?

Log in

No account? Create an account
В продолжение темы "русской тшувы" - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

В продолжение темы "русской тшувы" [Jul. 16th, 2011|10:32 am]
Живой журнал leorer-а
Начало тут.

Листая ленту, наткнулся на первый за все время материал, психологически объясняющий данное явление. Очень хороший материал, описывающий историю очень достойных людей. Что обратило на себя внимание?

Я несколько раз попадал в поселения, и каждый раз у меня там физически возникало ощущение нахождения в гетто. Гетто это как физическое, в том смысле, что каждое поселение окружено забором и имеет ворота с охранником или дистанционным управлением, а у жителей нет ни желания, ни возможности выйти за пределы огороженного пространства и просто погулять, так и духовно-психологическое - люди подбирают в соседи только себе подобных.
Существуют люди, обращенные вовне, и люди, обращенные внутрь, даже не столько в себя лично, сколько в свою маленькую компанию. Она самодостаточна, и им не нужен большой мир. При том, что это достойные и хорошие люди. И именно в этом причина моей с ними разницы. Мне интересны как люди арабский парень из мастерской напротив, эритрейский беженец из парикмахерской, фреха с площадки сверху. Умным, интеллигентным, достойным людям из ишува все это просто не нужно. Им достаточно себя, своей семьи и соседей, таких же, как они. И даже не важно, считают ли эти люди себя лучше и избраннее "других". Важно то, что им "другие" в принципе не нужны. Они для них фон, природа, как дорога и деревья у ее обочины. Это не значит, конечно, что такие люди не поедут в Тоскану, к примеру, чтобы посмотреть на "внешний мир", но то, что находится за пределами забора ишува, для них такая же внешняя Тоскана. Нечто чуждое, "не наше", представляющее для них в лучшем случае туристический, этнографический интерес. Главное, чтобы не мешало.
Отсюда и реакция на поступивший сигнал: "Вот это, то, о чем рассказал рав - наше". Если "нам" положено зажигать свечи, менять имена, носить головной убор, мы тоже будем это делать, потому что "все наши люди вокруг" так делают. Таков "спусковой механизм" тшувы. Дальше люди уже просто попадают "в колею глубокую", из которой нет ни желания, ни причин выбираться.
Причем люди были настроены на это еще "там", до эмиграции-репатриации. Просто "там" забор гетто был не был физическим, осязаемым. Однако наличие исходной ментальности гетто - совершенно необходимое условие для того, чтобы человек или семья стали национально-религиозными.
Людям просто глубоко не повезло из-за того, что внешний мир, населенный арабами, "леваками", "миротварями" и прочей фауной объективно существует прямо за воротами их гетто, а не в двух часах лета самолетом. Им повезло бы, если бы они и только они жили на каком-нибудь греческом острове. Хорошие люди, уважающие себя и таких же, как они, занимались бы искусством, Торой, другими интересными вещами. Кому-то, конечно, и там все равно пришлось бы их обслуживать, но это оффтоп, выходящий за рамки данной записи.
И еще. Я вряд ли смог бы существовать в идиллии. Идиллия нежизненна. А у них вот получается, и хорошо получается.

Если появятся какие-то еще мысли, постараюсь поделиться.
LinkReply

Comments:
From: just_virt
2011-07-16 08:31 am (UTC)
Материал не то чтобы совсем очень хороший, такая привычная советская журналистика, автор явно многое написал, чтобы было как полагается. Ну и "он почувствовал необъяснимое желание надеть шляпу" доставило.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-16 08:52 am (UTC)
Необъяснимое желание возникло из-за того, что он наблюдал за поведением референтной группы. Все "наши" начинают носить шляпы - ну так и я буду носить. Такие сигналы передаются без слов, как в стае, или как в косяке рыб, который одномоментно вдруг поворачивает направо или налево, потому что каждая особь в косяке следит периферическим зрением за тем, что происходит справа, слева, снизу и сверху от нее.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 9_jizney
2011-07-16 08:37 am (UTC)

"Под тяжелый арабский грузовик"

Да, а вот не было бы арабов - не было б и грузовиков, и никто бы не погиб, даже разъезжая по встречной полосе. Даже в таком рассказе не могут обойтись без вспрыска ненависти.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-16 08:53 am (UTC)

Re: "Под тяжелый арабский грузовик"

Ну да. Произошло трагическое столкновение с внешним миром, существующим обычно в параллельных измерениях, а такие столкновения для носителей идиллии - всегда трагедия, по законам жанра.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 9_jizney
2011-07-16 08:59 am (UTC)

Re: "Под тяжелый арабский грузовик"

А что, еврейские грузовики там не ездят? Ездят, сама видела. Да и столкновение произошло по собственной вине погибшего. Так зачем упоминать, что "арабский"? Чтобы ненависти впрыснуть?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-16 09:12 am (UTC)

Re: "Под тяжелый арабский грузовик"

Ничего она не впрыскивала, во всяком случае осознанно. "Арабский" - это внешний, враждебный. Кодовое слово. Типа, как ива "плакучая", а дуб "стройный". Само выскочило.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: studentus
2011-07-16 02:35 pm (UTC)

Re: "Под тяжелый арабский грузовик"

А что, еврейские грузовики там не ездят? Ездят, сама видела. Да и столкновение произошло по собственной вине погибшего. Так зачем упоминать, что "арабский"? Чтобы ненависти впрыснуть?

Ненависть взаимная, так что не стал бы я тут поселенцев обвинять.
А эпитет "арабский", это как правильно было замечено комментом ниже, что-то подобно "ива плакучая", да и по факту абсолютно верно.
И что ещё бесспорно , что арабы намного обльше аварий делают чем евреи. К примеру, когда водитель задавил на прошлой неделе пару из Ашкелона, которая вышла из машины колесо заменить, да ещё потом сказали, что он из Яффо, я сразу подумал, что, как и всегда, это араб. Был очень удивлён, кода выяснилось, что это еврей по имени Рони Леви.Потому, что в 90% тяжёлых аварий, в кторых замешаны грузовики, водители-арабы.
И это отнюдь не только ксенофобия, а ещё и по жизни верно, просто статистика.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 9_jizney
2011-07-16 03:53 pm (UTC)

Re: "Под тяжелый арабский грузовик"

Я "обвиняю" не поселенцев, а автора статьи. Это во-первых.

Во-вторых, ввиду того, что в самой статье ясно сказано, что погибший САМ выехал на встречную полосу и столкнулся с грузовиком (кстати, о судьбе водителя грузовика ничего не говорится - ведь кому он нужен, этот араб!) - Ваша "статистика" бессмысленна, а в свете истории с Рони Леви - попахивает предубеждением. Вы даже не замечаете, насколько искажена Ваша логика: "Арабы делают аварий больше, чем евреи, К ПРИМЕРУ, на прошлой неделе была авария, и ее сделал еврей, а не араб".

Кстати, Саед Кашуа об этом как-то написал http://www.perspektiva.co.il/show_file.asp?num=320
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: studentus
2011-07-16 04:08 pm (UTC)

Re: "Под тяжелый арабский грузовик"

Ваша "статистика" бессмысленна,

Статистика вещь упрямая, те, кто считают её бессмысленой-единицы.
То, что арабы сплошь и рядом замешаны в дорожно -транспортных авариях,это факт, никем даже не оспариваемый. Хотите их защищать, обеливать и про-ваше дело.
Поэтому в случае с Рони Леви и удивился, так как тут призошло событие из серии "человек покусал собаку".
Я вас понял, вы из тех людей, которые , к примеру, считают, что такое понятие как "этническая преступность" не существует. Ваше право.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-16 05:44 pm (UTC)

Re: "Под тяжелый арабский грузовик"

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-16 05:43 pm (UTC)

Re: "Под тяжелый арабский грузовик"

Я, кстати, вполне допускаю, что 90 процентов аварий с участием тяжелых грузовиков совершают арабы. По одной простой причине - примерно таков процент арабов среди водителей тяжелых грузовиков. Оставшиеся 10 процентов - большей частью олимы ми-Русия. Это одна из тех тяжелых и неблагодарных профессий, которыми евреи предпочитают не заниматься, на которых приходится работать по 12-15 часов в сутки, получая почасовой минимум.
По той же причине примерно 60 процентов людей, падающих со строительных лесов в Израиле и получающие другие травмы на стройках - арабы. Оставшиеся примерно 40 процентов - иностранные рабочие. Евреев, получающих такие травмы, очень мало, потому что они на этих работах предпочитают не работать.
Но тоже можно сказать: "Вот, смотрите, какая разница". :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: studentus
2011-07-16 05:50 pm (UTC)

Re: "Под тяжелый арабский грузовик"

По одной простой причине - примерно таков процент арабов среди водителей тяжелых грузовиков. Оставшиеся 10 процентов - большей частью олимы ми-Русия.

С тем , что вы написали, я как раз полностью согласен.
Но сразу пытаться опровергнуть статистику? К чему это?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-16 05:55 pm (UTC)

Re: "Под тяжелый арабский грузовик"

Не знаю, к чему. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 9_jizney
2011-07-16 09:39 pm (UTC)

Re: "Под тяжелый арабский грузовик"

А была приведена какая-то статистика? Кроме "я сразу подумал"?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-17 04:41 am (UTC)

Re: "Под тяжелый арабский грузовик"

Не была, разумеется. Все это на уровне "тхушат бетен", плюс-минут 20 процентов. :) Но подавляющее большинство водителей семитрейлеров - действительно арабы, это видно невооруженным глазом. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xeonium
2011-07-17 08:49 am (UTC)

Re: "Под тяжелый арабский грузовик"

На эту тему есть статистика, неевреи действительно участвуют в относительно большем количестве аварий чем евреи



Что впрочем принципиально не отличается от ситуации в других странах с нацменьшинствами.

График взял из этого исследования.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-17 09:13 am (UTC)

Re: "Под тяжелый арабский грузовик"

Сенкс. Ну так 30 процентов - это и есть приблизительный процент неевреев в Израиле. По разным данным от 25 до 30 процентов. К тому же это все водители, и частники, и водители автобусов, и пикапов, и грузовиков. А семитрейлеры у нас водят в основном арабы, потому что это адова работа, на которую евреев затащить трудно. Так что одно другому не противоречит.
При том, что евреев - водителей минибусов и автобусов много, примерно столько, сколько они составляют в процентном населении среди населения страны.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rositsa
2011-07-17 07:12 am (UTC)

тяжелый арабский грузовик

Интересный язык. Для меня прилагательное, производное от этнонима, перед словом "автомобиль" - это национальность не водителя, а фирмы-изготовителя. Белорусский автобус или японская легковушка.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-17 08:12 am (UTC)

Re: тяжелый арабский грузовик

Ну да. У нас это как-то естественно. Арабский грузовик, еврейская дорога (в смысле, к еврейскому ишуву), арабский виноградник, еврейский дом (хутор).
Для посторонних звучит диковато. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: savta_le
2011-07-16 12:45 pm (UTC)

Re: "Под тяжелый арабский грузовик"

Я тоже обратила на это внимание. Если бы в российском издании напечатали: "под еврейский грузовик", то как бы это выглядело?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-16 05:44 pm (UTC)

Re: "Под тяжелый арабский грузовик"

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: o_aronius
2011-07-16 06:37 pm (UTC)

без вспрыска ненависти

Видете ли, Юра(с), несколько лет назад у автора этого текста Ваши союзники убили мужа. К сожалению, такие факты иногда накладывают определенный отпечаток на мировоззрение.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 9_jizney
2011-07-17 12:13 pm (UTC)

Re: без вспрыска ненависти

Это, конечно, объясняет, почему уважаемый рав ז"ל выехал на встречную полосу.

А если уж говорить о союзниках, то мои союзники никого не убивают. Убили этих людей их же (и автора статьи) единомышленники - то есть те, кто считает, что на этой земле есть место только одному народу, а второй подлежит истреблени. А ненависть - она всегда порождает только ненависть.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 9_jizney
2011-07-16 08:57 am (UTC)

А если по теме

- лично я вот чего не могу понять. Я случайно знаю, как преподают историю искусства в колледже "Эмуним" - у меня была студентка, которая после получения степени туда устроилась преподавать. Она приходила ко мне советоваться, как выбрать материал для раздела "искусство Возрождения", потому что с нее взяли подписку, что она не будет говорить о христианстве, упоминать Иисуса и Марию, а также показывать репродукции с обнаженными телами. Я только руками разводила, но девушка была израильтянка из "соблюдающих традицию" и как-то приспособилась.

Но наши-то образованные люди как это могут? Я все могу понять: тягу к "корням", к религии, к своему кругу, желание принадлежности к группе, желание жить, не замечая окружающего мира. Но вот что мне совершенно непонятно - как может человек отрезать часть своих знаний и делать вид, что этого не существует. Ведь это все равно, что сказать физику: "ты преподавай, но закона гравитации не трожь: Ньютон был антисемитом!" ЗНАТЬ, и намеренно замалчивать изо дня в день, выдавая вместо предмета какой-то искалеченный суррогат - вот это у меня в голове не укладывается.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-16 09:15 am (UTC)

Re: А если по теме

Ничего не могу сказать про колледж "Эмуним", я первый раз тут прочитал про его существование. Но о том, что Вы написали, я упомянул в первом материале на данную тему:
И вот тут-то кроется проблема. "Возврат к вере" требует добровольного отказа от свободы, причем даже не свободы действовать, это можно пережить. Инвалид, человек в сложном материальном положении, с какими-то личными проблемами всегда ограничен в свободе действовать. "Возврат к вере" требует отказа от свободы самостоятельно думать, оценивать происходящее вокруг по личным этическим меркам, от права оценивать канонические тексты, глядя на них "со стороны". Я не представляю себе, как и почему человек может добровольно отказаться от этой внутренней свободы. Тем более если это не выходец из достаточно глухого украинского местечка или из марокканской общины в Израиле, а человек, выросший в одной из бывших советских столиц, поневоле знакомый с разнообразным миром, не укладывающимся в рамки представлений и образа жизни замкнутой иудейской общины.

А вот для них, получается, нет проблемы. Если референтная группа "отрезала" - то и мы режем. Потому что так положено. Они этого даже не замечают большей частью.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 9_jizney
2011-07-16 09:19 am (UTC)

Re: А если по теме

Да ведь тут даже речь не идет об оценках или этике. Ну просто какое-то самолюбие образованного человека, профессионала, должно быть? Взять и "обнулить" знания, полученные когда-то трудом. Такое предательство своего профессионализма и интеллекта - во имя чего?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: studentus
2011-07-16 02:41 pm (UTC)

Re: А если по теме

Но вот что мне совершенно непонятно - как может человек отрезать часть своих знаний и делать вид, что этого не существует. Ведь это все равно, что сказать физику: "ты преподавай, но закона гравитации не трожь: Ньютон был антисемитом!" ЗНАТЬ, и намеренно замалчивать изо дня в день, выдавая вместо предмета какой-то искалеченный суррогат - вот это у меня в голове не укладывается.

Вспоминаю поход по Нахаль Прат со Шмуэлем Мучником. Конечная точка похода была возле монастыря , в который было решено не заходить , ибо это противоречит нормам Иудаизма. Хорошо, что я в этом монастыре уже был до этого с экскурсией Торика.
В общем-то все с ним согласились, хотя ничего удивительного, подавляющее большинство участников похода были религиозными или близкими к традиции. А жаль, хороший там был приём, приветливые монахи, вкусный чай и печенье да и просто очень интересно,
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: o_aronius
2011-07-16 06:17 pm (UTC)
а у жителей нет ни желания, ни возможности выйти за пределы огороженного пространства и просто погулять

Мне очень жаль ломать вашу стройную картину мира, но про поселения Гуш Эциона - это полная хуйня чисто фактически. Народ там гуляет между поселениями совершенно спокойно. Часть поселений не огорожена вовсе (Бат Айн), в других в заборах "бреши" в несколько сот метров (Алон Швут). Отношения с соседями-арабами - от нейтрально-корректных до дружеских.

Ну и насчет "рав сказал" и прочего - надо совсем не знать ни самих людей, ни то, чем они занимались, чтобы написать подобную херотень.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2011-07-16 06:23 pm (UTC)
Ну на то он и "гуш", наверное. :)
Но даже там заборы и ворота, хотя можно было бы их снять, наверное. Бат-Ям же не огораживают забором от Яффо почему-то, и полгорода по шабатам ходит в Яффо развлекаться и за покупками.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: o_aronius
2011-07-16 06:35 pm (UTC)
"Ходить развлекаться"(с) там особо некуда - окрестные арабы живут небольшими хуторами, магазинов/кинотеатров не держат.
А заборы и проч. - требование прежде всего армии. Сами жители пошли на них очень неохотно.
(Reply) (Parent) (Thread)