?

Log in

No account? Create an account
Нас не надо жалеть - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Нас не надо жалеть [Feb. 28th, 2012|10:33 pm]
Живой журнал leorer-а
"Нас не надо жалеть, ведь и мы никого б не жалели", написал Семен Гудзенко, автор одного из лучших фронтовых стихотворений. Это очень емкая строчка, которую невозможно понять, не ответив себе на вопросы, почему именно "не жалели", и кого "нас".

Жалеть на самом деле есть кого, в том числе и во время Гудзенко. Жалко героев поэмы Твардовского "Дом у дороги", почему-то не присутствующей в интернете, хотя это его самая лучшая и пронзительная поэма. Жалко героя стихотворения "Враги сожгли родную хату". Жалко того, кто был убит подо Ржевом в безымянном болоте, хотя ему, можно сказать, повезло. Мог бы оказаться на Валааме. А вот Семена Гудзенко и его лирического героя не жалко. Почему?

А потому что он никого б не жалел. Семен Гудзенко – соученик по ИФЛИ и друг Павла Когана, написавшего перед войной, что "мы еще дойдем до Ганга, и мы еще умрем в боях, чтоб от Японии до Англии сияла Родина моя". Им обоим наверняка не было жалко ни растоптанную Прибалтику, ни героически сопротивляющуюся Финляндию. Если бы карта легла иначе, и друзья – комсомольские поэты двинулись таки к Гангу, они бы по пути никого не пожалели. Но карта легла так, что пошла четвертая осень, и Гудзенко ползал по грязи, и не было у него ни девчонок, ни жен, ни даже счастья ремесел, а Коган и вовсе погиб под Новороссийском. Однако их не жалко, в отличие от тех, кто косил траву, услышал о начале войны и понял все. Эти бы не поперли к Гангу, а если бы их и забрили силой выполнять интернациональный долг, они бы уж точно выполняли его без радости и поэтических восторгов.
К счастью, у Семена Гудзенко хватило то ли разума, то ли эмоциональной честности написать слова "ведь и мы никого б не жалели". Он понял ситуацию правильно, а под пулями хочется быть честным, хотя бы наедине с самим собой.

15 марта готовится первая серьезная демонстрация в защиту слабых и выброшенных на обочину слоев русскоязычной израильской "алии". И слава Богу, давно пора их защитить. Даже ролик по этому поводу сделали:
http://left-liberal-il.livejournal.com/1290105.html

Вот он, клип "Хватит молчать!"



Но посмотрел я его, и вспомнился Семен Гудзенко.

"Алия" оказалась на обочине, не желая того, разумеется, но совершенно закономерно, и это надо наконец признать.

Я получаю, так получилось, одну пенсионерскую рассылку. Там постоянно публикуются материалы о тяжелом положении пенсионеров-олим вперемежку с дежурными антиарабскими и патриотическими материалами. Это, можно сказать, нормально в нашей ситуации. Но не так давно в той же рассылке мне попался материал, ходивший также и по ЖЖ, о грузинском "экономическом чуде", с восторженными комментариями подписчиков. Как сочетается ультралибертарианское "грузинское чудо" с требованиями обеспечить по-минимуму пожилых олим в Израиле, одному Богу известно. Оказавшись в Грузии, эти люди в лучшем случае сидели бы на паперти, и не могли бы даже мечтать о социале, тем более о пользовании интернетом на деньги социала. Однако одно с другим прекрасно сочетается в мозгах, равно как и с заочной поддержкой российских "гайдарочубайсов" и олигархов и с материалами, содержащими насмешки над "пропутинским быдлом", большей частью идиотскими.

В том же духе наш слой, которому надоело молчать, оценивает израильскую историю и актуальную политику. Ну не повезло людям, ну пришли они последними. Не успели на Великий Грабеж 1948 года, когда старожилы Израиля обрели основу своего нынешнего процветания. Но в самом этом грабеже и изгнании сотен тысяч людей наши люди не видят ничего предосудительного, как Гудзенко с Коганом в походе на Ганг. Единственная претензия наших людей заключается в том, что с ними не поделились награбленным, или поделились недостаточно.

Вскоре после Великого Грабежа в Израиль приехали выходцы из восточных общин, сразу же ставшие жертвами дикой эксплуатации и дискриминации в интересах элиты, уже порядочно нажившейся на Великом Грабеже. Потом репатрианты 50-х и 60-х сами пообжились, нажились немного на оккупации уже после 1967 года, тоже встреченной "нашими людьми", жившими тогда в СССР, в подавляющем большинстве с восторгом и патриотической радостью. А потом началась и сама "большая алия", и эти представители восточных общин предсказуемо воспользовались возможностью обогатиться за счет новых соотечественников, поднявшись за наш счет по социальной и экономической лестнице.

И результат совершенно закономерен, в полном соответствии с логикой государственной дедовщины. А мы на что рассчитывали? Почему с нами должны были поступить иначе? Разве мы отвергли с самого начала логику государственной дедовщины, объединившись со всеми слабыми и угнетенными сынами Земли Израиля на почве защиты их и наших прав? Нет, мы попытались пристроиться хоть тушкой, хоть чучелом в шестерки к хозяевам страны и дискурса, надеясь, что чем больше мы им будем лизать, тем больше нам перепадет. Нескольким процентам это удалось, всем остальным – нет. Ну и что, так и они были бы рады приткнуться. Не получилось. Почему те, у кого получилось, должны с ними чем-то делиться? Не случайно же в нашей общине самый низкий уровень общинной благотворительности. Почему другие должны нам помогать, если мы сами себе помочь не хотим?

И кто оказался нашими полномочными представителями, "лицами Алии", так сказать? Господин Щаранский и господин Либерман. К свежеприехавшему в Израиль правозащитнику Щаранскому подошел вскоре после приезда Фейсал Хуссейни и попросил, чтобы пользующийся всемирным влиянием правозащитник Натан помог защитить права иерусалимских арабов. "А вы здесь причем?", ответил ему Шаранский. Об этом его ответе знала как минимум половина русскоязычных олим, но мало кто им возмутился. Большинство приветствовало ответ и не понимало, что в нем не так. Ну а сейчас располневший Щаранский получает на должности главы Сохнута зарплату, превышающую зарплату главы правительства, а русскоязычные старики страдают в хостелях. Дык. Не надо было аплодировать хамскому ответу Щаранского Хуссейни и обожать олигарха Ходорковского. Если бы мы в массе вели себя с самого начала противоположным образом, мы могли бы получить что-то иное. Не со 100-процентной вероятностью, а хоть с какой-то. А так никакой вероятности нет вообще. Ну и асуанское хамство Либермана наша среда точно так же восприняла как высокий патриотизм, а с бывших советских интеллигентов спрос все-таки не таков, как со спартаковских фанатов.

Подлейшая советская армейская дедовщина была возможна исключительно потому, что ей не сопротивлялось больше половины личного состава рот и взводов. А не сопротивлялись салаги потому, что сами ждали возможности стать дедами и поиздеваться над теми, кто слабее их. Это не всегда им удавалось, кое-кто вылетал на обочину жизни с отбитыми почками и проломленными черепами. Но если бы салаги с самого начала объединились, стали вместе защищать самого слабого, даже если он в чем-то неправ, и сказали дедовщине "нет", вероятность очутиться на обочине была бы для них меньше.

На демонстрацию я, скорее всего, пойду, если не будет никаких срочных дел. Потому что слабых защищать надо, даже если и когда они неправы. Даже если они неадекватны. Даже если их не жалко. А наших стариков все-таки жалко.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: melumad
2012-02-28 09:46 pm (UTC)
+1
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: guy_gomel
2012-02-28 09:56 pm (UTC)
скажи, ты служил в Советской Армии?

Edited at 2012-02-28 09:57 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-02-29 06:10 am (UTC)
К счастью, нет. А что это меняет?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: guy_gomel
2012-02-29 12:01 pm (UTC)
это меняет то, что ты ничего не понимаешь, о дедовщине в СА, а я понимаю - меня пиздили деды, я выживал.



Edited at 2012-02-29 12:01 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2012-02-29 02:46 pm (UTC)
"Лагерный опыт отрицателен"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-02-29 07:40 pm (UTC)
Это Шаламов."Полностью отрицательный опыт, от начала до конца".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2012-02-29 07:41 pm (UTC)
Да, я полагаю, контекст всем известен.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2012-02-29 02:47 pm (UTC)
"Школа жизни, которую лучше кончить заочно"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rav_erev
2012-02-28 10:46 pm (UTC)
У меня два комментария.

1) Если уж смотреть с моральной точки зрения, то Гудзенко лучше нашего брата-сиониста. Он, по крайней мере, искренне считал, что несет на Ганг счастье и процветание и вообще идет туда для их же блага. У сионистов таких прекраснодушных заблуждений не было. Они не считали, что если арабов из Палестины выгнать, то им от этого станет хорошо. Они их просто выгнали
2) А вот насчет Великого Грабежа 1948 как основы нынешнего процветания Израиля ты неправ. Нынешнее процветание базируется отнюдь не на оставленных в 1948 году арабских коврах. И даже не на их брошенной недвижимости.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: raffal
2012-02-28 11:20 pm (UTC)
1. По сравнению с существовавшими на Ганге во времена Гудзенко порядками - он _действительно_ принес бы им счастье и процветание. Стараниями англичан там десятилетиями происходил тихий такой и неторопливый геноцид, по масштабам превосходивший Холокост.

2. Согласен - было бы с чего там процветать.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ddd_ddd
2012-02-28 11:46 pm (UTC)
А когда, позвольте узнать, там не происходило массового вымирания в сочетании с неограниченной рождаемостью?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: raffal
2012-02-28 11:48 pm (UTC)
До англичан.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ddd_ddd
2012-02-29 12:09 am (UTC)
И откуда Вам это известно? От индусов, наверное?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nice_beaver
2012-02-29 01:40 am (UTC)
Вы нашли с кем спорить, ей-Богу
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: thomas_doubting
2012-02-29 06:57 pm (UTC)
Этого товарища всегда колбасит при упоминании англичан, пиндосов и прочих империалистов,
которые постоянно обижают его Родину.

Я как-то рас спросил одного индуса, как он оценивает роль англичан в Индии. Он долго думал, а потом сказал: "Все же положительно".

Англичане построили инфраструктуру (ж/д действуют до сих пор, создали индийский правящий класс и систему управления. И ушли,
не оставив са собой моря крови.

(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: ddd_ddd
2012-02-29 07:25 pm (UTC)
Я бы сказал "пиндосит", а не колбасит :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ddd_ddd
2012-02-28 11:43 pm (UTC)
Это заветы великого и ужасного Изи Шамира не дают покоя леореру. Тот давно писал об этом. Типа, богатая Рехавия и всё такое. И Кейсария, видимо и Герцлия-Питуах - всё от честно награбленного у арабов. Дык.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-02-29 06:16 am (UTC)
Разумеется, не все, 60 лет прошло. Но многое. И основа их благосостояния была заложена именно тогда, и так.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pan_sapega
2012-02-29 06:48 am (UTC)
выскажите порицание собственному дедушке - "ехать" надо было ещё его папеньке.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-02-29 06:15 am (UTC)
Нынешнее процветание базируется отнюдь не на оставленных в 1948 году арабских коврах. И даже не на их брошенной недвижимости.
Разумеется, не только, но и на них тоже. Будешь в Яффо, я тебе покажу дом Ицхака Саде. Брошенный некогда большой и красивый арабский дом, выходящий окнами на море. Там и сейчас живет его семья.
Ну и Рехавия в Иерусалиме вся такая, и Тальбие.
Вообще Войну за Независимость трудно понять, не учитывая тот факт, что пока тысячи молодых парней честно сражались, будучи уверенными в том, что речь идет о жизни и смерти страны и их самих, верхушка Ишува проталкивала свою повестку дня, в которой личное обогащение за счет награбленного стояло отнюдь не на последнем месте.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pan_sapega
2012-02-29 07:12 am (UTC)
это сейчас Эйн - Керем в Иерусалиме - символ зажиточности и статусности , а когда "иракцев" и "йеменцев " туда запихивали - было наоборот . и Рехавия с Малхой - аналогично .
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-02-29 09:59 am (UTC)
Эйн-Карем и Малха - в значительной степени да, хотя я общался с арабом, жена которого из Малхи. У ее семьи там был очень хороший дом. А вот Рехавия - никак нет. Рехавия и Тальбие были престижными арабскими кварталами, как сейчас говорят, "среднего класса", и никаких иракцев и йеменцев туда и близко не подпускали. Все раздали своим. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: idelsong
2012-02-29 10:12 am (UTC)
Вообще первые, кого поселили в Катамоне - это беженцы из Старого города. А в Яффо селили болгар и йеменцев. И были очень обеспокоены тем, чтобы не было "вакуума". А в общей сложности >30% репатриантов до 1954 г. поселены в бывших арабских домах. Больше всего - в Хайфе и в Яффо.

http://books.google.co.il/books?id=l8amWU3Z800C&pg=PA53&dq=absentee+property+law+fischbach&hl=en&sa=X&ei=2nFLT8SvG4bf8APL4YG3Dg&ved=0CDcQ6AEwAQ#v=onepage&q=TABLE%201.2&f=false
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-02-29 07:51 pm (UTC)
В Яффо селили в основном болгар. Про йеменцев не слышал. Болгарам повезло - их репатриация стала первой после создания Государства. Потом арабское жилье закончилось, и власти начали создавать маабарот.
Да, в кварталах похуже селили репатриантов, но кварталы и дома получше забирала себе "старая" элита. У Шамира этот процесс детально описан:
http://www.israelshamir.net/ru/pine_and_olive19.htm
Интереснее всего было в Кфар-Шалем. Оттуда ушли арабы, но за день того, как пришли израильские саперы, чтобы взорвать дома, туда вселились бездомные йеменцы из Тель-Авива и прогнали саперов. Так эта деревня и стоит по сей день.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pan_sapega
2012-02-29 10:36 am (UTC)
всё это были загородные дома. очень приличные , но по части удобств ( . и очень
близко к линии размежевания . и -" кто что охраняет , то это и имеет".
а Рехавия -изначально , ещё с 20-х - еврейский квартал . там особо не покофискуешь .
может , у немцев только . но им практически сразу возместили .


Edited at 2012-02-29 10:41 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-02-29 07:55 pm (UTC)
Да, Рехавия была в основном еврейской. Арабскими были Тальбие и Катамон.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ddd_ddd
2012-02-29 12:44 pm (UTC)
Вы поёте с чужого голоса, не задумываясь: в нынешнем веке "сокровища богатых арабских райнов" это мизер в сравнении с денежным богатсвом миллионеров: так престижный флёр без реального содержания. Ну, т.е. жить там было вольготно и это можно было бы считать хорошим стартовым капиталом (в сравнении с позднее прибывшими), но не более того.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-02-29 07:58 pm (UTC)
Так и доллар 100 лет назад стоил не столько, сколько сейчас. :) Но тот, у кого 100 лет назад были 500 долларов, имел стартовый капитал, а тот, у кого их не было, этого капитала не имел.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ddd_ddd
2012-02-29 08:16 pm (UTC)
Ну так эти дома были стартовым капиталом - но и только. По нынешним меркам не таким уж и дорогим. Ну скажем 5 миллионов современных долларов (это я преувеличил, но не столь важно). Не олигархи, вообщем.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2012-02-28 10:51 pm (UTC)
У Вас насчёт Валаама некоторые преувеличения.
"Самоваром" существовать, конечно, что хорошего, но были там и браки инвалидов с девушками-медсёстрами, работавшими там по распределению после медучилища.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: melumad
2012-02-28 11:48 pm (UTC)
Источник?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2012-02-29 01:00 am (UTC)
Население "посёлка" Валаам(реально живут в одном из монастырских корпусов, никакой деревни там никогда не было) -это потомки семей инвалидов .

"Оставшиеся гражданские жители – в основном потомки инвалидов, которые смогли создать на острове семьи, родить детей. Один из таких – Сергей Аксентьев. Его отец – Михаил Иванович Аксентьев – участник Великой Отечественной войны, потерял на фронте ногу. В доме интернате встретил свою судьбу – санитарку Клавдию Ивановну"
http://politika-karelia.ru/?p=6202



.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-02-29 06:19 am (UTC)
Были отдельные случаи, скорее всего.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2012-02-29 07:46 am (UTC)
Посёлок там был -300 человек.Не все, разумеется, от таких браков,
но это и не такая там чернуха была, как местами пишут.Советская жизнь до 70-х вообще была нищая.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2012-02-29 03:19 pm (UTC)
Советская система как целое была громадным понижением уровня общественного развития.
Действительно, принудительно собрали нищенствующих инвалидов, и отправили в дом призрения с негодным, по современным понятиям , уходом.
Между тем-многие осудили бы такую акцию применительно к Англии XIX века ?
Ведь скатились-то как бы не ниже.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2012-02-28 10:53 pm (UTC)
"Подлейшая советская армейская дедовщина была возможна исключительно потому, что ей не сопротивлялось больше половины личного состава рот и взводов.
А не сопротивлялись салаги потому, что сами ждали возможности стать дедами и поиздеваться над теми, кто слабее их"

Вовсе не поэтому.
А потому что очень сложно сопротивляться системе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-02-29 06:20 am (UTC)
Сложно сопротивляться системе в одиночку, а когда есть достаточно большая группа единомышленников - можно. Те же кавказские землячества в нынешней российской армии - отличный пример, они всех под себя прогибают. Потому что вместе, и защищают друг друга.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pan_sapega
2012-02-29 07:06 am (UTC)
Дон Корлеоне одобряет ))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2012-02-29 07:29 am (UTC)
Да.Так они вписаны в систему.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: itrech
2012-02-29 07:01 am (UTC)
Странно: для чужих вы не признаете "коллективную отвестственность" - ведь так? А для типа "своих" - еще как признаете.
А строчка этих стихов у меня почти все годы в Израиле в голове крутится, это прямо в точку попали.)))
Про то, что с системой бороться - кишка тонка - это вам правильно ответили.

Edited at 2012-02-29 07:04 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savta_le
2012-02-29 08:25 am (UTC)
Синхронно с вами о жалости:
http://savta-le.livejournal.com/69470.html#comments
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-02-29 10:02 am (UTC)
Хорошая запись тоже. :) Не видел ее. Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: idelsong
2012-02-29 09:45 am (UTC)
Если Вы не слышали, то советую полюбопытствовать о Великом Взаимном Грабеже индусов и пакистанцев (по 7 миллионов с каждой стороны); греков и турок (1.5 млн и 400 тыс); грабеже иракских и египетских евреев (>300 тыс.); грабеже судетских и силезских немцев (13 млн.); грабеже алжирцев (и французов, и евреев) (3 млн.). Во всех этих случаях, за исключением одного - пострадавшие получили возможность вписаться в принявшее их общество, которое помогло им перенести травму.

И только в одном случае решением Лиги Арабских Государств беженцы были лишены права натурализоваться в новых странах. Как сформулировала ЛАГ - "чтобы сохранить их палестинскую идентичность". В переводе на русский язык - наступила на жизни людей ради политических дивидендов. Пострадавших - жалко, но надо отчетливо понимать, кто виновник их состояния.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-02-29 10:01 am (UTC)
Частично Вы правы, частично нет, можно было бы эту тему обсудить, но мой пост не о ней, если Вы заметили. Он не о палестинцах, он о нас. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: thomas_doubting
2012-02-29 07:08 pm (UTC)
Ну не повезло: оказались последними в пирамиде.

Меня вот другое удивляет: при всех различиях между правыми и левыми нормальность секторальности,
разъедающей общество, ни у кого не вызывает ни то что протеста - простого дисконфорта.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-02-29 08:00 pm (UTC)
Меня это тоже удивляет и вызывает дискомфорт. :) Но я привык.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: davidaidelman
2012-06-20 10:01 am (UTC)
какая-то чудовищная мешанина всего со всем...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-06-20 12:38 pm (UTC)
Что не так?
(Reply) (Parent) (Thread)