?

Log in

No account? Create an account
В продолжение темы "русской тшувы" - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

В продолжение темы "русской тшувы" [Jul. 16th, 2011|10:32 am]
Живой журнал leorer-а
Начало тут.

Листая ленту, наткнулся на первый за все время материал, психологически объясняющий данное явление. Очень хороший материал, описывающий историю очень достойных людей. Что обратило на себя внимание?

Я несколько раз попадал в поселения, и каждый раз у меня там физически возникало ощущение нахождения в гетто. Гетто это как физическое, в том смысле, что каждое поселение окружено забором и имеет ворота с охранником или дистанционным управлением, а у жителей нет ни желания, ни возможности выйти за пределы огороженного пространства и просто погулять, так и духовно-психологическое - люди подбирают в соседи только себе подобных.
Существуют люди, обращенные вовне, и люди, обращенные внутрь, даже не столько в себя лично, сколько в свою маленькую компанию. Она самодостаточна, и им не нужен большой мир. При том, что это достойные и хорошие люди. И именно в этом причина моей с ними разницы. Мне интересны как люди арабский парень из мастерской напротив, эритрейский беженец из парикмахерской, фреха с площадки сверху. Умным, интеллигентным, достойным людям из ишува все это просто не нужно. Им достаточно себя, своей семьи и соседей, таких же, как они. И даже не важно, считают ли эти люди себя лучше и избраннее "других". Важно то, что им "другие" в принципе не нужны. Они для них фон, природа, как дорога и деревья у ее обочины. Это не значит, конечно, что такие люди не поедут в Тоскану, к примеру, чтобы посмотреть на "внешний мир", но то, что находится за пределами забора ишува, для них такая же внешняя Тоскана. Нечто чуждое, "не наше", представляющее для них в лучшем случае туристический, этнографический интерес. Главное, чтобы не мешало.
Отсюда и реакция на поступивший сигнал: "Вот это, то, о чем рассказал рав - наше". Если "нам" положено зажигать свечи, менять имена, носить головной убор, мы тоже будем это делать, потому что "все наши люди вокруг" так делают. Таков "спусковой механизм" тшувы. Дальше люди уже просто попадают "в колею глубокую", из которой нет ни желания, ни причин выбираться.
Причем люди были настроены на это еще "там", до эмиграции-репатриации. Просто "там" забор гетто был не был физическим, осязаемым. Однако наличие исходной ментальности гетто - совершенно необходимое условие для того, чтобы человек или семья стали национально-религиозными.
Людям просто глубоко не повезло из-за того, что внешний мир, населенный арабами, "леваками", "миротварями" и прочей фауной объективно существует прямо за воротами их гетто, а не в двух часах лета самолетом. Им повезло бы, если бы они и только они жили на каком-нибудь греческом острове. Хорошие люди, уважающие себя и таких же, как они, занимались бы искусством, Торой, другими интересными вещами. Кому-то, конечно, и там все равно пришлось бы их обслуживать, но это оффтоп, выходящий за рамки данной записи.
И еще. Я вряд ли смог бы существовать в идиллии. Идиллия нежизненна. А у них вот получается, и хорошо получается.

Если появятся какие-то еще мысли, постараюсь поделиться.
LinkReply

Comments:
From: just_virt
2011-07-16 08:31 am (UTC)
Материал не то чтобы совсем очень хороший, такая привычная советская журналистика, автор явно многое написал, чтобы было как полагается. Ну и "он почувствовал необъяснимое желание надеть шляпу" доставило.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-16 08:52 am (UTC)
Необъяснимое желание возникло из-за того, что он наблюдал за поведением референтной группы. Все "наши" начинают носить шляпы - ну так и я буду носить. Такие сигналы передаются без слов, как в стае, или как в косяке рыб, который одномоментно вдруг поворачивает направо или налево, потому что каждая особь в косяке следит периферическим зрением за тем, что происходит справа, слева, снизу и сверху от нее.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 9_jizney
2011-07-16 08:37 am (UTC)

"Под тяжелый арабский грузовик"

Да, а вот не было бы арабов - не было б и грузовиков, и никто бы не погиб, даже разъезжая по встречной полосе. Даже в таком рассказе не могут обойтись без вспрыска ненависти.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-16 08:53 am (UTC)

Re: "Под тяжелый арабский грузовик"

Ну да. Произошло трагическое столкновение с внешним миром, существующим обычно в параллельных измерениях, а такие столкновения для носителей идиллии - всегда трагедия, по законам жанра.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 9_jizney
2011-07-16 08:59 am (UTC)

Re: "Под тяжелый арабский грузовик"

А что, еврейские грузовики там не ездят? Ездят, сама видела. Да и столкновение произошло по собственной вине погибшего. Так зачем упоминать, что "арабский"? Чтобы ненависти впрыснуть?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: savta_le
2011-07-16 12:45 pm (UTC)

Re: "Под тяжелый арабский грузовик"

Я тоже обратила на это внимание. Если бы в российском издании напечатали: "под еврейский грузовик", то как бы это выглядело?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-16 05:44 pm (UTC)

Re: "Под тяжелый арабский грузовик"

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: o_aronius
2011-07-16 06:37 pm (UTC)

без вспрыска ненависти

Видете ли, Юра(с), несколько лет назад у автора этого текста Ваши союзники убили мужа. К сожалению, такие факты иногда накладывают определенный отпечаток на мировоззрение.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 9_jizney
2011-07-17 12:13 pm (UTC)

Re: без вспрыска ненависти

Это, конечно, объясняет, почему уважаемый рав ז"ל выехал на встречную полосу.

А если уж говорить о союзниках, то мои союзники никого не убивают. Убили этих людей их же (и автора статьи) единомышленники - то есть те, кто считает, что на этой земле есть место только одному народу, а второй подлежит истреблени. А ненависть - она всегда порождает только ненависть.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 9_jizney
2011-07-16 08:57 am (UTC)

А если по теме

- лично я вот чего не могу понять. Я случайно знаю, как преподают историю искусства в колледже "Эмуним" - у меня была студентка, которая после получения степени туда устроилась преподавать. Она приходила ко мне советоваться, как выбрать материал для раздела "искусство Возрождения", потому что с нее взяли подписку, что она не будет говорить о христианстве, упоминать Иисуса и Марию, а также показывать репродукции с обнаженными телами. Я только руками разводила, но девушка была израильтянка из "соблюдающих традицию" и как-то приспособилась.

Но наши-то образованные люди как это могут? Я все могу понять: тягу к "корням", к религии, к своему кругу, желание принадлежности к группе, желание жить, не замечая окружающего мира. Но вот что мне совершенно непонятно - как может человек отрезать часть своих знаний и делать вид, что этого не существует. Ведь это все равно, что сказать физику: "ты преподавай, но закона гравитации не трожь: Ньютон был антисемитом!" ЗНАТЬ, и намеренно замалчивать изо дня в день, выдавая вместо предмета какой-то искалеченный суррогат - вот это у меня в голове не укладывается.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-16 09:15 am (UTC)

Re: А если по теме

Ничего не могу сказать про колледж "Эмуним", я первый раз тут прочитал про его существование. Но о том, что Вы написали, я упомянул в первом материале на данную тему:
И вот тут-то кроется проблема. "Возврат к вере" требует добровольного отказа от свободы, причем даже не свободы действовать, это можно пережить. Инвалид, человек в сложном материальном положении, с какими-то личными проблемами всегда ограничен в свободе действовать. "Возврат к вере" требует отказа от свободы самостоятельно думать, оценивать происходящее вокруг по личным этическим меркам, от права оценивать канонические тексты, глядя на них "со стороны". Я не представляю себе, как и почему человек может добровольно отказаться от этой внутренней свободы. Тем более если это не выходец из достаточно глухого украинского местечка или из марокканской общины в Израиле, а человек, выросший в одной из бывших советских столиц, поневоле знакомый с разнообразным миром, не укладывающимся в рамки представлений и образа жизни замкнутой иудейской общины.

А вот для них, получается, нет проблемы. Если референтная группа "отрезала" - то и мы режем. Потому что так положено. Они этого даже не замечают большей частью.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 9_jizney
2011-07-16 09:19 am (UTC)

Re: А если по теме

Да ведь тут даже речь не идет об оценках или этике. Ну просто какое-то самолюбие образованного человека, профессионала, должно быть? Взять и "обнулить" знания, полученные когда-то трудом. Такое предательство своего профессионализма и интеллекта - во имя чего?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: studentus
2011-07-16 02:41 pm (UTC)

Re: А если по теме

Но вот что мне совершенно непонятно - как может человек отрезать часть своих знаний и делать вид, что этого не существует. Ведь это все равно, что сказать физику: "ты преподавай, но закона гравитации не трожь: Ньютон был антисемитом!" ЗНАТЬ, и намеренно замалчивать изо дня в день, выдавая вместо предмета какой-то искалеченный суррогат - вот это у меня в голове не укладывается.

Вспоминаю поход по Нахаль Прат со Шмуэлем Мучником. Конечная точка похода была возле монастыря , в который было решено не заходить , ибо это противоречит нормам Иудаизма. Хорошо, что я в этом монастыре уже был до этого с экскурсией Торика.
В общем-то все с ним согласились, хотя ничего удивительного, подавляющее большинство участников похода были религиозными или близкими к традиции. А жаль, хороший там был приём, приветливые монахи, вкусный чай и печенье да и просто очень интересно,
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: o_aronius
2011-07-16 06:17 pm (UTC)
а у жителей нет ни желания, ни возможности выйти за пределы огороженного пространства и просто погулять

Мне очень жаль ломать вашу стройную картину мира, но про поселения Гуш Эциона - это полная хуйня чисто фактически. Народ там гуляет между поселениями совершенно спокойно. Часть поселений не огорожена вовсе (Бат Айн), в других в заборах "бреши" в несколько сот метров (Алон Швут). Отношения с соседями-арабами - от нейтрально-корректных до дружеских.

Ну и насчет "рав сказал" и прочего - надо совсем не знать ни самих людей, ни то, чем они занимались, чтобы написать подобную херотень.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-16 06:23 pm (UTC)
Ну на то он и "гуш", наверное. :)
Но даже там заборы и ворота, хотя можно было бы их снять, наверное. Бат-Ям же не огораживают забором от Яффо почему-то, и полгорода по шабатам ходит в Яффо развлекаться и за покупками.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)