?

Log in

No account? Create an account
Видна ли гроза на горизонте? - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Видна ли гроза на горизонте? [Jun. 8th, 2012|07:13 pm]
Живой журнал leorer-а
В продолжение темы.
Я таки собрался написать для Кирилла Бузкова, что и почему кажется мне глупостью в его публикациях и публикациях его друга Вадима Давыдова. Разумеется, не только для них, а для всех, кому интересна обсуждаемая тема. Таких людей много, а разговор большой и серьезный. Итак, приступаем.

Для начала скажем, что тезис о лавинообразно растущих темпах научно-технического прогресса, из-за которых подавляющее большинство человечества окажется за бортом и станет ненужным, не выдерживает проверку реальностью. Темпы не ускоряются, к тому же сам научно-технический прогресс в разных отраслях хозяйства и проявляется по-разному, и ускоряется или даже замедляется с разной скоростью.

Достаточно сравнить два тридцатилетия – 1980-2010 и 1880-1910 годы. В первом случае мы видим две радикальных инновации, изменивших человеческую жизнь и быт – появление персональных компьютеров и сотовой телефонии. Да, появились новые композиционные материалы, медицинские технологии и кое-что еще, но это все не радикальные инновации, а развитие уже существующего. Во втором случае, в 1880-1910 годах, мы видим появление и вхождение в повседневную жизнь электрического освещения, автомобильного транспорта, авиации, телефонной связи, кино, технологий звукозаписи – короче, кардинальные, качественные изменения, гораздо более масштабные, чем через 100 лет. И это даже не учитывая количественный рост таких технологий как железнодорожный транспорт и телеграф и внедрения конвейерного производства в промышленности. Короче, никакого лавинообразного научно-технического прогресса, выпихивающего большую часть человечества на обочину, не наблюдается. Скорее, такой алармизм был обоснован 100 лет назад, а не сейчас.

Далее, очень многие отрасли хозяйства и сферы приложения труда фактически не изменились за последние 50 лет. Труд нянечки в больнице, дамского портного, водителя автобуса почти не изменился. Любой специалист, работавший по этим специальностям полвека назад, может перенестись на машине времени в 21-й век, сесть или встать и начать работать. Ему либо не придется переучиваться совсем, либо можно будет переучить его за 3-5 дней. В мастерской по ремонту велосипедов в нашем квартале мастер работает теми же инструментами, по той же технологии, с теми же материалами, что и его папа и даже, скорее всего, дедушка.

Во многих случаях труд, в том числе и инженерный, обесценился по сравнению с тем, что было 100 лет назад. Гарин-Михайловский с пятью-десятью подсобниками разбивал трассу Транссибирской магистрали. 100 лет спустя для аналогичной работы понадобился бы проектно-изыскательский трест. Эдисон с группой энтузиастов в Менло-Парке выполнял объем исследований и разработок, которого хватило бы в советское время такому научному и промышленному центру как Харьков. Менло-Парк вполне заменял Харьков. Инженеры Проскуряков и Белелюбский в одиночку рассчитывали и проектировали грандиозные мосты через Обь, Енисей и Амур. Сейчас вряд ли найдется кто-либо, способный сделать такую работу в одиночку, без компьютера и специализированных программ.

50 лет назад человек высадился на Луне. Ни один самый смелый фантаст середины прошлого века не мог предположить, что после лунной эпопеи «Аполлона» в течение полувека на Луне не появится больше ни один человек по той простой причине, что это никому не будет нужно. Есть, конечно, теории о том, что астронавтов встретили на Луне маленькие зеленые человечки и строго предупредили, что нельзя залетать дальше земной орбиты. Кто хочет, пусть верит, но мне представляется совсем простая штука – полеты на Луну и дальше элементарно оказались никому не нужными.

И не надо брать полеты на Луну. Возьмем такую проблему как роботизация в строительстве. Первые эксперименты со строительными роботами начались в 50-60-е годы прошлого века. Тогдашнего уровня технического развития вполне хватало для роботизации самых опасных операций на монтаже. Даже в маленьком Израиле каждый год десятки людей гибнут, падая с высоты на стройках. Я писал здесь про случай с Ави. Достаточно разработать простое радиоуправляемое устройство, поднимающееся по колонне по технологии скользящей опалубки, позиционирующееся в нужном месте с точностью до сантиметра, хватающее двумя консолями на шарнирах балку, позиционирующее ее относительно опоры и ставящее на нужное место. Если еще и приварит, это вообще будет шикарно, но ладно, давайте сэкономим на сварочном модуле. Технология оказалась ненужной. Строительные роботы никому не понадобятся, пока есть люди, местные или привозные, согласные подниматься по раздвижной стремянке на 6, 9, 12 метров и делать эту работу.

Оставьте робота. Есть такой распространенный случай как работа крана в «слепой зоне». Крановщик из кабины не видит, что там происходит. Раньше становился человек там, где крановщик его видел, и подавал команды голосом. Сейчас у обоих появились радиотелефоны, но до того, чтобы поставить видеокамеру на конце стрелы, и крановщик мог видеть у себя на экране, что происходит в зоне подачи груза, технология не дошла, даже сейчас, в начале 21 века, даже в самых промышленно развитых странах. Хотя элементарная мысль вроде бы. Не нужно.

Развитие человечества впервые оказалось ограниченным не возможностями, а целесообразностью, упершись в ограниченность ресурсной базы.

Короче, нет никакого лавинообразного прогресса, оставляющего подавляющее большинство человечества за бортом. Всегда кто-то должен будет ухаживать за больными и стариками, укладывать плитку, водить автобусы, ремонтировать велосипеды. И если развитым странам не будет хватать для этого своих, местных людей, они будут ввозить работников со стороны, оттуда, где эти работники есть.

Да, кстати, вот еще что. В связи с повышением продолжительности жизни и увеличением срока жизни пожилых людей, нуждающихся в уходе, самой распространенной профессией в развитых странах Запада чем дальше, тем больше становится профессия сиделки. По понятным причинам сиделки эти в основном привозные, то есть гастарбайтеры. Так что если жители стран «золотого миллиарда» не желают по достижении 70 лет добровольно отправляться в путешествие на Нараяму, им стоило бы уже сейчас подумать о том, кто будет за ними ухаживать, если и когда. А на Нараяму не хочется никому, даже таким борцам с гастарбайтерами как Эли Ишай и Нелли Гутина. Хотя я бы, честно говоря, провел закон, лишающий таких людей права на получение в будущем услуг иностранных работников по уходу на дому или в больнице. Теток с Шхунат-Атиквы, демонстрирующих вместе с Бен-Ари и Марзелем, это тоже касается. Пусть нанимают израильских работников по уходу за собой по рыночной стоимости. Нет денег – пусть срут под себя и дохнут от обезвоживания. И это будет в высшей степени справедливо.

Короче, мы поняли, что никуда третий мир из первого не денется. Первый мир нуждается в третьем гораздо больше, чем третий в первом. Третий мир в крайнем случае прокормится натуральным хозяйством, а первый – нет. А раз так, возникает вопрос о том, как относиться к работникам нетитульной национальности в хозяйстве. Это вопрос в своей основе не экономический, а чисто моральный. Можно быть плохим хозяином дяди Тома, а можно быть хорошим. Но быть хорошим в конечном итоге выгоднее, потому что плохого дядя Том может элементарно подтолкнуть, когда тот поскользнется и начнет падать у себя в ванной или под поезд. Эгоизм и сволочизм оказываются невыгодными даже по меркантильной шкале.

А в целом для любого общества, желающего выжить, нет альтернативы великой триаде «свобода, равенство, братство», причем именно в таком порядке, а не ином. Индивидуальная свобода на первом месте, равенство – когда оно не противоречит индивидуальной свободе, и братство на любой основе, национальной, конфессиональной, классовой, расовой – если оно не противоречит равенству возможностей для всех и индивидуальной свободе для каждого. Иначе – распад общества, системная деградация и руины Рейхстага.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: kir_2008
2012-06-08 04:27 pm (UTC)

déjà vu

«свобода, равенство, братство», -
Лозунг замечательный. Но никак не ожидал прочитать у Вас формулировки классического марксизма.
Но одобряю :), ибо к месту и ко времени
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-06-08 04:29 pm (UTC)

Re: déjà vu

Это не марксизм, а Великая Французская революция. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: gabblgob
2012-06-08 05:01 pm (UTC)
Я надеюсь, Вы понимаете, что с сокращением золотого миллиарда до бриллиантовых стамиллионов, ростом продуктивного периода жизнедеятельности и появлением роботов-андроидов / киборгов потребность в нянечках и сиделках снизится отнюдь не на порядок, а на 10 порядков. Также всему этому счастью не нужно будет столько ресурсов и упаковщиков шурупов, что тоже приведёт к лавинообразным последствиям. В моём визионерском опусе речь не о 10- или 20-летнем, а о 50-летнем "плече".

Да и вообще - стоит только захотеть. А контуры хотения я очень даже хорошо усматриваю.

Одно могу гарантировать: рулить Третьим миром потому, что такие умные и красивые, не получится. А не рулить и чувствовать себя при этом в безопасности можно лишь тогда, когда его, Третьего мира, по сути, не будет вовсе. Соответственно, не суждено сбыться надеждам всяких м-ль Зонтаг и тов. Конь-Бандитов на то, что им во главе стада диких обезьян удастся сокрушить "белых людей" и невозбранно предаться утехам с маленькими обезьянками, коими в благодарность за предводительство их наградят большие бородатые обезьяны.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-06-08 05:19 pm (UTC)
Песенка такая была в 30-е годы:
"Нам электричество мрак и тьму разбудит,
Нам электричество пахать и сеять будет,
Нам электричество заменит всякий труд.
Нажал на кнопку, чик-чирик - и тут как тут".

Когда крестьяне отказались фактически даром отдавать Советской власти хлеб, кто-то из вождей произнес фразу: "Если крестьяне не будут давать нам пищу, рабочие произведут ее на своих заводах".

Не получилось ни то ни другое, даже через 80-90 лет. Авторы процитированного тоже были визионерами. И тоже очень хотели.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: leorer
2012-06-08 05:21 pm (UTC)
2. Одно могу гарантировать: рулить Третьим миром потому, что такие умные и красивые, не получится. А не рулить и чувствовать себя при этом в безопасности можно лишь тогда, когда его, Третьего мира, по сути, не будет вовсе.
А вариант "сотрудничать и сосуществовать в рамках поликультурного и многоукладного мира" Вам не приходит в голову? Он противоречит теории?

Edited at 2012-06-08 05:21 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: putnik1
2012-06-08 06:16 pm (UTC)
Уважаемый Леонид, материал, - как всегда [:)], - считаю спорным, но интересным. К сожалению, принять участие в обсуждении, где замечен г-н Давыдов, доказанный (а не по слухам) лжец и клеветник, не могу. Но Ваш текст, прочитав более подробно, с Вашего разрешения, видимо, пропиарю.


ПыСы
Заключительня часть рецензии на эссе Кирилла будет, скорее всего, завтра. Текст сложный, требует немалого внимания и точности формулировок, поэтому торможу.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ygam
2012-06-08 06:32 pm (UTC)
Вы все правильно написали.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-06-08 07:01 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nicshe2003
2012-06-08 08:17 pm (UTC)
Спасибо, я после выходных более внимательно изучу и в следующей части непременно упомяну. Очень много пробелов и, как мне кажется, тебе немного мешает увидеть суть картины, оттягивание дискурса в сторону Третьего Рейха.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-06-09 05:56 am (UTC)
Третий Рейх - это просто квитэссенция расистских тенденций, зревших в Европе на протяжении всего 19 века. Он не взялся из пустоты, а вызрел. Это закономерный продукт европейского правого дискурса. Еще, конечно, реакция на большевизм, без которого не было бы нацизма, но нацизм - аутентичный продукт европейской цивилизации.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: silentpom
2012-06-09 05:34 am (UTC)
"Первый мир нуждается в третьем гораздо больше, чем третий в первом. Третий мир в крайнем случае прокормится натуральным хозяйством, а первый – нет."

аффтар пиши исчо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: 9_jizney
2012-06-09 10:37 am (UTC)

"Марксизм и сталинизм наоборот"

Все правильно написали, но мне бы хотелось расширить тему и обратить внимание вот на что - на сугубый материализм, который нашими правыми технократами усвоен, на то, что "прогресс" или "достижения западной цивилизации" ими представляются как исключительно научно-технические достижения, имеющие исключительно прикладную цель и направленные на достижение исключительно материальных благ плюс создание "передового" оружия для охраны этих "достижений" и удержания в покорности всех потенциальных противников и подателей рабочей силы. Такой (вульгарный) "марксизм наоборот", в том смысле, в котором Герцен предрекал большевизм как "царизм наоборот". Ну никак не отучатся смотреть на вещи с позиций вульгарного советского марксизма.

Я уж не говорю о том, что ребятам невдомек - западная цивилизация это "хавила", в ней материальные блага и научно-технический прогресс идут в комплекте с - ненавидимыми ими - свободами и правами. Что именно права человека и гражданина, право на равенство возможностей, права работников, свобода слова и дискуссий, свобода творчества, свобода передвижения и т.п., и защита всех этих прав и свобод и являются не только необходимым условием их любимого "развития вперед", но и его стимулом. Это-то и есть прогресс в его развитии и достижения прогресса, и его стимулы, отнимите их - и цивилизация пойдет не "вперед", а будет отброшена именно назад. Пользуясь Вашим примером - много ли внесла в "западную цивилизацию" нацистская Германия?

Но, к тому же, начав в эту сторону думать, я все пыталась уловить какую-то ниточку, наконец, как мне кажется, поймала, и она привела меня к давно не читанному Исайе Берлину. И в самом деле, достаточно перечесть "Молчание в русской культуре", чтобы понять, что те тенденции в западном обществе, которые вызывают у Вас беспокойство и апологетикой которых заняты Ваши оппоненты - это не только "марксизм наоборот", но и "сталинизм наоборот". Все, что говорит Берлин о большевитском, а затем сталинском, режимах - все применимо к нашим сегодняшним ультраправым "белым нечеловекам". Ну, вот хотя бы: "Вера в существование одной-единственной истинной цели... одного-единственного метода, позволяющего эту цель обнаружить, и лишь избранного круга людей, способных открыть и объяснить истину - это древнее и хорошо известное убеждение... в сущности, тоталитарно. ...Плюрализм и независимость не становятся ценностями. Напротив, существует презумпция единственной истины и единой нормы жизни" (я с сокращениями, т.к., боюсь, не войдет). И про "порядок, безопасность, свободу действий - но только для тех, кто этого заслуживает". И про затыкание ртов гуманитариям, боязнь приближения гуманитарной дискуссии к политической, нетерпимость вообще к дискуссии как к отнимающей время и силы, которые должны быть направлены - у Берлина в отношении большевикой сказано "на индустриализацию", а в нашем контексте - на "материально-технический прогресс", на войну и экспансию. и тому подобное. Типичный "сталинизм наоборот". К якобы защищаемой ими "западной цивилизации" в ее полноте не имеет, в сущности, отношения.

Edited at 2012-06-09 10:40 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-06-09 11:48 am (UTC)

Re: "Марксизм и сталинизм наоборот"

Да, разумеется. Но не только. Нацизм вызрел в недрах самой западной цивилизации в качестве одной из ее альтернативных трактовок, и боролся с тем, что, по его мнению, угрожало существованию западной (белой, европейской) цивилизации. Для него либерализм был вирусом, запущенным в эту цивилизацию. Гитлер восхищался древней Грецией, как известно. Это постоянно подчеркивалось. Вот обращение фюрера к войскам перед вторжением в СССР 22 июня:

Величайшие в истории мира армии готовы к бою не только потому, что их вынуждает к тому суровая текущая военная необходимость, требующая окончательного решения, или тому или иному государству требуется защита, а потому, что в спасении нуждается вся европейская цивилизация и культура. Немецкие солдаты! Скоро, совсем скоро вы вступите в бой - в суровый и решительный бой. Судьба Европы, будущее германского рейха, само существование народа Германии находится теперь в ваших руках.
http://lib.rus.ec/b/95468/read

Эта мысль постоянно подчеркивалась нацистской пропагандой. Да, нацистские лидеры ненавидели либерализм и все его производные, но европейскую цивилизацию они любили, причем искренне. Такую, какой она им представлялась. Ну и сейчас Павел Слоб и Габблоб любят ее именно такой. Так что тут не только антисталинизм, хотя нацизм, разумеется, не возник бы, если бы ему не предшествовал большевизм, с которым он боролся, но и определенное преломление того, что выросло на аутентичной европейской почве.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: nedosionist
2012-06-21 01:55 am (UTC)
В этой дискуссии моя тз. пожалуй ближе к озвученной ницше, хотя оба они навалили в кучу много ерунды.

Вы же выдаете желаемое за действительное. Вы сравниваете 2ю пром. революцию с третьей. Естественно, результаты второй кажутся значительнее, поскольку мы к ним привыкли с детства. Любой, кто недооценивает темпы НТ прогресса, делает это на свою голову.

Насчет образа третьего мира в первом: приводимые Вами примеры сиделок и водителей итп. - это сфера услуг, причем гетто услуг малоквалифицированных и низкооплачиваемых. Спрос на импорт рабсилы мог бы быть резко уменьшен ценой повышения зарплат и техоснащения; что и так понемногу происходит (на этой почве, кстати есть политэкономический конфликт среди конституентов левых). Первый мир вполне может обойтись без третьего - для нас это лишь вопрос снижения издержек. Третий мир без первого обойтись уже не в состоянии техонологически - переход к натуральному хозяйству для них означал бы не золотой век, а перенаселение, болезни, голод, войну за выживание итп.

К сожалению.
(Reply) (Thread)