го на 25-е декабря. В ночь с 26-го на 27-е декабря еврейский взвод приблизился к деревне Саламе и обстрелял караульных. 28-го декабря деревня была атакована со стороны Рамат-Гана.
Командование «Хаганы», раздосадованное неудачей всех этих рейдов, решило предпринять крупномасштабную атаку на деревню. Операция «Йегошуа» была запланирована на ночь с 31-го декабря 1947-го на 1-е января 1948-го года. В «Хагане» надеялись, что англичане, занятые празднованием Нового года, не вмешаются в разборку. В атаке участвовали семь отделений, одно из Пальмаха и шесть из бригады «Гивати». Отделение Пальмаха должно было атаковать деревню с юга и отвлечь силы защитников, а бойцы «Гивати» в это время атаковали бы Саламе с севера. Командовать операцией поручили комбату Ицхаку Пундаку. Он отдал приказ: «Атаковать деревню с севера, убить людей, взорвать дома и сжечь все, что возможно». В параграфе «Особые замечания» он написал: «Следует стараться не убивать женщин и детей врага». Чтобы избежать потерь среди мирного населения, начальник штаба Хаганы Исраэль Галили запретил использовать минометы.
Атака оказалась неудачной. Отделение Пальмаха атаковало деревню с юга, взорвало три дома и убило нескольких арабов, но основное наступление не состоялось, потому что бойцы заблудились в пути и вернулись на базу. Те, кому удалось добраться до деревни, вступили в перестрелку с ее защитниками. Тем временем на помощь защитникам Саламе пришли англичане на бронетранспортерах, и евреям пришлось отступить.
После этого палестинцы поставили заграждения на дорогах, ведущих в деревню, но англичане потребовали от них убрать заграждения, потому что они «мешают движению транспорта».

Неудачи огорчили руководство еврейского ишува и заставили его заново обсудить ситуацию. Секретарь Еврейского агентства Элиягу Сасон сказал на заседании руководителей военных организаций ишува: «Надо было ударить по Саламе как следует, и тогда деревня не досаждала бы нам целый месяц». Командир Пальмаха Игаль Алон предложил перейти к тактике коллективного наказания, «много убивать и много разрушать». В середине января руководители военных организаций ишува решили, что «в деревнях, участвующих в боях, нет невиновных», и можно убивать всех жителей без разбора. В качестве примера была указана Саламе как «центр, из которого совершаются нападения на Тель-Авив».
Газета «Фалестын» написала, что в январе евреи совершили 10 нападений на Саламе. Нападения совершались как со стороны Тель-Авива и Шхунат-Атиква, так и со стороны Рамат-Гана и Гиватаима. В ночь с 12-го на 13-е января группа еврейских бойцов попыталась атаковать дом «главаря банд», но по ошибке взорвала дом его соседа. 18-го января 33-й батальон бригады «Александрони» атаковал северо-восточную окраину деревни и взорвал группу из пяти домов, из которых велся обстрел Рамат-Гана. В ходе этой атаки погиб командир отделения, несколько еврейских бойцов были ранены. Число погибших арабов неизвестно.
28-го февраля группа из примерно 30 бойцов Хаганы снова вошла в деревню, чтобы взорвать два дома. На следующий день британская полиция обнаружила на месте трупы шести погибших евреев. Выяснилось, что еврейский отряд попал в засаду. В бою погибли также трое арабов, в том числе одна женщина.
6-го апреля «Хагана» взорвала два арабских дома между Саламе и Гиватаимом. 15-го апреля бойцы из Саламе участвовали в нападении арабов на британский военный лагерь Тель-Литвински (ныне Тель-Ашомер). В ночь с 15-го на 16-е апреля евреи обстреляли Саламе из минометов.
Между тем у защитников Саламе заканчивались боеприпасы. Жители потеряли уверенность в своих силах и начали покидать деревню.
В ночь с 27-го на 28-го апреля военные организации еврейского ишува начали операцию «Хамец». Ее задачей был захват арабских деревень, опоясывающих Яффо, и установление сухопутной блокады Яффо. Предполагалось захватить деревни Абу-Кабир, Джебалия, Тель-Ариш, Язур, Аль-Хирия и Сакия. В операции участвовали бригады Пальмаха «Александрони», «Гивати» и «Кирьяти».
В первую ночь батальон бригады «Александрони» занял деревни Аль-Хирия и Сакия. Теперь Саламе была отрезана со всех сторон. Бригады «Гивати» начала обстрел деревни с запада. Защищаться было нечем. Жители деревни и ее защитники стали отходить в сторону Яффо. В ночь с 29-го на 30-е апреля бригада «Александрони» начала наступление на Саламе. Две роты 32-го батальона наступали со стороны деревни Аль-Хирия, две роты 33-го батальона со стороны Гиватаима. Наступающие не встретили никакого сопротивления. Деревня оказалась пустой. Радио «Хаганы» сообщило, что деревня «очищена после первой атаки». Ни одна из сторон не понесла потери. Еврейские части начали занимать дома деревни в 5:00 30-го апреля. Давид Бен-Гурион посетил Саламе в тот же день. Он записал в дневнике, что «нашел в деревне только одну слепую старуху».

В отличие от большинства других деревень, оставленных арабами, Саламе пережила 1948-й год. Саперам «Хаганы» не удалось взорвать арабские дома. Во-первых, деревня была большой, а во-вторых ей повезло – она оказалась близко к городам центра страны. Уже на следующий день после занятия деревни евреями в ее дома заселились бездомные и бедные евреи из Шхунат-Атиква и Тель-Авива, и их уже никто не мог выгнать, даже если бы хотел. Так на месте деревни Саламе возник еврейский квартал Кфар-Шалем, дома которого в последующие десятилетия постепенно сносились, а территория застраивалась новыми многоэтажными зданиями. Но два участка оригинальной застройки деревни Саламе сохранились до сих пор. Понятно, что арабские дома надстроены и перестроены. В центре деревни сохранились остатки мечети, гробницы шейха Саламе Абу-Хашема и дома мухтара Ан-Наджи, в котором живут несколько еврейских семей.

Линки:
http://nakba-online.tripod.com/Salama.htm

http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A1%D7%9C%D7%9E%D7%94_%28%D7%94%D7%A9%D7%A4%D7%9C%D7%94%29

http://www.palestineremembered.com/Jaffa/Salama/index.html
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: grihanm
2007-06-11 05:33 pm (UTC)
Oчень интересно! Спасибо. (заискивающе) А мораль есть? :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2007-06-11 05:46 pm (UTC)
Для меня это история без морали. То, что называется "эйн брера". Объективное изложение событий развенчивает мифы обеих сторон, но показывает, как это было на самом деле.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nelikvid
2007-06-27 11:39 pm (UTC)

Объективность изложения прослеживается легко

Вот вам еще одно объективное описание:
http://www.palestine-info.ru/code/AFF/aff.php?id=8862&categuorie=9
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: meshulash
2007-06-11 06:55 pm (UTC)
Нет ли данных, что было на месте этой деревни до арабской оккупации, то есть до 634 года?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2007-06-11 07:18 pm (UTC)
К сожалению, не располагаю. Но можно предположить, что были эллинисты, а до них филистимляне. Последние, кстати, занимали большую территорию, чем я думал. До недавнего времени я считал, судя по некоторым публикациям, что северной границей Плешета являлся Яркон (он же Ауджа). Но недавно я забрался с семьей в национальный парк Афек, который за Петах-Тиквой, и с удивлением узнал, что это было поселение филистимлян. А вот в Мигдаль-Цедек, что в нескольких километрах к востоку возле религиозного города Элад, жили уже евреи.
Холм, который у слияния упомянутой Ауджи и Вади-Кабир (они же Яркон и Аялон), тоже являлся городом-портом филистимлян.
Это все "стабильная" территория Плешета. Но известно, что в некоторые моменты филистимляне воевали с евреями за контроль над Изреэльской долиной и даже за Гильбоа, где погиб Саул.
Самым западным еврейским городом был Гезер (он чуть восточнее Лода).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2007-06-11 07:24 pm (UTC)
ЗЫ. Пардон, посмотрел на карту. Антипатрис на южной стороне Яркона, так что возможно, что и он, и Джериша были аванпостами филистимлян, а Яркон таки был границей их земли.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: meshulash
2007-06-12 04:46 pm (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rav_erev
2007-06-11 09:01 pm (UTC)
<< Холм, который у слияния упомянутой Ауджи и Вади-Кабир (они же Яркон и Аялон), тоже являлся городом-портом филистимлян. >>

Гиват-Наполеон, он же Тель-Гриса ? Или есть какой-то холм ближе к слиянию ?

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2007-06-12 05:26 am (UTC)
Он самый. Джериша - арабское название, которое носила деревня, стоявшая там до 1948 года, Гриса - ивритизированное.
http://mikranet.cet.ac.il/pages/item.asp?item=2914
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mfi
2007-06-12 03:37 pm (UTC)
В 1935 году мэрия Тель-Авива начала строить на землях деревни с другой стороны от нее квартал «Атиква» для работников муниципальных служб, принадлежащих к восточным еврейским общинам (ашкеназы хотели убрать их с глаз долой). В скобках вранье, как мне кажется. 1935-й год все таки.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2007-06-13 05:02 am (UTC)
На самом деле по всем источникам у меня складывается впечатление, что в 1935 году ашкеназский расизм был гораздо сильнее, чем сейчас. Бялик в 30-е годы об этом писал. И как еще объяснить создание квартала вне города специально для работников муниципалитета, для которых по логике вещей должен строить жилье муниципалитет в самом городе? Если бы они хотели создать общинное поселение, тогда другое дело.
Это напоминает историю создания города Солнцево рядом с Москвой для лимитчиков, работающих на московских стройках, чтобы не селить их в Москве. Город был очень отсталым по всем показателям (инфраструктура, школы, жилой фонд из "хрущевок" самых дешевых серий, два магазина на весь город). Ни Моссовет, ни предприятия, на которых работали эти лимитчики, не хотели тратить на него деньги. В 1984 году партийное начальство постановило, что поскольку все население Солнцева работает на предприятиях Москвы, город должен быть включен в состав Москвы. Что и было сделано.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: markerai
2007-06-14 09:56 am (UTC)

пишите еше

Приятно читать и вспоминать, что мы победили.
(Reply) (Thread)