?

Log in

No account? Create an account
Советское "Сколково" - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Советское "Сколково" [Mar. 4th, 2011|10:46 pm]
Живой журнал leorer-а
Немногие знают о том, что у нынешнего претенциозного проекта подмосковного наукограда "Сколково" был предшественник в последние советские годы - Центр информатики и электроники в Зеленограде. Мы только что отметили 80-летие Михаила Сергеевича Горбачева, и судьба этого центра, можно сказать, стала копией в миниатюре судьбы всей горбачевской перестройки с ускорением.
Итак, 1985 год. Горбачев приходит к власти в СССР. Ему докладывают по служебной линии, что Советский Союз сильно отстает от потенциальных противников в области микроэлектроники, а за микроэлектроникой будущее. В Штатах некий Билл Гейтс создал фирму "Майкрософт" и разрабатывает в ней очень мощные и универсальные операционные системы, а фирма "Интел" тем временем создает чипы, опережающие совесткие аналоги минимум на поколение. Надо что-то делать. Собирается Политбюро, решает. Собираются специалисты, думают. В результате рождается закрытое постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 мая 1986 года о строительстве Центра информатики и электроники в городе Зеленограде и жилого района при нем на 150 тысяч человек. Центр должен был стать советским "Майкрософтом" и "Интелом" в одном флаконе. Предусматривалось не подчинять его никаким отраслевым министерствам, а сделать самостоятельной административной единицей, действующей в рамках СЭВ. Там должны были работать специалисты из всех стран социалистического содружества. Интересно, что соответствующая организационная структура сохранилась до сих пор, несмотря на то, что центр так и не появился.
Центр должен был стоять здесь. Архитекторы в рекордный срок, всего за полтора месяца, составили его эскизный проект. Откройте эту ссылку и посмотрите, вся его основа осталась на местности.
Центр был ограничен на юге речкой Горетовкой, а на западе и востоке двумя ее притоками в глубоких оврагах. На севере был выход в город. Центр должен был иметь форму круга. По внешнему контуру круга располагались производственные здания. Ближе к центру - кольцевой коллектор с коммуникациями, сразу за ним - здания научно-исследовательских институтов, курирующих соответствующие производства, расположенные на тех же радиусах дальше от центра. В самом центре должно было быть центральное ядро комплекса - административное здание управления ЦИЭ и конференц-зал на 1200 мест.
Центр был разбит на три сектора - северо-западный, южный и северо-восточный. Северо-западный и южный сектора должны были заниматься информационными системами (советский "Майкрософт"), а северо-восточный - чипами (советский "Интел"). Самые большие научные корпуса, по 20 и больше этажей в высоту, должны были быть на юге.
Стройка развернулась немедленно, одновременно с проектированием. На нее перебросили три военно-строительных отряда, каждый численностью от полка бойцов до нескольких полков. Собственно строительство началось осенью 1987 года и резко прекратилось летом 1989-го, в течение двух-трех месяцев. Это можно было сравнить с выжиманием до конца тормоза автомобиля, едущего со скоростью 120 километров в час. Пришлось срочно искать в других местах работу для военных строителей. Не было проведено даже элементарных работ по консервации стройки, в результате чего все построенное за несколько лет пришло в негодность. Брошенные краны оставались и гнили на объектах еще много лет, не меньше десяти, потом их разобрали и увезли. Начальник одного из военно-строительных отрядов быстро сориентировался и начал возить "Камазами" в Москву подмосковные овощи и фрукты. Знаю, что он заработал на этом кучу денег. Что было с ним потом - неизвестно.
В статье "Википедии" по ссылке вверху написано, что стройка ЦИЭ была остановлена в связи с распадом СССР. Это не так. До распада СССР оставалось два года, даже СЭВ еще не распался, и социалистическое содружество продолжало жить еще несколько месяцев. Скорее всего, стоп-сигнал стал результатом борьбы в высших эшелонах власти вследствие того. что нарисовался колоссальный бюджетный дефицит, и власть имущие пытались резать по живому где только можно, чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу.
Результатом всего этого стало появление комплекса так называемых "развалин ЦИЭ". Они стоят в таком виде с 1989 года. Сейчас их используют в качестве популярного места для игры в пейнтбол. Только два почти готовых производственных корпуса из комплекса "советского Майкрософта" были доведены до ума и сейчас используются в качестве зданий зеленоградской таможни (там свободная экономическая зона, поэтому нужна таможня).
Я просмотрел интернет. Там достаточно много снимков развалин ЦИЭ, но и мифов тоже много. Попробуем разобраться и посмотреть, чем закончилась перестройка с ускорением в миниатюре.

1. "Чистый цех"





Это должен был быть основной производственный корпус "советского Интела". Он очень большой по площади. На "Викимапии" он помечен как "Большой цех". В процессе проектирования особое внимание уделялось созданию стерильной среды в цехе и защите от вибрации. В двух километрах от цеха железная дорога, и считалось, что движение поездов создает в цехе недопустимый уровень вибрации. Поэтому в цехе должны были быть фальшполы из больших плит, каждая из которых опиралась на четыре очень точно изготовленные пружины. Заказ на пружины уже был передан в производство, но потом, разумеется, отменен. Сейчас на месте этого уникального фальшпола растет молодой лесок, поднимающийся к рамам каркаса.

2. "Корпус НИИ".





На сталкерских сайтах он называется "Колизей", на "Викимапии" помечен как "Недостроенный корпус ЦВТЭ". На самом деле это должен был быть корпус "советского Интела". Как видно на втором снимке, стальной каркас корпуса был смонтирован только частично. Все, что мы видим над землей, смонтировано всего в течение месяца, перед самым экстренным торможением. Каркас состоит из трех уровней, каждый из которых состоит в свою очередь из лабораторной зоны и зоны инженерных коммуникаций, которые должны были проходить в центральной части ферм. Корпус опирался на противоатомное убежище с очень толстыми стенами, по примерно по полметра толщиной, и гермодверями по 10-15 сантиметров толщиной каждая. На убежище работало огромное количество военных строителей. Его заливали захватками, успели не до конца, поэтому и металлический каркас тоже сверху смонтирован не до конца, а только над той частью убежища, которую успели залить бетоном.

3. Кольцевой коллектор.





На некоторых сталкерских сайтах он подписан как "циклотрон". На самом деле, разумеется, это никакой не циклотрон, а коллектор, наполовину законченный к моменту аварийной остановки стройки. Он состоял в разрезе из трех частей - для сантехнических коммуникаций, для электрооборудования и спецоборудования и для прохода и обслуживания.

Вот еще запись на ту же тему с фотографиями.

Судьба ЦИЭ не уникальна. ЦИЭ был только верхушкой айсберга. Он должен был стать именно научным центром. Кроме него было запланировано создание массовых производств. Основными их центрами, по имеющейся информации, должны были стать Минск, Воронеж и Кишинев. Самый крупный проект начали реализовывать в Кишиневе - "Кишиневский завод персональных компьютеров", основной производитель соответствующей техники в СССР. Знаю, что его тоже начали строить и резко бросили. Но не видел, в Кишиневе не был. При заводе должен был появиться большой жилой квартал на берегу Днестра. То есть, Кишинев должен был выйти к Днестру.
Дальше была война. Дальше был распад Союза. Все остальное известно.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: stalin_ist
2011-03-04 08:55 pm (UTC)

Я думал вы "десант" готовите в помощь "виртуальной оппозиции Каддафу" созданной западными СМИ:)
А вы ударились в историю Иуды - Горбачева?:)

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-03-04 09:14 pm (UTC)
Послушайте Каддафи, вам понравится:
http://www.youtube.com/watch?v=OarFceo_Yv8&feature=related
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stalin_ist
2011-03-04 09:18 pm (UTC)
нет уж!
Кого слушать, я сам выбираю:))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ender_d
2011-03-05 09:52 am (UTC)
Что такое упоминание что Совок отставал от Запада в передовых технологиях и их внедрении вызвает баттхерт ?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: iskatel1
2011-03-05 11:10 am (UTC)
Горбачёв, по-моему, сильно не стрелял в соотечественников (если не считать событий в Вильнюсе, но Горбачёв открещивался от них). А на Каддафи уже сотни жизней. Так кто больший Иуда?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: iskatel1
2011-03-05 11:16 am (UTC)
Я ошибся с сотнями. Есть данные о тысячах погибших:
http://ural.kp.ru/online/news/841739/
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: raffal
2011-03-04 11:22 pm (UTC)
Даже в мелочах Лунтик похож на "лучшего немца года" ..

Если этого придурка переизберут на второй срок, я всерьез усомнюсь в здравом смысле своих соотечественников.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-03-05 05:36 am (UTC)
ИМХО, хуже. Судя по тому, что я прочитал в Сети про Сколково, оно соотносится с тем, о чем я написал, как фарс с трагедией. В ЦИЭ хотя бы было грамотно составленное проектное задание, заказчик точно знал, что он хочет получить. Архитекторы тоже начинали витать в облаках, но их ставили на землю. В Сколково один корпус, спроектированный на базе картины Малевича, говорит обо всем остальном.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: raffal
2011-03-05 12:44 pm (UTC)
Ты еще учти местоположение Сколково - проезжал я там как-то, территория практически примыкает к МКАДу (с соответствующей ценой квадратного метра, подороже центра Иерусалима, для сравнения) - КАК они там собираются хоть какие-то физические/химические эксперименты проводить или "чистое" микроэлектронное производство разворачивать ?

И это при том, что в Подмосковье УЖЕ есть наукограды Зеленоград и Троицк - с готовой инфраструктурой, с нехилыми кадрами ..
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-03-05 02:17 pm (UTC)
Ну да, и это. Я смотрел по карте, там совершенно некуда развиваться. Маленькая территория, зажатая со всех сторон. В ЦИЭ хоть был резерв для развития, на юг по Пятницкому шоссе.
Проект Сколково совершенно ублюдочный. Готов понять тех, кто утверждает, что единственная цель данной инициативы - попил бабла, иначе невозможно объяснить ни выбор места, ни проект. Потому я и написал про фарс.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kirovtanin
2011-03-05 05:30 am (UTC)
Символично. Еще бы по этой Помпее советской, сейчас пролегала блестящая нефтяная труба...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-03-05 05:37 am (UTC)
Очень символично, ИМХО.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ab_andrey
2011-03-05 07:33 am (UTC)
В те же годы в Ленинграде на базе Объединения "Светлана" проектировался комплекс "1ЭГ" - производственная площадка в развитие вышеупомянутого постановления. Сейчас там торговый комплекс, а в здании проектного института "Терминал", который проектировал производство, расположена штаб-квартира Питерского Сбербанка
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-03-05 08:34 am (UTC)
Очень интересно, спасибо.
А институт еще существует, или закрылся?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ab_andrey
2011-03-05 02:16 pm (UTC)
На счет института не знаю, но специализированный проектный институт для проектирования предприятий электронной промышленности вряд ли имел в последние 20 лет достойный портфель заказов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ender_d
2011-03-05 09:49 am (UTC)
Совок такой совок. Сначала сознательно гробить микроэлектронику - "кибернетика продажная девка империализма". Потом когда поезд начал уходить начать ограниченные исследование в научных и оборонных целях, а когда они поняли что отстали от Запада лет на 30 и что на западе уже вовсю пользуются компами и компьютерными сетями ,резко спохватится и просрать все полимеры.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ab_andrey
2011-03-05 02:22 pm (UTC)
Вообще-то советскую микроэлектронику, в т.ч. научный центр в Зеленограде начали создавать в конце 50-х годов два американских персонажа- "Филипп Старос" ("Альфред Сарант") и "Иосиф Берг" (Джо Барр"). Мне довелось застать второго из них в живых.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ender_d
2011-03-05 02:30 pm (UTC)
ну и как это отменяет тот факт что Совок безнадежно оотставал во всем что касается высоких технологий, если их использование не предназначалось на оборонку.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-03-05 02:35 pm (UTC)
Так, что денег у страны не хватало на гонку вооружений, а военное лобби выкачивало из нее все соки, потому что хотело противостоять всему миру.
Кстати, насчет преследований кибернетики в СССР - это городская легенда. При всем моем антисталинизме следует признать, что ругали только философские идеи, изложенные в книге Норберта Винера "Кибернетика", а практическая вычислительная техника при Сталине очень неплохо развивалась, ей уделялось большое внимание, и советские ЭВМ начала 50-х годов гораздо меньше уступали американским аналогам, чем в конце 70-х и начале 80-х.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-03-05 02:31 pm (UTC)
Да. Причем оба - бывшие советские атомные шпионы, участники "Манхэттэнского проекта", вывезенные в СССР. Про них до сих пор мало информации в открытой печати, при том, что они сыграли колоссальную роль и как шпионы, и как основатели научного центра.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ab_andrey
2011-03-05 04:31 pm (UTC)
Когда в 1983 году "Иосиф Берг" пригласил меня на собеседование со своим незабываемым английским акцентом, у меня шаблон порвало. А идеи в области технологии и разработки он генерировал очень нетривиальные.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: nedosionist
2011-03-06 06:05 am (UTC)
Это потрясающая история, спасибо за наводку! А попытки Берга найти американское финансирование в 1990, видимо, врямую относятся к иллюстрациям в данном посте.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-03-06 06:33 am (UTC)
Да. Обратите внимание, что "корпус НИИ" бросили так поспешно, что даже не сняли щитовую опалубку. Так она и висит там с 1989 года.
А насчет Берга я сам удивился, когда посмотрел и узнал, что он умер в 1998 году. Мне раньше казалось, что где-то в 70-х.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: michok
2011-03-25 07:37 am (UTC)
Сколково - пародия, да еще в подмосковном смоге. Отстали на 30 лет:сейчас нам не до исследований, а давно пора приглашать со всем хозяйством зарубежные фирмы и по ихним технологиям и руководством массово выпускать электронную продукцию.
А Советская власть в то время, когда строился Зеленоград отставала на несколько лет. Но до Зеленограда были во многих учебных заведениях открыты кафедры электроники ( до Горби) и мои дети, закончив учебу работали в почтовом ящике по выпуску ИС.И только в конце 80-х начале 90-х в их чистых помещениях стали варить пиво.
А колхозник Лукашенко не прекращал выпускать Интегральные схемы.
И у Нузарбаева работает крупнейший завод по выпуску металлического кремния: вероятно прежде всего на зкспорт.
А на наших ракетах что стоит в системе управления?
(Reply) (Thread)