?

Log in

No account? Create an account
Хеврон - 1 - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Хеврон - 1 [Jul. 9th, 2010|07:36 pm]
Живой журнал leorer-а
Съездил в Хеврон с экскурсией, организованной группой "Шоврим штика" (нарушающие молчание). В этом городе я не был больше 10 лет, с 1999 года.
Материала много, поэтому буду выкладывать постепенно
Вначале о нынешнем Хевроне. В историю углубляться не буду. Город после соглашения, подписанного Нетаниягу в "Вай-плантейшн" в 1998 году, был разделен на две зоны - Эйч-1 и Эйч-2.
Зона Эйч-1, включающая в себя большую часть города, находится под полным контролем палестинской администрации. В ней живет больше 250 тысяч палестинцев. Евреям в эту зону города вход воспрещен (запрещают израильские власти).
Зона Эйч-2, занимающая 18 процентов площади города, контролируется израильскими силами безопасности, в то время как "гражданскую" ответственность за палестинское население несет палестинская администрация. В этой части города живет 800 израильских евреев и 35 тысяч палестинцев.
Со временем две зоны превратились в "живой" и "мертвый" город. Почему мертвый, скоро станет понятно.
Израильская армия в союзе с поселенцами проводит политику систематического выдавливания палестинского населения из зоны Эйч-2 путем последовательного ухудшения условий жизни, вплоть до того, чтобы сделать ее невыносимой.
Главная улица этой части города называется Шуада (самопожертвование за Бога). Эта улица всегда была в Хевроне центральной, как Невский в Ленинграде, улица Горького в Москве, Эвен-Гвироль в Тель-Авиве. Там располагалась большая часть магазинов и рынков города. На ней же расположена "рахават а-Махпела" - площадь перед пещерой Махпела, святым местом иудеев и мусульман, где, как считается, похоронены трое еврейских праотцев и три еврейских праматери (у четвертой, Рахели, своя могила к северу от Бейт-Лехема). Все они также высоко почитаемые пророки ислама.
Когда я был в Хевроне 10 с лишним лет назад, на этой площади шла бойкая торговля. Арабские дети продавали дарбуки, гончарные и стеклянные изделия, кока-колу и мороженое. Сейчас площадь почти совершенно пустая. После второй интифады арабам вход на нее запрещен. Постоянно дежурящие на площади военные и военные полицейские следят за соблюдением запрета:



Сбоку на площади перед пещерой остались, однако, два арабских магазинчика. Это единственные арабские магазины на всем протяжении улицы Шуада и, кажется, во всей зоне Эйч-2. Они торгуют сувенирами:



Во всей зоне Эйч-2 разрешено движение только еврейского транспорта. Палестинцы имеют право передвигаться тут исключительно пешком. Поэтому газовые баллоны они носят на себе из зоны Эйч-1 (видел несколько таких переносчиков). Все продукты они тоже носят на себе оттуда же, потому что все палестинские магазины и рынки в этой части города закрыты распоряжением израильской армии, а еврейских магазинов, продающих товары ширпотреба, здесь нет, и вообще ничего нет, кроме домов поселенцев и йешив. Есть только "центр посетителей" перед пещерой Махпела, в который не пускают арабов.
На улице Шуада в части, прилегающей к пещере Махпела, реализован "принцип разделения". Вдоль улицы выставлены ограждения. С одной стороны ходят палестинцы, с другой ходят и могут ездить на машинах, если хотят, евреи. Вот как это выглядит:



Слева передвигаются евреи, справа, за бортиком - арабы. Солдаты, находящиеся на блокпосту, следят, чтобы никто не нарушал священный принцип апартеида. Вот блокпост, за ним разделительное ограждение:



А вот он же с другой стороны. За заборчиком зона "только для арабов":



Нашу экскурсию водил Авнер, бывший солдат, служивший в районах Шхема и Дженина, проведший несколько месяцев в Хевроне. Сейчас он студент, учится в Тель-Авиве. Вот он в полосатой футболке на фоне еврейского "центра посетителей" пещеры Махпела:





Наша группа идет слева от ограждения, арабы - справа:



Дома на улице Шуада были выстроены двухэтажными. На первых этажах располагались магазины и мастерские, на вторых жили люди, в основном их владельцы. Многие до сих пор там живут. Первые этажи запечатаны административным постановлением армии. По вторым регулярно бросают камни еврейские поселенцы, терроризируя таким образом арабских жителей. Поэтому весь уровень вторых этажей превращен в жуткие "клетки", защищенные решетками и сетками. Вот как это выглядит:



Здесь окна разбиты камнями, но люди еще живут:



А это запечатанный бывший вход в дом со стороны улицы Шуада:



Авнер проводит экскурсию:



Справа в ортодоксальной кипе и с бородой Иегуда, основатель движения "Шоврим штика". Очень интересный человек. О нем я расскажу дальше:



Еще закрытые решетками окна, запечатанные магазины и палестинские дети, гуляющие внизу:



Как раз в этом месте разделительный бортик кончается, и палестинцам дальше разрешается ходить по той же части улицы, что и евреям (ездить на машинах и мотоциклах все еще запрещено).
Продолжение следует.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: aslanbeily
2010-07-09 04:40 pm (UTC)
шомрей штика = хранящие молчание
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: brewbuilder
2010-07-09 04:50 pm (UTC)
Именно, а эти שוברי שתיקה
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2010-07-09 05:37 pm (UTC)
Да, описался. Фрейд. Сейчас поправлю. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: leorer
2010-07-09 05:38 pm (UTC)
Конечно. И вторую тащите. Потом еще будут.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: soldat31
2010-07-09 05:10 pm (UTC)
Познавательно.Но подтекст поста смутил...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: jimitree
2010-07-09 05:38 pm (UTC)
Хорошо, что вы не были там на день Хеврона на Песах. Тогда падестинцев вообще на улицу не выпускают, появляется впечатление, что есть еврейская и арабская части города, строго разделенные между собой, ан-нет, оказывается нет. Ужасно еще и то, что местным палестинцам с Шуары-то ведь и не дают возможности хоть немного подзаработать на туризме в день Хеврона. Но с другой стороны их-бы там наверное растерзали какие-нибудь фанатики. Не понимаю, почему ни израильтяне ни палестинцы не пытаются достичь толкового прагматичного компромисса о сожительстве. Фанатизм страшная штука.

Кстати арабская часть города совершенно другая, довелось однажды побывать, жаль что израильтянам туда нельзя.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2010-07-09 05:42 pm (UTC)
Тогда падестинцев вообще на улицу не выпускают
Да, я об этом еще напишу попозже.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: iskatel1
2010-07-09 06:19 pm (UTC)
"Не понимаю, почему ни израильтяне ни палестинцы не пытаются достичь толкового прагматичного компромисса о сожительстве."

Зачем израильтянам компромисс с палестинцами, если их защищает армия? Убрать армию - тогда компромисс будет возможен.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: leorer
2010-07-09 06:29 pm (UTC)
Зачем израильтянам компромисс с палестинцами, если их защищает армия?
100 процентов. А если армия не будет их защищать - развоняются на весь мир, что их предали и бросили.
Там на каждого еврейского жителя приходится по одному солдату.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shurubb
2010-07-10 08:41 am (UTC)
Ужас какой.Это же апартеид в чистейшем виде!
А у арабов есть свой Нельсон Мандела?Маруан Баргути?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2010-07-10 08:47 am (UTC)
Все потенциальные Манделы репрессированы. Хунта их боится больше, чем Хамаса.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lord_matthews
2010-07-10 11:07 am (UTC)
ГУТНИК-ЦЕНТР!
Простите, не удержался.
А что это значит?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2010-07-10 11:14 am (UTC)
Центр имени еврея Гутника, на деньги которого он, скорее всего, построен. Это общепринятая у нас практика. У нас есть Тель-Авивский музей искусств имени Сами Офера, который к искусству никаким боком не причастен. :)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lord_matthews
2010-07-10 01:25 pm (UTC)
Ну, а у нас музей имени Пушкина и метрополитен имени Ленина)).
Выходит, Гутник - еврейская фамилия. Знает ли об этом http://lurkmore.ru/Гутник ?..
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)