?

Log in

No account? Create an account
Израильтяне в земле туземцев. Паломничество в Умань - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Израильтяне в земле туземцев. Паломничество в Умань [Sep. 17th, 2010|11:16 pm]
Живой журнал leorer-а
Ниже статья из "Маарива" одного маститого израильского журналиста. Материал показался мне настолько характерным как по содержанию, так и по языку, что я решил переложить его на русский и выложить. Пусть всем видно будет. Судный день, делать нечего. :)

Умань, Украина. Добро пожаловать в "ад".

Шлюхи за 50 долларов, атмосфера вседозволенности, преступники, рыскающие в поисках наркотиков. Описание годового "фестиваля прощения" в Умани – на самом веселом кладбище в мире.

Шалом Йерушалми, Украина

Давид С. стоит посреди улицы Пушкина в Умани, возле минимаркета, в котором нет порядка, и держит в руке маленький сотовый телефон. Людям, быстро проходящим мимо него, он предлагает сделку – беседу с Израилем, каждая минута – доллар. Спрос не очень велик, но и это его устраивает. На каждом разговоре он получает прибыль не меньше 50 процентов, и вот с утра он уже заработал 30 долларов. Возможно, ночью он найдет нормальную койку в заплесневелом и тесном украинском жилом квартале. Первую холодную ночь он провел на скамейке рядом с миквой, обернувшись в смешной плащ, который привез с собой из Израиля.
После 24 бессонных часов он не похож на Джорджа Клуни в рекламе "Эспресо". Нет. Давиду С. 20 лет, он солдат срочной службы. Он вырос в распавшейся семье из 10 человек, как говорит сам о себе. Он уехал в Эйлат, дезертировав из армии, его поймали, и он провел несколько недель в тюрьме. Полиция округа Эйлат-Эйлот тоже неплохо его знает. С родителями он уже давно не поддерживает контакт. Поездка в Умань кажется ему возможностью сбежать от всех бед.
Он сблизился с браславскими хасидами в своем городе, и они отвезли его в йешиву "Шуву баним" (вернитесь, сыновья) в Иерусалиме. Раввин Аарон Шварц из йешивы решил профинансировать ему поездку. Сейчас он здесь, с большой ермолкой и цицес на улице, без копейки денег. Он занимается бизнесом на улице, но утверждает, что молитва у могилы рабби Нахмана из Браслава радует его душу.
Быстрое сближение "людей с обочины" с браславскими хасидами может показаться позитивным феноменом, но многие из тех, кого я встретил в Умани, испытывают кризис идентичности, тяжелые последствия которого чувствуются сейчас в каждом уголке этого депрессивного негостеприимного городка, в который, если бы не могила праведника, оказавшаяся здесь, вряд ли бы кто-нибудь когда-нибудь вообще приехал. "Браславские хасиды любят каждого таким, каков он есть", восхищается тем временем Давид С. "Все все время радуются. Просто здорово. Музыка звучит без перерыва. Они показывают, что принимают тебя таким, каков ты есть, независимо от того, что на тебе надето, и как ты себя ведешь". Давид С. в этом не признается, но браславские хасиды, видимо, подарили ему ощущение семьи, которой у него нет.
"Посмотри на этих людей", говорит мне 50-летний человек с вязаной ермолкой на голове и полным отчаяния взглядом в глазах. "Браславские хасиды притягивают их к себе мгновенно, спонтанно. Твоя психика не в порядке. У тебя другие проблемы в жизни. Ты надеваешь на голову ермолку, но твоя суть не меняется. Нет боязни Бога, нет высоких стремлений. Я говорю, что ты мерзавец на службе у Торы, или в данном случае на службе у данного хасидского течения".

"Здесь я освобождаюсь от забот"

В этом году исполнилось 200 лет со дня смерти рабби Нахмана из Браслава, похороненного в Умани. Это отличный повод для десятков тысяч верующих снова приехать к его могиле. Все возможное было написано и сказано об этом чудесном праведнике, постановившем, что "всегда быть веселым – важная заповедь", и что "никогда нельзя отчаиваться", ученике Бааль Шем-Това, ставшем его оппонентом по вопросам толкования Галахи.
Рабби Нахман женился сразу после бар-мицвы (в 13 лет), стал духовным лидером в 20 лет, приехал в Эрец-Исраэль в 1798 году, но застрял там из-за того, что Наполеон осадил Акко. Через полгода он вернулся на Украину, но не переставал восхвалять Эрец-Исраэль. В 38 лет он умер, но велел своим последователям посещать Умань, в которой был похоронен, в знак солидарности с 30 тысячами евреев, убитых гайдамаками за 30 лет до его смерти.
Больше всего рабби Нахман и его ближайшие сподвижники внушали своим последователям чувство невероятной легкости бытия. Они почти ничего не требуют от Давида С. и его товарищей, заполнивших Умань, от сотен гопников, способных превратить городок в гигантский притон, предназначенный для проституции и наркотиков. Требования у них простые. Спасение находится на расстоянии вытянутой руки, и ради его достижения не надо прилагать усилия.
Рабби Нахман пообещал, что "если кто-то придет на его могилу, даст грош на благотворительность ради него и произнесет "тикун клали" (молитвенный канон), даже если грехи этого человека очень велики, покойный рабби постарается и вытащит его из адского пекла" (Книга "Чудеса праведника, брошюра, распространяемая в Умани).
Свои гроши верующие бросают в десятки, даже сотни мисок и банок, расставленных вокруг святого места. Там всегда найдется кто-то, кто с радостью примет пожертвования, в том числе и те, кто планировал прийти на встречу с рабби Нахманом. Янив Цви Грин из Бейт-Шемеша танцует у могилы и втягивает в круг танцующих других людей, даже вопреки их воле. Он объясняет: "Здесь я избавляюсь от забот. Люди спрашивают, зачем я приехал. Они говорят: "Я стою у могилы и ничего не чувствую". Я объясняю им: "Рабби Нахман дает всем по чемодану. Они открывают его в течение года и чувствуют, какой дар они приобрели".

Надо радоваться, а не ходить на кладбище

Церемония короткая и трогательная. Многие, даже большинство, приезжают в Умань, чтобы прилежно молиться, и многие часы просиживают напротив рабби Нахмана. Но остальные ищут себе другие занятия на долгие новогодние дни после того, как они оставили своих жен и свои семьи. Это расставание в дни долгих праздников стало поводом для серьезного диспута.
Раввин Овадья Йосеф, которого беспокоят, видимо, евреи, возвращающиеся к вере при помощи браславских хасидов, а не "древнего учения" ШАС, не упускает возможности обругать это явление. Он назвал два года назад паломничество к могиле "уманским феноменом". "Они едут в Умань, но что там есть? Кто-то сказал, что я это поддерживаю? Не дай Бог. Все евреи сидят дома вместе со своими семьями, делают хорошие дела, желают друг другу хорошего и сладкого нового года, все вместе молятся в синагоге. Зачем ехать в Умань? Написано, что в праздник надо трубить в шофар. Это праздник. В праздник надо радоваться, а не ходить на кладбище".
Но тысячи людей, прибывающих в Умань, получают в больших дозах противоядие от этих проповедей. Им объясняют, что паломничество – это воспроизведение традиций прошлого и ответ на требования нового времени, так что жена должна оставаться дома. Сайт "Ворота Браслава" утверждает, что во времена Танаха люди именно в праздники ходили в Храм, и их путешествие продолжалось по многу дней. Раввин Эрез Моше Дорон утверждает, что если человек идет на могилу праведника, когда он плохо себя чувствует или просит помочь ему с заработком, тем более надо съездить в Умань ради прокормления и излечения души.
А что с женщинами? "Соблюдающая заповеди и богобоязненная жена должна поторапливать своего мужа, отправлять его как стрелу из лука в Умань в новогодние дни", утверждает сайт браславских хасидов. У могилы висит объявление с объяснением, почему женщина должна оставаться одна в Израиле, чтобы не причинять вреда своим близким, едущим поклониться могиле. "Скромная и богобоязненная женщина отправляет своих сыновей в Умань, чтобы улучшить их судьбу, а те, кто остаются дома, упускают благословения и ставят под угрозу спасение собственной души".
Кстати, паломничество в Умань стимулировал Арье Дери, бывший председатель партии ШАС, который в одиночку ездил к могиле рабби Нахмана каждый год вопреки мнению раввина Овадьи. Следом за Дери потянулось множество людей, сторонников ШАС. Но в последние годы Дери уже не ездит в Умань. Приближенные говорят, что его "пугают толпы людей".

Алкоголь, наркотики и антисемиты

"В воздухе разлито насилие. Если никого пока не убили, это чудо", говорит Гертман. "Украинцы антисемиты, но и мы нарушаем порядок. Там очень много спиртного. Все выпивают. Я видел у американцев много марихуаны. Проститутки там стоят 50 долларов. Большинство людей ведут себя нормально, лечат свою душу, но некоторые берут улицы под свой контроль. Они позволяют себе то, что не посмели бы делать в Израиле. Там атмосфера вседозволенности. Это как фестиваль".
Бреславские хасиды соглашаются с Гертманом, но утверждают, что лечение души продолжается долго. В конце концов человек становится другим, и если не он сам, то его сыновья. Нужно быть терпеливыми. Виленский гаон сказал, что изменить одну черту характера у человека труднее, чем выучить всю Тору. Страдания, связанные с поездкой в Умань, получают убедительные объяснения. Раввин Эрез Моше Дорон рассказывает о тесноте в аэропорту Киева, криках, отсутствии порядка. "Что здесь, ад?", спросил его один из людей, едущих в Умань. "Да, здесь ад", ответил раввин. "Но это ад здесь, внизу, и он заменяет ад, который наверху".
Основной вопрос и раньше, и сейчас: "Чем бы занять время?". Украинцы уже давно это поняли. 20-летний парень Вадим приехал перед праздником на улицу Пушкина на велосипеде со сломанным и перевернутым рулем. Вадим предложил присутствующим сделку. Кто проедет на сломанном велосипеде 10 метров, получит в пять раз больше денег, чем он вложил. Люди давали ему деньги, садились на велосипед, пытались проехать 10 метров между быстро выстроившимися двумя рядами людей. Некоторые при этом трубили в шофар. Ни у кого не получилось, и вот наконец кто-то крикнул: "Этот гой обманывает нас всех. Убейте его".
Соседство тысяч израильтян, приехавших в Умань, с местным населением не может быть удачным. В мире мало стран, так же пропитанных кровью миллионов евреев, как Украина. На центральной площади ее столицы Киева, возможно, одного из самых красивых городов Восточной Европы, возле большого университета возвышается огромный памятник казаку Богдану Хмельницкому, сидящему на чудовищном коне. Каждый выпускник школы знает, что Хмельницкий был ненавистником евреев, осуществил погромы 1648-49 годов в 17 веке и жестоко убил 100 тысяч евреев. На Украине Хмельницкий считается национальным героем.
Убийства евреев там никогда не прекращались. В начале прошлого века, во время 1-й Мировой войны, Симон Петлюра, президент Украины, убил тысячи живших в стране евреев. Петлюра тоже считается в его стране героем. В 1924 году еврейский часовщик Шалом Шварцбард убил Петлюру в Париже. На суде его спросили, кто совершил этот акт убийства вместе с ним. Он объяснил: "К сожалению, они не могли быть вместе со мной". Судьи, услышавшие ужасные свидетельства людей, переживших погромы, оправдали Шварцбарда. Во время 2-й Мировой войны были убиты приблизительно 1.7 миллиона из 2.5 миллионов евреев Украины.

Они превращают важное в неважное, а неважное в важное

Постоянные трения в Умани между украинцами и израильтянами неизбежны. Местные жители очень много по местным понятиям зарабатывают на тысячах израильтян, приехавших к ним в этом году и приезжающих в другие годы. Но гости убеждены, что гои их обманывают, сдирают завышенную цену за ночевку и услуги. На много часов почти каждый день в Умани отключаются вода и электричество, что не улучшает настроение гостей. Вдоль улицы Толстого, ведущей к могиле, выстроились десятки лотков. Украинские торговцы обнесли их уродливыми сетками, чтобы предотвратить кражи. Это зрелище кажется ужасным человеку со стороны, решившему, что он приехал в место, где исполняют заповеди.
И все-таки почти полмиллиона евреев живут сейчас на Украине. Еще тысячи израильтян разъезжают по огромной стране и занимаются в ней бизнесом, но они не говорят ни одного хорошего слова об украинцах, а только жалуются на их поведение и холодное, отчужденное отношение.
В понедельник накануне Рош а-Шана главный раввин Израиля Йона Мецгер прибыл в Киев. Мецгер приехал на заседание еврейского евроазиатского конгресса в городе, который возглавляет украинский миллиардер, доктор Александр Машкевиц. За первый вечер работы конгресса Машкевиц и председатель международного совета доверительных лиц организации "Зака" Михаэль Мирашвили собрали 1.2 миллиона долларов пожертвований для организации Иегуды Меши-Захава. Мацгер выступил с главной речью. На следующий день он приехал в Умань вместе с Меши-Захавом, но поспешил вернуться домой до наступленя праздника. "Я согласен с каждым словом, сказанным равом Овадьей про Умань. Нельзя уезжать из Израиля на Рош а-Шана, чтобы праздновать на кладбище", сказал главный раввин.
В Киеве я встретился с адвокатом Мордехаем Цивиным, защитником торговца оружием, отставного полковника Яира Кляйна. Цивин, человек в ермолке, много месяцев разъезжает между Москвой и Киевом, пытаясь предотвратить выдачу Кляйна Колумбии, где его ожидает суровое наказание за военную подготовку повстанцев. Цивин и не думал поехать в Умань, до которой два часа пути. "Еврейство Умани – это еврейство на два-три дня в год. Что с остальными 363 днями? Я считаю, что надо выразить протест против набирающего темпы паломничества, в ходе которого важное становится неважным, а неважное важным".
Но вопрос остается открытым. Отъезд из Израиля ради поклонения могиле рабби Нахмана в праздник получает объяснение у браславских хасидов. Поездки в Умань набирают темпы вопреки всем протестам. "Без поездки в Умань нельзя почувствовать святость Эрец-Исраэль", цитирует бреславский журналист Хаим Махлев своих раввинов. После того, что я увидел в Умани, мне хочется согласиться с ним.

http://www.nrg.co.il/online/1/ART2/157/938.html?hp=1&loc=8&tmp=5071

Related:
http://solnzevorot.livejournal.com/375192.html
http://community.livejournal.com/left_liberal_il/302458.html
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: osherovmikhail
2010-09-17 10:54 pm (UTC)

Евреи возвращаются к корням.

Корни еврейства - не в современном Израиле, а в тысячелетней истории европейского еврейства.

Брацлавские хасиды - настоящие евреи.

Корни еврейства - это и могилы, разбросанные по всей Европе. Нахман из Бреславля и Рамбам.

В современном Израиле живут израильтяне. Тупые восточные мудаки.

Евреи - в небесном Иерусалиме и в Умани.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2010-09-18 07:06 am (UTC)

Re: Евреи возвращаются к корням.

Не согласен. Израильтяне, в отличие от исторических евреев - нормальный в целом народ, и это хорошо. У каждого народа своя гопота. Не думаю, что бреславские хасиды в чем-то хуже, чем британские или немецкие футбольные фанаты, к примеру. Кому-то близок хасидут Бреслава, мне он не близок. Для меня иудаизм - это та нитка, которая идет от Гилеля к Буберу и Лейбовичу.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mikeorl
2010-09-18 07:46 am (UTC)

Re: Евреи возвращаются к корням.

Хорошо бы все эти "евреи" переселились в Умань, а нас - тупых восточных мудаков - оставили в покое и дали нам жить по своим тупым восточным понятиям.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: leorer
2010-09-18 09:08 am (UTC)

Re: Евреи возвращаются к корням.

Нахман из Бреславля и Рамбам.
Рамбам, кстати, был типичнейшим восточным... Не скажу кем, но типичным и восточным. Типичнее некуда.
http://eterman.livejournal.com/45180.html
Все его "алахот" не имеют абсолютно никакого отношения к европейской цивилизации. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: krocodl
2010-09-18 07:38 am (UTC)
как хорошо, что в москве до сих пор ни один крупный религиозный деятель не помер.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savta_le
2010-09-18 10:13 am (UTC)
Спасибо за перевод, большая работа.
Понравилось: "ответ на требования нового времени, так что жена должна оставаться дома." Следят-таки за веяниями времени. Когда это удобно.:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2010-09-18 10:38 am (UTC)
Ну да.
Кстати, по поводу депрессивной Умани, в которую вряд ли кто-нибудь когда-нибудь заехал бы. Там есть не только один из лучших на территории всего бывшего СССР дендропарков, но и памятник на месте расстрела нацистами 13 тысяч (по другим данным, 25 тысяч) евреев Умани. Выглядит он вот так:







Там же была "уманская яма", но это уже другой вопрос.
Памятник на месте бывшей ямы находится в трех километрах от могилы Нахмана из Браслава. Мне вот интересно, хоть кто-нибудь из этих десятков тысяч паломников догадался туда сходить? И можно ли было потратить хоть небольшую долю тех денег, которые ушли на строительство новой синагоги, на то, чтобы поставить на месте показанного выше памятника что-то более приличное?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: raffal
2010-09-18 03:50 pm (UTC)
Браславские хасиды - веселые люди, судя по описанию.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nechaman
2010-09-18 06:22 pm (UTC)
Там большие деньги крутятся.
(Reply) (Thread)
From: igor_83
2010-09-18 07:34 pm (UTC)
Что-то мне кажется (интуитивно) что тут много риторики. Вот возьму и поеду в следующем году в Умань на Рош-а-Шана и отчитаюсь потом ))))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: o_aronius
2010-09-20 10:05 am (UTC)

В начале прошлого века, во время 1-й Мировой войны

аФФтар, кажется, мала-мала перепутал 1 Мировую и гражданскую. И убили Петлюру в 1926, а не в 1924

Впрочем, для израильского журналиста даже просто знать имя Петлюры - запредельный уровень образованности.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2010-09-20 06:57 pm (UTC)

Re: В начале прошлого века, во время 1-й Мировой войны

Впрочем, для израильского журналиста даже просто знать имя Петлюры - запредельный уровень образованности.
Ну да, именно так.
До памятника, снимки которого выше по треду, Шалом Йерушалми тоже наверняка не добрался, иначе бы он о нем написал. До Софиевки тоже, иначе он бы ее упомянул. Полагаю, что он даже в центр Умани не попал. Он вряд ли покидал упомянутое еврейское гетто на улицах Пушкина и Толстого, опасаясь страшных украинских "антисемитов".
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: stzozo
2012-12-02 08:29 pm (UTC)
Обижаете Умань.
Там очень красивый парк под названием Софиевка.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-12-02 08:34 pm (UTC)
Не я обидел, а автор статьи. :)
(Reply) (Parent) (Thread)