?

Log in

No account? Create an account
Уважайте себя - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Уважайте себя [Apr. 4th, 2012|11:28 pm]
Живой журнал leorer-а
Очередная буря в стакане воды взбудоражила русскоязычную общественность Израиля. В учебнике обществоведения для средней школы написали, что алия из Советского Союза приехала по экономическим соображениям, в значительной степени состоит из неевреев и даже из христиан, и не обладает сионистской мотивацией, после чего представители упомянутой общественности начали возмущаться – ее обидели.

Глупая, но вполне предсказуемая реакция. Исходит она прежде всего из тех кругов, которые больше прочих стараются войти в доверие к правящей в стране касте, надеясь получать за это вкусные пряники из ее рук. Кто в теме, прекрасно поймет, кого я имею в виду. Эти граждане вынесли уже достаточно много оскорблений в адрес тех людей, которых они вроде бы представляют, но когда представляемую ими общину обвинили в недостаточной еврейскости, это задело их за живое.

Впрочем, я не удивлен ни обвинениями, ни дурацкой реакцией на них. В этнократическом обществе, которое представляет собой нынешний Израиль, всегда будут "более ценные" и "менее ценные" граждане, граждане первого, второго и третьего сорта, причем их сортность будет определяться соответствием некоему "стандарту еврея", сложившемуся в головах лидеров страны. При такой системе русскоязычные всегда будут вторыми после арабов кандидатами на раздачу пендюлей – за то, что они "недостаточно евреи", недостаточно религиозны, недостаточно строго блюдут чистоту крови, отмечают "гойские" праздники. Наша община в принципе может быть полностью легитимизирована только после конституирования Израиля в качестве государства всех его граждан, в котором все граждане равны и равно легитимны, и соответственно их мировоззрение и культурные особенности тоже легитимны. Однако понимание этой простой истины диктует совершенно другой образ мышления и действия нашей общинной верхушки, поэтому верхушка, надеющаяся на получение пряников от первосортных граждан, не желает ее понимать.

А теперь давайте поговорим об "обвинениях" по существу. Я считаю, что нам не в чем оправдываться и нечего стесняться. Да, многие русскоязычные "олим" приехали за колбасой, но точно такая же мотивация характеризовала почти все остальные потоки репатриантов в Израиль. Состоятельные марокканские евреи уехали не в Израиль, а во Францию. В том же Марокко и Йемене и сейчас живут евреи, не пожелавшие поехать за колбасой в Израиль. Чуть ли не половина аргентинских олим уехала обратно, как только в стране исхода улучшилось положение с колбасой. Если еврейское государство создано не для того, чтобы обеспечить колбасой евреев всего мира, желающих в нем жить, оно вообще не имеет смысл. Неужели кому-то нужно еврейское государство, в котором живут бедные и несчастные евреи?

Далее, по поводу крестов на шее. Не секрет, что христианская культура сыграла большую роль в формировании самосознания и идентичности русскоязычного и восточноевропейского еврейства. Имена таких евреев-христиан как Александр Галич, Борис Пастернак, Иосиф Бродский, Александр Мень всегда останутся частью нашей общинной культуры, как Баба Сали – частью культуры общины, из которой он вышел. Неужели мы должны от них отказаться? Мы должны считать их русскими, а не евреями? Они сами себя никогда не считали русскими по национальности, а считали евреями-христианами. Кто имеет право заставить нас отказаться от части себя? Величайшие деятели русскоязычного еврейства пропитались христианским и либеральным дискурсом и соответствующими ценностями. Разве это плохо? Рамбам точно так же пропитался дискурсом и ценностями классического ислама, почти дословно переложив исламские фатвы на понятийный язык иудаизма, и тем не менее книги типа "Законов царя", в которых он это сделал, считаются золотым фондом еврейской культуры.

Вместо того, чтобы возмущаться пассажем о "крестах на шеях", я бы возмутился тем, что в израильских школьных учебниках ничего не написано про того же Галича и про Александра Меня. Неужели позиция и мысли Александра Меня заслуживают меньшего уважения и понимания, чем позиция и мысли Меира Кахане? Я считаю, что намного большего. Эволюция от Меня к Кахане представляет собой колоссальный шаг назад. Представьте себе человека, добровольно ушедшего из века Просвещения в глубокое средневековье. Я понимаю, хотя и с трудом, тех русскоязычных, которые проделали этот путь, но совершенно не обязан идти следом за ними. Полагаю, что большинство членов нашей общины тоже не обязано.

Никто не уважает людей, не уважающих самих себя. Мы должны уважать себя таких, какие мы есть – воспитанных на христианских, светских и либеральных ценностях, лишенных идиотского страха перед "ассимиляцией", под которой подразумеваются отнюдь не только брачные, а вообще любые связи с неевреями, облдающих европейской и русской всемирной отзывчивостью, а не запертых в средневековом гетто. И пусть все другие общины любят и уважают нас таких. Точно так же, как марокканские репатрианты заставили израильтян признать Мимуну еврейским праздником, мы могли и еще можем заявить, что у нас евреи по отцу являются полноправными евреями во всех смыслах, и нам наплевать, что думают об этом государственный раввинат и отдельные религиозные и этнократические мыслители. Мы можем и должны поставить их перед фактом своей светскости и открытости и перед фактом того, что для нас все "хасрей дат" – полноправные и равноценные евреи, если они сами не определяют себя иначе. Пусть истеблишмент уважает нас таких. Пусть наши полномочные представители настаивают на этом, а не убеждают тех, из чьих рук они кормятся, в том, что нас оклеветали. Неужели мы должны в угоду этнократии отказаться от своих супругов и родственников-неевреев? Почему школьник, у которого папа или мама неевреи или христиане, должен стыдиться своих родителей, читая израильский учебник по обществовению и статьи его критиков из числа наших "правых" деятелей?

Русскоязычная община – наследница великой культуры. Мы единственная еврейская община, идентичность и самовосприятие которой не сводятся к религии. Отнимите иудаизм у марокканца – он станет марокканским арабом. Отнимите иудаизм у "парси" – он станет нормальным иранским шиитом. Отнимите иудаизм у русского еврея – он останется евреем. Наше еврейство – это не только религия, но и культурная идентичность, ценностная ориентация, лексика, сохранившаяся от языка идиш, даже внешность, отличающаяся от внешности типичных славян. Именно поэтому еврея можно вычислить в московском метро, а в тегеранском – вряд ли.

Скоро Песах, праздник свободы. Внешняя свобода невозможна без внутренней, а внутренняя свобода невозможна без самоуважения. Давайте будем уважать себя, тогда и все остальное приложится.

Предваряя возмущенные реплики из рядов правонастроенных дважды соотечествеников-неофитов, примкнувших к тоталитарной секте религиозного сионизма, поделюсь с ними своим убеждением в том, что человек, чей портрет висит в кабинете каждого политика от нашей правящей партии, написал бы сегодня примерно то, что я написал выше. Заявляю это по совокупному впечатлению от всего написанного им. Он очень не любил хамелеонство и самоуничижение. Нынешние сидельцы кабинетов, в которых висят его портреты, так же далеки от Владимира Евгеньевича, как советские коммунисты 70-х были далеки от Владимира Ильича, висевшего у них в кабинетах. Но это уже повод для написания другой статьи. Не буду растекаться мыслию по древу.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: guy_gomel
2012-04-04 08:32 pm (UTC)
= лишенных идиотского страха перед "ассимиляцией" =

как можно бояться ассимиляции, будучи ассимилированными, как минимум в трех поколениях - таковы были до иммиграции в израиль 95% русскоязычных советских евреев
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: edictum
2012-04-04 08:46 pm (UTC)
браво :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vladiv
2012-04-04 08:35 pm (UTC)
Полностью согласен.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: osherovmikhail
2012-04-04 08:43 pm (UTC)

Это - манифест.

Аплодирую стоя.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: az_67
2012-04-05 09:32 am (UTC)
садитесь, товарищи
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: edictum
2012-04-04 08:47 pm (UTC)
Неужели позиция и мысли Александра Меня заслуживают меньшего уважения и понимания, чем позиция и мысли Меира Кахане?
---
)))))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lamerkhav
2012-04-05 02:39 pm (UTC)
а позиция кахане заслучивает у Вас уважение? У меня нет, хотя в отличие от современных каханистов, а таки знал Кахане лично, и как личность он был куда интересней того убогого набора, который из него сегодня выжимают
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: guy_gomel
2012-04-04 08:47 pm (UTC)
= "Кроме того, школьникам предлагается, на одном из уроков, обсудить содержащуюся в учебнике статью д-ра политологии Ярива Бен-Элиэзера, который, в частности, пишет"..... -=

(цитата из статьи на сайте, на которую ты дал линк)

а вот полностью статья Ярива Бен-Элиэзера, переведенная на русский - совершенно о другом - как пошло выдирать цитаты из контекста.

http://cursorinfo.co.il/news/pressa/2010/10/11/demo/

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-04-04 09:11 pm (UTC)
Спасибо. :) Впрочем, позиция автора статьи достаточно четко выражена:
Что такое "еврейское государство"? Вчера я видел еврейку из Ашдода, на шее которой висел массивный крест. Охранник отделения моего банка также носит крест на цепочке. Если и существует символ, который противоречит "еврейскому", иудейскому, – так это христианский крест. Меня интересует вопрос, достаточно ли факта голосования за партию Наш дом Израиль или открытого выражения ненависти к арабам для того, чтобы считаться евреем?
В смысле, "вас тут не стояло". Типичный староэлитный снобизм.
А Габи Вольфсон скажет, что "достаточно", потому что ненавистью к арабам и голосованием за НДИ тетка из Ашдода и охранник банка демонстрируют свою солидарность с общенациональной повесткой дня. И тетка с охранником поставят ему "лайк". :)))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: rav_erev
2012-04-04 09:27 pm (UTC)
Можно было короче написать :

>> алия из Советского Союза приехала по экономическим соображениям, в значительной степени состоит из неевреев и даже из христиан, и не обладает сионистской мотивацией

Вы так говорите, как будто в этом есть что-то плохое.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: guy_gomel
2012-04-04 09:55 pm (UTC)
авторы учебника, видимо, считают, что в этом есть нечто плохое
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: arbalet60
2012-04-04 10:51 pm (UTC)
"В этнократическом обществе, которое предсавляет собой нынешний Израиль, всегда будут "более ценные" и "менее ценные" граждане, граждане первого, второго и третьего сорта, причем их сортность будет определяться соответствием некоему "стандарту еврея", сложившемуся в головах лидеров страны"
Это, к сожалению не у лидеров, а в национальном сознании живет "сортность", кастовость и прочие особенности уклада национальной жизни, которые запечатлены Шолом- Алейхемом, Бабелем, Шленским и воспроизводятся не только в Бней-Браке, но и в Бронксе (с его 44 еврейскими общинами) ...Светский образ жизни для этой массы НИКОГДА не представлял ценности.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-04-05 08:22 am (UTC)
В чьем "национальном сознании"? В национальном сознании выходцев из некоторых израильских общин, включая даже часть потомков "первого Израиля" - безусловно, но не в сознании русскоязычной общины. Даже в украинских райцентрах большинство евреев было секулярными людьми с достаточно широким кругозором, активно общавшимися с нееврейским окружением. Ответственно это заявляю, сам видел. Год назад в Шаргороде я присутствовал на Седере, на котором половину присутствующих составляли чистые украинцы. Евреи пригласили соседей. На столе стояли маца и хлеб, кто что хотел, тот то и ел. Причем там ВСЕГДА так было, во всяком случае на протяжении последних десятилетий. Какая к черту кастовость? Кастовость была в сознании определенной прослойки столичных евреев, заболевших манией величия с подачи эмиссаров "Натива" и оформившихся в "еврейское движение", подкармливавшееся им же. Они же потом, после репатриации в Израиль, были назначены "общинной элитой". Многие пошли следом за ними, кто из конформизма, кто за пряниками. Но большинство нашей общины никогда не исповедовало "сортность" и "кастовость", нам это "показали" уже здесь.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: ermenegilda
2012-04-05 04:28 am (UTC)
В 1988 и 1998, может быть, и ехали из экономических соображений. Но в 1991 был реальный страх резни и голода, можено ли назвать "колбасной" эмиграцию из страха, что через неделю будет как в Блокаду?
По-моему, из Аргентины в 70-е ехали из страха перед местной хунтой.
Вычислить еврея в московском метро? Вряд ли. У нас теперь много ... диаспор.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-04-05 08:31 am (UTC)
Да, сейчас многое изменилось. Сейчас у всех основных народов СССР появились диаспоры, и они стали "в чем-то евреями".
А насчет эмиграции из страха - согласен. К тому же некоторые из нас - настоящие беженцы, как например те, кто уехал из Таджикистана и Чечни. По правде, эти люди имеют значительно больше моральных прав на получение компенсации, чем эвакуанты из Москвы в 1941-м, но им не у кого требовать компенсацию за брошенное имущество и убитых родственников.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 9_jizney
2012-04-05 05:20 am (UTC)
Отлично сказано!

Что касается "колбасы" - я никогда не понимала, почему человек, решившийся на эмиграцию, чтобы улучшить уровень жизни своей семьи, достоин порицания, а не всяческого уважения.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lamerkhav
2012-04-05 02:53 pm (UTC)
смысл любой алии, имхо, это завоз дешевой рабочей силы. а чем заманивали - колбасой, сионизмом, убежищем, мешияхом - это вопрос маркетинга
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pan_sapega
2012-04-05 06:44 am (UTC)
1.пока колбасой обеспечивают , не стоит копаться в истории и принципах устройства колбасной фабрики - а то могут начаться перебои с поставками - опыт уже имеется - начали " перестраивать" колбасу за 2-20 ,вообще всё рухнуло .
2.самим не кокетничать , что это быдло за колбасой , расисты за еврейством , а только лучшие за свободой , равенством , братством и решением палестинского вопроса .
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: evkam
2012-04-05 07:46 am (UTC)
охотно. Величайшим оскорблением исторической памяти считаю отношение израильского истеблишмента к Дню Победы.Еще один фактор насаждения исторического невежества.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-04-05 08:32 am (UTC)
Да. Мы говорили с Вами насчет Дня Победы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: te_el
2012-04-05 08:29 am (UTC)
Одна лишь поправка - это стадо свиней, что именуется "израильской элитой" своей "симпатией" может скомпрометировать куда больше, чем ненавистью.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: az_67
2012-04-05 09:32 am (UTC)
***Отнимите иудаизм у русского еврея – он останется евреем

лишите русского еврея антисемитской среды в России - он станет нормальным русским
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-04-05 11:23 am (UTC)
Не на 100 процентов.
Возможно, лет через 150-200 в условиях полного отсутствия антисемитской среды это произойдет. У смешанных пар это происходит быстрее. В полиэтнических обществах, где нет титульной нации (Канада, Аргентина, Бразилия), это тоже происходит быстрее.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: alexeyshornikov
2012-04-05 10:39 am (UTC)
Добрый день, милостивый государь Leorer!

Интересно: как можно еврея в московском метро вычислить по виду?!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pan_sapega
2012-04-05 10:55 am (UTC)
"вы с какой целью интересуетесь ?" (С)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: iskatel1
2012-04-05 09:21 pm (UTC)
"Мы должны уважать себя таких, какие мы есть – воспитанных на христианских, светских и либеральных ценностях" - насчёт либеральных ценностей - это Вы загнули. Если не стыдиться, то не надо стыдиться и советских ценностей.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-04-06 07:14 am (UTC)
Разумеется, и советских тоже.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: nedosionist
2012-04-08 10:35 pm (UTC)
Вы хорошо написали.

>>Мы единственная еврейская община, идентичность и >>самовосприятие которой не сводятся к религии. ... Отнимите
>>иудаизм у русского еврея – он останется евреем. Именно >>поэтому еврея можно вычислить в московском метро.
А почему не сказать, что мы - не "община", а народ?

Да и при чем тут московское метро; скажите лучше, можно ли вычислить русского еврея в тельавивском автобусе?

Однкао в позиции, кот. Вы критикуете, есть здравый смысл. Меньшинству стОит протестовать против создания негативных стереотипов "общины". Дело даже не в том, насколько в реальности распространены колбаса и крестик, и насколько это ценно; а лишь то, воспринимается ли это негативно в контексте, заданном данным учебником.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-04-12 08:13 pm (UTC)
Да, восточноевропейское еврейство и российское в качестве его ядра были народом, в отличие от всех остальных еврейских общин.
Русского еврея в тель-авивском автобусе можно вычислить с точностью до 70 процентов. :)

Дело даже не в том, насколько в реальности распространены колбаса и крестик, и насколько это ценно; а лишь то, воспринимается ли это негативно в контексте, заданном данным учебником.

Безусловно, я об этом и написал. Колбаса и крестик должны восприниматься не негативно, а в качестве нейтральных идентификаторов субэтноса, подобно хамсе и мимуне. Хамсы открыто висят во всех домах выходцев из соответствующих общин. Хамса - тоже такой еврейский символ, как я - китайский император. :) Однако же претензий к хамсе нет, а к крестику - есть.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: messala
2012-04-12 03:15 pm (UTC)
Записать Бродского в христиане - это большую фантазию надо иметь.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-04-12 08:16 pm (UTC)
Мать говорит Христу: "Ты мой сын или мой Бог? Ты прибит к кресту. Как я пойду домой? Как ступлю на порог, не поняв, не решив: "Ты мой сын или Бог? Значит, мертв или жив?" Он говорит в ответ: "Мертвый или живой, разницы, жено, нет. Сын или Бог, я - твой".
Нашим специалистам по этнорелигиозной идентификации процитированного более чем достаточно. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: liza_rozovsky
2012-08-04 11:43 am (UTC)
Браво!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aristarh2008
2012-09-05 01:50 pm (UTC)
Вот это место " Мы единственная еврейская община, идентичность и самовосприятие которой не сводятся к религии. Отнимите иудаизм у марокканца – он станет марокканским арабом. Отнимите иудаизм у "парси" – он станет нормальным иранским шиитом. Отнимите иудаизм у русского еврея – он останется евреем." Очень точно.
(Reply) (Thread)