?

Log in

No account? Create an account
Иорданская долина - 3 - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Иорданская долина - 3 [Jul. 6th, 2011|08:47 am]
Живой журнал leorer-а
Ограничения передвижения
Начало:
http://leorer.livejournal.com/615013.html
http://leorer.livejournal.com/615312.html

В ходе второй интифады на территории Иудеи и Самарии израильская армия создала более 100 блокпостов. Есть разные мнения о том, сколько стационарных и передвижных блокпостов было создано на самом деле. На каждом был свой режим со своими особенностями. За последние годы почти все "внутренние" блокпосты, в отличие от "внешних", отделяющих территории от собственно Израиля, были сняты. Единственное исключение – Иорданская долина.

Почему в Иорданской долине оставлены блокпосты, никто внятно сказать не может. Единственное объяснение – желание израильских властей физически отделить Иорданскую долину от остальной территории Иудеи и Самарии. Возможно, кто-то в военной верхушке хочет так или иначе реализовать нечто вроде плана Алона. Кроме того, наши власти хотят по возможности уменьшить арабское население долины, вытеснив его в Нагорье.
Вот один такой блокпост – Хамра:



Он перекрывает въезд на древнейшую дорогу, поднимающуюся из Иорданской долины по долине речки Тирца (Эль-Фара), самый удобный путь из Иорданской долины на самарийское нагорье. Солдаты находятся на нем обычно утром и вечером, днем они уходят. Проверке подвергаются в основном две категории людей – рабочие с Нагорья, едущие на работу в поселения Иорданской долины, и школьники из Иорданской долины, едущие в школы, расположенные в двух крупных поселках Самарии – Тамуне и Тубасе.

Поскольку деревни центральной части Иорданской долины маленькие, в них нет средних школ. Они есть в Иерихоне, но в Иерихон гораздо дальше ехать, чем в Тамун и Тубас, к тому же прямая дорога в Иерихон перекрыта. Северный въезд в город перекрыт каменными блоками, оставлен только один въезд – южный, на нем тоже блокпост израильской армии, а это большой крюк, более 10 километров. Поэтому приходится везти детей на частных машинах, у кого они есть, к блокпосту Хамра. На другой его стороне детей ждет школьный автобус, который везет их в школы Тамуна и Тубаса. Понятно, что это очень неудобно.

Если крестьянин из Иорданской долины хочет привезти свою продукцию на рынок Шхема, он должен погрузить ее в свой пикап и доехать до блокпоста Хамра. Там ее надо вручную разгрузить, перенести ящики на другую сторону блокпоста, погрузить в другую машину, принадлежащую уже жителю Нагорья, и он повезет продукцию дальше.

В Иорданской долине действует еще одно странное правило, не действующее нигде больше. За рулем машины может находиться только человек, на которого она записана. Машину нельзя передавать ни брату, ни сыну, ни знакомому. Военные власти за этим следят, проверяя документы.
Там действует также особый режим прописки. Если житель Иорданской долины взял себе невесту с Нагорья, или девушка из долины нашла жениха из Нагорья, эту невесту или жениха в долине не пропишут. Они останутся жителями Нагорья. Соответственно, они не смогут записать на свое имя транспортное средство и водить машину по Иорданской долине. Такое право имеет только зарегистрированный житель долины. Брат и сестра тоже не могут свободно переехать из Самарии в Бикат а-Ярден и жить там.

Крестьяне считают, что все эти меры введены специально для того, чтобы убить арабское сельское хозяйство в Бикат а-Ярден, по возможности затруднив возможность вывоза продукции из долины.

Когда ты едешь по 90-му шоссе через Бикат а-Ярден, создается впечатление, что палестинцев там вообще нет. Большинство палестинских населенных пунктов не помечено указателями, для путешественника они безымянные. Видно, что есть какие-то дома и посадки, но как это называется, не видно. Указателями и надписями отмечены только еврейские поселения.

Крупнейшая деревня центральной части Бикат а-Ярден – Джифтлик, в ней живет несколько тысяч человек. Это "дисперсная" деревня, тянущаяся на несколько километров. Она, как и все другие, имеет утвержденный "генплан". Архитектор-градостроитель из Израиля, ехавший с нами, пояснил, что генпланы деревень рисуются с единственной целью – обозначить зону существующей застройки и не допускать развития деревни. Строить что-либо можно только на территории зоны существующей застройки, уплотняя ее. Поскольку Джифтлик – "дисперсная" деревня, на ее генплане несколько пятен. Между ними тоже строить и развивать сельское хозяйство нельзя.

Разителен контраст между израильским и иорданским берегами Иордана в Бикат а-Ярден. На иорданском берегу – сплошная зеленая полоса, начинающаяся от Иордана и доходящая до гор Гилада. Там тоже "дисперсные" деревни, но никто не ограничивает их развитие, и не препятствует доступу к Иордану. На израильской стороне – полоса отчуждения вдоль реки шириной в два-три километра с колючей проволокой и кое-где минными полями, военные базы и стрельбища, а дальше – пустыня с островками-оазисами еврейских поселений, получающих воду в неограниченном количестве. Это легко увидеть на викикарте:

http://www.wikimapia.org/#lat=31.9528905&lon=35.5435181&z=13&l=18&m=b

Справа от реки – Иордания, слева – Израиль. В левом углу – деревня Уджа с оставшимися у нее полями. Раньше их было в несколько раз больше.

Далее я расскажу про деревню Уджа и деятельность экологической организации "Друзья земного шара".
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: liza_rozovsky
2011-07-06 06:41 am (UTC)
одно уточнениее: люди, не прописанные в Бике, могут ездить по самой Бике на машине. их просто не пропустят через блокпосты в район Нагорья и не впустят обратно - на машине. пешком они проходить имеют право - но это, понятное дело, нелегко.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-06 07:58 pm (UTC)
Спасибо. Не знаю, я там четко услышал, что брат, не прописанный в Бике, не имеет права водить в ней чужую машину.
Впрочем, это частности.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: egil_belshevic
2011-07-06 07:24 pm (UTC)
Крестьяне считают, что все эти меры введены специально для того, чтобы убить арабское сельское хозяйство в Бикат а-Ярден, по возможности затруднив возможность вывоза продукции из долины.
Они явно недооценивают способность израильтян к обычному идиотизму, полагая злонамеренность.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-06 07:59 pm (UTC)
Я полагаю, тут имеет место сочетание обоих факторов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: egil_belshevic
2011-07-06 09:04 pm (UTC)
Интересно, чья злонамеренность устраивает у нас на складе пиздец, по идиотизму никак не отстающий от описанного?
(Reply) (Parent) (Thread)