?

Log in

No account? Create an account
Иорданская долина - 1 - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Иорданская долина - 1 [Jul. 5th, 2011|09:04 am]
Живой журнал leorer-а
Съездил вчера утром в Иорданскую долину с группой, поездка которой была организована Ассоциацией за гражданские права и организацией "Друзья земного шара". Экскурсия получилась "политико-экологической".
Пояснение для неизраильтян. То, что в русской литературе называется Иорданской долиной, в ивритской делится на Эмек а-Ярден и Эмек Бейт-Шеан, являющиеся частью собственно Израиля без оккупированных в 1967 году территорий, и Бикат а-Ярден, являющуюся частью Иудеи и Самарии, они же западный берег Иордана, оккупированный с 1967 года. Слово "бика" обозначает узкую и длинную долину, ограниченную с двух сторон горами. Такова же и Бикат а-Леванон, "ливанская бика", которая в русской литературе называется долиной Бекаа. То есть, когда широкая долина Эмек а-Ярден, расположенная в средней части течения Иордана, к югу от Кинерета, становится узкой, с видимыми на расстоянии считанных километров кромками гор с обеих сторон, она превращается в Бикат а-Ярден. По их границе, по "контуру сжатия", обозначаемому с израильской стороны хребтом Гилбоа, проходит и линия прекращения огня 1948-67 годов.
Бикат а-Ярден, строго говоря, делится на западную, израильскую, и восточную, иорданскую, части, но у нас обычно имеют в виду ее израильскую часть, к западу от Иордана. Она в свою очередь делится на северную, среднюю, и южную Бику.
В Бикат а-Ярден сейчас живет примерно 80 тысяч палестинцев, из них 30 тысяч в анклаве Иерихона, и 8 тысяч израильских поселенцев – граждан Израиля.
После 1967 года основным планом урегулирования "проблемы территорий" с израильской стороны являлся "план Алона",
согласно которому Бикат а-Ярден и западный берег Мертвого моря к югу от нее должны при любых раскладах остаться у Израиля, и государство Израиль будет иметь форму бублика, внутри которого расположится палестинское образование с той или иной степенью автономии.



Поскольку Бикат а-Ярден до 1967 года была заселена значительно слабее, чем Нагорье, считалось, что эта задача легко выполнима – достаточно добиться того, чтобы ее еврейское население численно превысило арабское. Поэтому был дан зеленый свет интенсивному строительству поселений в долине. У этого блока поселений должна была быть и своя "столица", городской центр – Маале Эфраим. Городского центра не получилось, и сейчас Маале-Эфраим – захудалый безработный поселок с населением, в лучшие времена не превышавшим 2500 человек, которое постоянно сокращается, но малые поселения в целом оказались успешными.
Поселения Бикат а-Ярден интересны тем, что это единственные поселения, созданные "тнуат а-Авода" – блоком движений, контролировавшихся правившей и доминировавшей вплоть до 1977 года Рабочей партией Израиля (Мапай). Мапай одобрял план Алона и неодобрительно относился к идее поселенчества на территории Нагорья, которое, по мнению идеологов партии, не должно было присоединиться к Израилю вместе с двумя миллионами живущих там арабов. Но поселенческое движение "Гуш-Эмуним" думало иначе, и оно было слишком мощным для того, чтобы с ним не считаться. "Гуш-Эмуним" интересовали территории с историческим еврейским прошлым, места, являющиеся "колыбелью еврейского народа", а это Нагорье, а не долина Иордана, где таких мест фактически нет. Поэтому было достигнуто негласное соглашение между Тнуат а-Авода и Гуш-Эмуним – первая заселяет Бикат а-Ярден, а второй – Нагорье, и никто друг другу не мешает.
Именно этим объясняется тот факт, что антипоселенческая риторика так называемых "сионистских левых" почти никогда не затрагивала поселения, созданные в долине Иордана. Дело еще и в том, что примерно половина этих поселений первоначально представляла собой киббуцы, а киббуцы – это Святое. Другая половина – "мошавим шитуфиим", нечто вроде товариществ по обработке земли.
Поселения Бикат а-Ярден, в отличие от поселений Нагорья, очень маленькие. В них живут по нескольку десятков, максимум 100 семей. В последнее время появились и "фермы одиночек". Под них обычно передаются заброшенные военные базы, которых в Долине очень много, и на их земли подается вода в любых потребных количествах. О воде мы еще поговорим.
Общий кризис киббуцного движения затронул и Бику. Если в первые 10-20 лет киббуцники обрабатывали свои земли сами, то теперь там повсеместно используется палестинский труд. В киббуцах и мошавах Бикат а-Ярден, население которых не превышает пяти тысяч человек, постоянно трудятся 50-60 тысяч палестинских рабочих, как местных, так и приезжающих каждое утро с Нагорья.
До 1967 года прямо на берегу Иордана располагалось несколько рыбацких деревень. Сейчас их нет. Во-первых, вся полоса вдоль Иордана шириной 2-3 километра была объявлена закрытой военной зоной, и значительная ее часть была заминирована. Жителей выгнали на восточный берег реки. Во-вторых, Иордан обмелел, и рыба в нем исчезла. Арабские деревни в глубине Долины в основном сохранились, но жить там очень нелегко. Об этом я еще напишу.
78 процентов территории Бикат а-Ярден – земли, занятые армией, в том числе стрельбища, и территории, переданные поселениям. Соответственно, 90 процентам населения Долины оставлено 22 процента территории. Вот карта, дающая представление об этом. Территории, закрытые для палестинцев, закрашены коричневой краской.



Продолжение следует. Дальше я расскажу про проблему воды и про то, почему ее выпили жиды почему у одних воды хоть залейся, а у других ее почти нет вообще.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: 9_jizney
2011-07-05 09:44 am (UTC)
Отлично, спасибо, а почему бы не перепостить в ЛЛ?

Эти "бароны" - "фермы одиночек", как вы их называете - главная зараза, что там, что в Негеве.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-05 09:58 am (UTC)
У меня там много материала. Я закончу его публиковать, а потом дам ссылку в ЛЛИ.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ender_d
2011-07-05 04:19 pm (UTC)
Иорданская долина имеет еще и стратегическую важность, о чем "совестливые борцы с оккупацией" предпочитают молчать.
И вообще я думаю что если мы уж оставляем территории густо заселенные арабами и если мы должны эвакуировать несколько десятком тысяч наших граждан из будущего палестинского государства,то почему мы должны оставлять Иорданскую долину и почему нескольким тысячам палестинцев не эвакуироватся с этой спорной территории?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-05 08:35 pm (UTC)
"Стратегическая важность" Иорданской долины в понимании наших стратегов исключительно в том, что владение ей дает возможность отравить жизнь палестинцам после окончательного соглашения, лишив их единственной сухопутной границы с другим государством, поставив под полный контроль со стороны Израиля, лишив земельных ресурсов, необходимых для развития предполагаемого "государства". Больше ни в чем. А насчет спорных земель известно, что мы хотим взять как можно больше земли с как можно меньшим количеством "не нашего" населения. Вот и весь спор, собственно. "Минимум аравим аль максимум адама" (С).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ender_d
2011-07-06 03:44 pm (UTC)
Вот здесь про важность Иорданской долины для нашей безопасности:



Да, лучше пусть у палестинского государства будет поменьше внешних границ. На фоне нестабильности в арабском мире и того во что превратилась граница сектора Газзы, после того как мы ушли из "филадельфийского корридора".
А насчет спорных земель известно, что мы хотим взять как можно больше земли с как можно меньшим количеством "не нашего" населения. Вот и весь спор, собственно. "Минимум аравим аль максимум адама" (С).
Ты так говоришь как будто это что то плохое. Я понимаю что для "совестливых либералов" увеличение территории государства за счет новых территорий это ужасно. Но для остальных нормальных людей увеличение территории страны за счет имеющих стратегическую важность земель это хорошо. Более того если можно выселить тысячи поселенцев с территорий густо заселенных арабесами, то можно выселить несколько тысяч арабов из Иорданской долины, не выселят конешно Иерихон, но переселить несколько деревень вполне возможно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-06 08:22 pm (UTC)
Видел я эту агитку. В соответствии с логикой ее авторов, не надо было нашим лидерам в 1947 году соглашаться на создание государства на части территории Палестины. А они согласились, заявив, что Израиль настаивает на разделе Палестины, и что при любой схеме раздела, в любых границах у евреев будет жизнеспособное государство.
Получается, что они обманули доверчивых гоев.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ender_d
2011-07-06 08:35 pm (UTC)
В 47-м году руководство ишува предпочло "синицу в руках" ака невыгодный для нас, но реальный на тот момент "план раздела", чем "журавля в небе". А вот арабы,если кто забыл от плана раздела отказались и начали против нас войну.
Более того если бы их лидеры реально хотели мира с Израилем они бы давно согласились на раздел Иудеи и Самарии,отказ от права беженцев на возвращение, отказ от притязаний на Иерусалим и признали бы Израиль еврейским государством. И уже давно бы имели свое, пусть небольшое но государство, 22-е по счету арабское государство между прочим.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hannale
2011-07-05 05:27 pm (UTC)

Не по теме, а по ассоциации

Мне очень понравилось название организации "Друзья земного шара", а председателем у них не Велимир Хлебников?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-05 08:31 pm (UTC)

Re: Не по теме, а по ассоциации

Нет. :)
http://www.foeme.org/www/?module=home
Я о них еще напишу.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: liza_rozovsky
2011-07-05 06:06 pm (UTC)
как говорится, фмемориз немедленно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-05 08:23 pm (UTC)
Посмотри, я выложил вторую часть. Если что-то неправильно, поправь.
В мемориз можно будет заносить то, что получится в итоге, когда объединим весь материал. Я не могу описать все сразу, потому что работаю. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-05 08:26 pm (UTC)

Re: Вот как раз подоспело

Спасибо.
Кстати, очень хороший материал в блоге у Идана Ландау. Он тоже с нами ездил:
http://idanlandau.com/2011/06/25/towards-arab-free-jordan-valley/#comments
Я оттуда стянул карту.
(Reply) (Parent) (Thread)