?

Log in

No account? Create an account
О "русской" тшуве - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О "русской" тшуве [Jun. 8th, 2011|10:36 am]
Живой журнал leorer-а
Очень долго пытался подойти к этому разговору, но никак не мог, хотя тема меня очень интересует. Пожалуй, это самый интересный и необъяснимый для меня психологический феномен. Как человек, получивший образование и воспитанный в одном из столичных городов бывшего СССР, становится убежденным адептом иудейской религии? Я очень уважаю верующих людей, исповедующих любую религию, поэтому любые хамские нападки на них у меня в журнале будут жестко пресекаться. Я сам считаю себя верующим в том смысле, что верю в существование мирового разума, как бы он ни назывался, и рационального изначального плана мира. Я считаю себя иудеем, потому что рожден в этой системе "по умолчанию" и не вижу убедительных причин менять ее на что-то другое, хотя глубоко уважаю и понимаю евреев, принявших христианство подобно известным великим деятелям русской культуры еврейского происхождения. Христианство для меня на порядок выше двух других монотеистических религий по своей этике и содержательному наполнению, но и в нем много того, с чем я никак не могу согласиться, а стало быть, я не могу и принять его для себя как систему.

Я пытался приблизиться к иудаизму в один из самых сложных периодов своей жизни, когда жил в чистом поле в пяти километрах от Сдерота в половине прорабской и ходил по вечерам в город, в бейт-мидраш. Закончилось это у меня сильнейшей реакцией отторжения, подобной тому, как человек отдергивает руку от горячего чайника. Почему у меня такая реакция произошла, а у очень многих других людей, более глубоких и умных, чем я, не произошла? Вот что хотелось бы понять, а не получается.

Тшуву можно сравнить с сотворением мира в отсутствие Бога, она настолько же невероятна. Вероятность самопроизвольного возникновения планеты Земля с параметрами, подходящими для жизни, статистически ничтожна. Вероятность самозарождения жизни из органических молекул ничтожна. Вероятность возникновения сложных организмов путем естественного отбора и перегруппировки более простых элементов еще ничтожнее. Можно, конечно, рассуждать о бесконечной множественности параллельных миров, как делает Докинз, но это словесная эквилибристика, достойная Талмуда.

То же и с тшувой. Мало верить в разумное начало мира. Надо считать, что оно требует поклонения ему в определенной, достаточно случайным образом сложившейся системе понятий, выполнения определенных ритуальных действий, синхронизированных с другими адептами, определенного ритуального поведения дома, наедине с собой, всего комплекса, определяемого как "соблюдение мицвот". Вероятность того, что разумному началу нужно от тебя именно это, минимальна. Почему надо считать, что Абсолют хочет от тебя именно этого, а не свободного развития и самопознания, включающего в себя и познание Абсолюта во всей его бесконечности? Судя по моим личным наблюдениям, жизнь соблюдающих людей в целом не становится счастливее оттого, что они "соблюдают", гораздо чаще происходит обратное. К примеру, "русская" женщина пережила тяжелое событие – у нее на доисторической родине бандиты убили обоих родителей за два дня до их отъезда в Израиль ради денег и продаваемой квартиры. Это толкнуло ее к "тшуве". Она дважды выходила замуж за религиозных людей, один раз за "абреха", оба раза через сваху. Первый муж вообще оказался сволочью, и слава Богу, что она от него ушла. Но и сейчас трудно назвать ее счастливой. Все же она остается религиозной женщиной. У нее трое детей, они учатся в религиозных учебных заведениях, от Талмуд-Торы до школы, куда денешься? Как говорится, впряглась и поехала.
Я не могу сказать, что ей было бы лучше, если бы она не совершила "тшуву". Скорее всего, не лучше, потому что проблемы в ней самой.

Следует понимать еще, что "хозэр бэ-тшува" отличается от просто соблюдающего заповеди иудея примерно так же, как исламский фундаменталист от просто мусульманина. У соблюдающего иудея есть образ жизни, усвоенный с детства. Ходить в синагогу или не есть на Песах хлеб для него так же естественно, как для человека, не выросшего в лесу, чистить по утрам зубы. Он к этому привык, живет в определенной системе, структурирующей его повседневную жизнь. Потеряв это, он испытывает такую же ломку, как ребенок, лишившийся необходимых ему "рамок". "Вернувшийся к вере" руководствуется не рамками, а идеологией, системой внушенных или самостоятельно усвоенных убеждений.

И вот тут-то кроется проблема. "Возврат к вере" требует добровольного отказа от свободы, причем даже не свободы действовать, это можно пережить. Инвалид, человек в сложном материальном положении, с какими-то личными проблемами всегда ограничен в свободе действовать. "Возврат к вере" требует отказа от свободы самостоятельно думать, оценивать происходящее вокруг по личным этическим меркам, от права оценивать канонические тексты, глядя на них "со стороны". Я не представляю себе, как и почему человек может добровольно отказаться от этой внутренней свободы. Тем более если это не выходец из достаточно глухого украинского местечка или из марокканской общины в Израиле, а человек, выросший в одной из бывших советских столиц, поневоле знакомый с разнообразным миром, не укладывающимся в рамки представлений и образа жизни замкнутой иудейской общины. Мне кажется, что это все равно что добровольно отрезать себе руку или ногу. Но если людей, добровольно отрубающих себе правую руку, чтобы избавиться от соблазна греховного действия, все-таки мало, считанные единицы, тем более в 21 веке, то "возврат к вере" бывших жителей советских столиц в Израиле – явление массовое. Вот это и обескураживает. Возможны два варианта:

1. Они не чувствуют, что "тшува" лишает их значительной части внутренней свободы и их собственной личности, "наработанной" за время жизни и развития вне гетто.
2. "Тшува" таки не лишает их этого, а одно с другим сосуществует каким-то образом параллельно, не цепляясь друг за друга шестеренками.

Вот это еще непонятнее, ведь система представлений иудаизма сущностно несовместима с ценностями, накопленными в большом мире за последние как минимум 200 лет. С ними может параллельно сосуществовать традиционный иудей, воспитанный в своей системе, для которого иудейская традиция – это образ жизни, не задумывающийся об упомянутом мной сущностном противоречии. Так житель татарской деревни женится и хоронит близких по мусульманскому обряду, совершает намазы, старается есть только халяльное, но не задумывается о джихаде. Но фундаменталист-неофит не может не задумываться об этом. Выбрав фундаменталистский ислам, он сознательно противопоставляет себя Свободе как для себя лично, так и для окружающих. Что может подвигнуть человека на такой дикий, по моему скромному личному мнению, выбор? Какие-то личные травмы – да, но они не объясняют всего набора явлений и их комплекса.

И еще о ценностях, накопленных за 200 лет, таких как либерализм, демократия, права человека, открытое общество, свобода мысли наконец. Можно их не уважать, считать наваждением шайтана, заслуживающим уничтожения и побития камнями. Но не может же человек, воспитанный в столицах бывшего СССР, не понимать, что именно благодаря этим ценностям он воспитался там, а не в Касриловке, и получил то, о чем в Касриловке не имел бы даже представления? Или он жалеет, что он – это он, а не его прадед (прабабка) из Касриловки 200-летней давности?

Да, есть еще один важный момент, возможно самый важный - дети. Дети людей, "вернувшихся к вере", воспитывающиеся в Талмуд-Торе или в специально созданной для репатриантов системе школ "Шуву", не имеют будут иметь той свободы выбора, того горизонта, тех возможностей, которые были у их родителей. Тут как с выборами в африканской стране - свободное голосование только один раз. Родителю, отдающему ребенка в "Шуву", объясняют, что там самые лучшие в городе преподаватели математики и английского языка, но ребенку этого ребенка, если он останется в системе, в которую его посадили, уже не нужны будут ни математика, ни английский язык, ни даже школа "Шуву", созданная для идейной обработки новичков. Готовы ли родители лишить своих детей всего этого, и если да, то почему?

Короче, ответов у меня нет, одни вопросы. А явление интереснейшее, и при том типичнейшее. Поэтому рассчитываю на содержательную беседу по существу, которая поможет и мне, и читателям данного журнала что-то понять.

Заранее благодарю.

ЗЫ. Вот тут еще очень интересный разговор.
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: osherovmikhail
2011-06-08 08:17 am (UTC)
Я тут столкнулся с такими случаями.

Причем не из Касриловки, а из столиц - Москвы и Питера.

Причины, по-моему, разные.

В ортодоксальной среде проще прожить "на халяву" - на всякие пособия и т. п.

Искренняя любовь к Израилю, поселения, мессианское решение - в России не получилось сделать что-то великое, а тут на передний край борьбы за еврейское присутствие на оккупированных территориях. Жить в каком-нибудь Ткоа или Итамаре.

Случай, который я не могу понять - один мой питерский знакомый, очень давно уехавший в Израиль. Международный гроссмейстер. Бросил шахматы, развелся с женой, принял ортодоксальный иудаизм, уехал в Америку. В шахматы не играет.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-06-08 08:20 am (UTC)
Меня интересует не Касриловка, а прежде всего Москва и Питер.
Хотя сейчас Касриловки в чистом виде не существует, и даже в самом темном углу можно жить и чувствовать себя живущим в большом мире. Но тогда, когда все эти люди воспитывались, разница все-таки была, и существенная.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladiv
2011-06-08 08:44 am (UTC)
На такие вопросы можно ответить, только познав "Абсолют".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-06-08 08:55 am (UTC)
В полном объеме - да, несомненно. Но меня интересуют частности - личное мнение и личный опыт людей, совершивших (выбравших) тшуву. Должны же они были задуматься над поставленными выше вопросами? И если да, то как они на них отвечали?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vlad_cepesh
2011-06-08 09:02 am (UTC)
На примере российского ислама предположу, что и у вас нечто подобное. Т.е. 100% ложь, притворство. Стоить убрать льготы, и все "мусульмане" назавтра принесут справки о крещении, причем подлинные.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-06-08 09:04 am (UTC)
Слишком было бы все просто, если бы так. :))) Нет, очень много людей, сделавших (или делающих) это совершенно искренне.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ender_d
2011-06-08 09:23 am (UTC)
Я как то отвечал на подобный вопрос. Имхо, в основе "припадка к корням", и "возвращение к единственно верному ответу" это стремление вписаться в среду и ощутить себя своим. Есть не мало людей старшего поколения, которые родились, выросли и получили образование в крупных городах бывшего СССР, были там комсомольскими или партийными активистами. Приехав сюда они резко отрастили пейсы и надели кипы подобно тому как их бывшие соотечественники которые там остались и которые состояли в партии, теперь ходят в церковь.
Есть более молодое поколение, в партии они разумеется не были, но приехав сюда и осознав определенные вещи, они тоже выбирают ударение в еврейство как способ стать "своим".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-06-08 09:38 am (UTC)
Да, спасибо. Тоже верно.
Насчет старшего поколения знаю, есть такое явление, тоже типа реакции отторжения. Человек занимал достаточно высокие должности в советской системе, но ему приходилось делать все, что делали партийные активисты, совершенно не веря ни в какие идеалы. Накапливалась злость. Здесь он "находит себя", уйдя в противоположную по форме, но ту же по содержанию сторону.
И про "стать своими" у молодежи - это, конечно, мотивация, особенно у тех, кто приезжает по всякого рода сохнутовским околорелигиозным программам и первое время учится в соответствующей среде.
Подождем других ответов. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: guy_gomel
2011-06-08 09:35 am (UTC)
спасибо, Леня, очень интересный и прекрасно написанный пост
для меня это темный лес - я не испытываю ни малейшего интереса к вере, с недоверием отношусь к любой религиозной системе...

но мне вот что подумалось по прочтении твоего поста:
история про женщину, которая дважды выходила замуж, ей тяжело, но она продолжает оставаться в "лоне"... ты очень точно отметил, что проблемы, скорее всего, в ней самой.
мне кажется, это касается любого человека, возвращающегося к религии.

ты человек, склонный к рациональному видению мира, пытаешься выявить закономерности, задаешь вопросы о том, что движет "этими людьми" - а закономерностей, по-видимому, и нет.

каждый случай индивидуален - понять, почему тот или иной человек начал двигаться именно в этом направлении, столь же невозможно, как понять психологический выверт индивида в любой сфере...

Edited at 2011-06-08 09:37 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-06-08 09:43 am (UTC)
Конечно, каждый случай индивидуален, но есть и явление, включающее очень многих людей, которых мне крайне трудно понять на уровне мотивации.
Я очень долго "переваривал" тему прежде, чем поставил этот пост. Пожалуй, дольше, чем любую другую.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: aezrach
2011-06-08 09:38 am (UTC)
Вопрос интересный . Боюсь что ваши друзья кроме чуши о льготах ничего изобразить не смогут . В действительности все точно наоборот . Мы же не о служке в синагоге , или учителе математики в религиозной школе говорим . Где хоть какой то материальный интерес присутствует .
Поставьте в НАШЕМ ИЗРАИЛЕ . Будет интересно мнение самих героев вашего вопроса-недоумения
Хотя мне кажется что ваше недоумение именно потому , что вы верите именно в " христианского " бога , и далеко вне иудаизма . Ведь даже возврат к христинской "тшуве" вас не удивляет в том плане , как еврейской . По сути вся система " Левой" , это не более чем система христианская , или в меньшей податливости исламская , то есть форм лайт-иудаизма ( включая пограничные с христианством реформисткий и консервативный " иудаизмы" ) попытка десакрализации сакрального . С неизбежной потерей внутренней логики и как следствие ошибочных выводов .

Возвращение в тшуву это осознание миросистемы . Не зрительское воскресное как в христианстве , а соучастное
Свобода выбора вне системы миропорядка не совсем , скорее совсем не свобода . Потому что человек уже не человек вне системы мировосприятия . Он просто пытается заменить систему логичную проверенную опытом на систему полегче удобнее в использовании , как христианство или коммунизм , или уже зная их христианства и коммунизма результаты , придумать новые .
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-06-08 09:50 am (UTC)
Спасибо. Сейчас поставлю.
Возврат к "христианской тшуве" меня не удивляет, потому что христианство, в отличие от ислама и иудаизма, почти не посягает на индивидуальную свободу человека на уровне образа жизни и мышления, а напротив, эта свобода, как правило, приветствуется. Поэтому "христианская тшува", в отличие от исламской и иудейской - это выбор ценностей, а не постановка рамок. Ты не обязан отторгать все чужое и инсталлировать в себя внутреннего "полицейского мыслей".
Кстати, написав про выбор логичной, проверенной опытом системы, Вы согласились с моим выводом о том, что "тшува" невозможна без сознательного самообрезания мыслей, добровольного сужения горизонта в той или иной степени.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: asymptota
2011-06-08 09:59 am (UTC)
это надо, конечно, в каком нибудь ру_тшува_ил спрашивать,если такое существует:) но попробую ответить по себе. мне сильно не хватает адекватного иудаизма, без странных нарядов и париков, сидения за шторкой, средневековых плясок вокруг кашрута и шабата. кстати, у американских реформистов мне было очень уютно. спрашивается, зачем? можно же, наверно, спокойно сидеть дома и верить во что хочешь не заморачиваясь выполнением мицвот и т.д. и т.п.
но, мне кажется, что принадлежа к чему то большему, коллективному, динамичному, типа общины, прогресс намного сильнее. вера же это знание, там нужна коммуникация, обмен мнениями, соприкосновение с другими. думаю, для "вернувшихся" это перевешивает "несвободы". вернее, они их вообще не воспринимают как ограничения, а скорее, как способ познания.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-06-08 10:06 am (UTC)
Американские реформисты, как и российские или украинские - это нечто вроде "национального клуба по интересам". :) В Израиле это не нужно, потому и реформистов почти нет.

принадлежа к чему то большему, коллективному, динамичному, типа общины
Так это же мотивация любой тоталитарной секты, будь то свидетели Иеговы или сайентологи. Ты приходишь, принадлежишь "к чему-то большому, коллективному". Неужели дело только в этом?
И каким же несчастным человеком надо быть, чтобы добровольно отказаться от внутренней свободы ради "чего-то большого и коллективного", чем бы оно ни было...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: janna_jj
2011-06-08 10:35 am (UTC)
Я изралитянка и 100% еврейка, хотя и не религиозная. Как и вы, верю в мировой разум и не верю в исполнение религиозных традиций. Хотя знакоые верующие объясняли, что вера нужна человеку, а не Б-гу.
У вас интересный журнал. Давайте дружить?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-06-08 03:29 pm (UTC)
С большим удовольствием, конечно. Зафренживаю. Люблю дружить. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jirafanka
2011-06-08 11:15 am (UTC)
Думаю, дело в обретении потерянного Смысла. Люди при смене страны , родного города (особенно столицы) - теряют очень многое. Не все находят себе тут работу по своим возможностям, не все обретают себе друзей взамен тех, с которыми расстались, меняются пейзаж, климат, язык... И возникает жутковатый вопрос: А ЗАЧЕМ? Нафига я покинул всё любимое (да ещё и идеализируемое на расстоянии во времени и пространстве) и попал в эту жару... шум-гам, террористы взрываются, политики похотливые и подкупаемые, дети болтают на неудобном к произношению и пониманию иврите, вот скоро сыну в армию, а если война? И тут после мучительного поиска чёрной кошки в тёмной комнате что-то попадается в руки!Подворачивается глобальное оправдание и объяснение всему: ради Него, ради ВЕРЫ.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: i_am_a_jew_01
2011-06-08 11:26 am (UTC)
>>>...глобальное оправдание и объяснение всему: ради Него, ради ВЕРЫ

+1

Ах, обмануть меня нетрудно! Я сам обманываться рад! ... ;-))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rav_erev
2011-06-08 11:18 am (UTC)
Знаешь, я бы принял предположение, что тшува - это частично результат корысти, частично удел слабых духом, если бы реальность не вступала в столь вопиющее противоречие с этой мыслью. Ну какая может быть в Израиле корысть религиозному человеку ? Ну пристроят его на какой-нибудь джоб, коих и правда до хрена в религиозном сообществе. Третьим помощником второго заместителя директора религиозной школы "Яд ле-батлан" - на большее бааль-тшува расчитывать не может. А между тем он зачастую обладает вполне востребованной профессией на рынке труда. Если ему и надо как-то переучиваться для трудоустройства в Израиле - это переучивание требует на порядок меньше усилий, нежели превращение в религиозного.

Да и предположение насчет слабости духом далеко не всегда убедительно. Да, встречаются люди (обычно женщины), пережившие некое потрясение и после этого уверовавшие. Но большинство моих знакомых религиозных - люди весьма ясного ума. Многие обладают немалой харизмой. Их трепом на тему "элоким гадоль" не проведешь. В их неискренность я тоже не верю. Столько лет изо дня в день притворяться не тем, кто ты есть - на такое разве что Штирлиц способен.

Кроме того, ты заблуждаешься насчет школы Шуву. В Шуву нет никакой "системы", в которой можно "завязнуть". Дети заканчивают 6-й класс, после чего уходят - кто куда. Хотя в Иерусалиме, кажется, есть и тихон.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-06-08 03:34 pm (UTC)
Очень хороший ответ дал Мешулаш в параллельной теме (посмотри ссылку "ЗЫ"). У него, пожалуй, самый достойный вариант мотивации "тшувы". Но и там у меня куча вопросов.
Об этом - после перерыва. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: i_am_a_jew_01
2011-06-08 11:20 am (UTC)
Докинз не рассуждает о "бесконечной множественности параллельных миров", советую поинтересоваться - http://i-am-a-jew-01.livejournal.com/105252.html

>>>Вероятность самопроизвольного возникновения планеты Земля с параметрами, подходящими для жизни, статистически ничтожна.

в бесонечной вселенной смешно говорить о статистической невероятности возниновения условий, подходящих для жизни в той или иной ее форме...

>>>Вероятность самозарождения жизни из органических молекул ничтожна. Вероятность возникновения сложных организмов путем естественного отбора и перегруппировки более простых элементов еще ничтожнее.

читайте Доинза... ;-))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-06-08 03:37 pm (UTC)
Эквилибристика, эквилибристика. Я же должен был попасть именно в данную точку бесконечной Вселенной или в данную Вселенную из бесконечного набора параллельных. А с какого рожна я именно тут оказался? :)
Это слишком маловероятно, чтобы быть случайностью.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: i_am_a_jew_01
2011-06-08 11:33 am (UTC)

кстати, на ту же тему:

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-06-08 03:35 pm (UTC)

Re: кстати, на ту же тему:

Помню эту Вашу запись. Спасибо за ссылку тут. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alex_1111111111
2011-06-08 11:57 am (UTC)
Причины могут быть разные (тут, наверное, до меня перечислили уже все возможные варианты), но во всех одна основа - попытка убежать от мира, который невозможно принять.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: iskatel1
2011-06-08 03:41 pm (UTC)
Думаю, что здесь ответ такой: если вы (старое израильское общество) не признаёте нас своими, то мы станем "настоящими евреями" в еврейском государстве, тогда вы должны признать нас своими. Это происходит совсем не обязательно на сознательном уровне, может, часто и инстинктивно. Если было бы христианское государство, то они становились бы "настоящими христианами"; если было бы исламское государство, то они становились бы "настоящими мусульманами"; если было бы космополитическое государство, то они становились бы "настоящими космополитами". Это же и других стран касается. Например, русские эмигранты в США обычно стремятся быть настоящими американцами, большими американцами, чем левые либералы, голосуют за правых и ненавидят СССР.

Edited at 2011-06-08 03:44 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: iskatel1
2011-06-08 03:45 pm (UTC)
Это, по-моему, называется комплекс неофита.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: lakshin
2011-06-08 05:20 pm (UTC)
Как выше заметили, у каждого своя история, и в какждой избушке свои погремушки, но столичные интеллигенты как праило с детства вращались в специфическом еврейско-диссидентстком окружении, и в какой-то момент иудаизм просто стал моден в этом кругу. "Раньше мы с Борей ходили в одну физматшколу и читали тот же самиздат, а теперь ходим в одну синагогу". При этом такой пятисемитский иудаизм весьма эклектичен, а Борю не во всякой синагоге примут в миньян. Есть псевдонаучная но занимательная книга Малькольма Гладвелла про распространение модных веяний через закрытые тусовки. У тех же, кто тусовался в других компаниях и дальнейшая судьба сложилась по-другому.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-06-08 08:07 pm (UTC)
Да, судя по всему. И это тоже часть истории.
Но столичный интеллигент на то и столичный интеллигент, что должен вроде бы вовремя остановиться перед тем, как попасть в достаточно мракобесную среду. А вот это чаще не происходит, чем происходит.
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>