?

Log in

No account? Create an account
Эмиграция-репатриация. Клячкин как пример - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Эмиграция-репатриация. Клячкин как пример [Aug. 4th, 2012|10:07 am]
Живой журнал leorer-а
Все-таки есть вещи, которые очень трудно понять.
Был такой поэт-бард - Евгений Клячкин. Очень талантливый, явно не обделенный тем, что на Западе называют "эмоциональной интеллигентностью". То есть, чувствовал ситуацию, и чувствовал глубоко.
Уехал в Израиль на рубеже 80-90 годов. Перед отъездом спел вот это:



Текст.

Приехал при Шамире, поселился в Ариэле. Это значит, что он был "правонастроенным", если можно так условно выразиться. Я при Шамире ни за что не приехал бы, а вот при Рабине приехал. Да, неправильно оценил ситуацию и тенденции, но это другой вопрос.

В Ариэле для Клячкина не нашлось работы. Он переехал в Хадеру. Там работал, насколько я знаю, в строительном отделе мэрии. Через год пошел купаться и утонул. Говорят, в море остановилось сердце. Что там произошло на самом деле, никто не знает. В любом случае Евгений Клячкин умер в тот момент, когда понял, что ему нечего больше делать на этом свете. Точно так же умерли Пушкин, Маяковский, Высоцкий, сказав все, что могли сказать.

В Израиле Клячкин почти ничего не написал. Мне известно только это. Читая, удивляешься, до какой степени человек с высоким уровнем эмоциональной интеллигентности ничего не понимал в той ситуации, в которой оказался. Сейчас, 20 с лишним лет спустя, нам это кажется смешным - но не ему тогда.

Страна для евреев

Евгений Клячкин

Здесь даже арабы трещат на "иврите",
здесь флаг с "могендовидом" реет.
Здесь снята проблема антисемитов,
но встала проблема евреев.

Я каждое утро влипаю в газету:
ну что там Шимоны, Шамиры?
Все делят портфели... А их уже нету...
Так где они, ваши квартиры?

Мы знаем про то, как вы сильно нас ждали -
листовки, газеты, брошюры
про это шумели - кричали - шептали,
кружась над Россиею хмурой.

Ну вот мы и здесь. Солнце южное греет,
и что же увидели все мы?
Страна для евреев - ей не до евреев.
У них есть другие проблемы!

Теперь вот Шамир выдвигает Шарона -
мы слышим восторженный лепет.
А Кнессет - тут голубь, там ястреб, ворона,
и всяк свое гнездышко лепит.

Ребята, очнитесь! Вопрос не в квартирах,
и даже не в нас, если глубже, -
В стране для евреев, единственной в мире,
не может быть хуже и лучше.

Жить можно богато и жить можно сносно,
но сносно должно быть любому!
Покой и уверенность - корень вопроса.
Без них нет понятия "дома".

Россия еврею - не мать, как ни горько,
Но шли мы, а не уползали.
И нас выпрямляла и двигала гордость
за маленький гордый Израиль.

Сносить униженье в Америке сытой
незваным гостям неизбежно.
Но дома, в Израиле, с сердцем открытым
оно убивает надежды.

Пройдите в любые мерказы, мисрады!
Рав Перец, не бойтесь, пройдите!
Мы Вас там не тронем, хотя было б надо!
Но больше про это не врите.

Я сам бен-Ицхак, и спрошу у Ицхака -
у главного, ради примера:
"Премьерство - Ваш бог? А все прочее - как-то?
Тогда Вам не место в премьерах!"

Пора закруглять, и возможно скорее.
Скажу напоследок неслабо:
в стране для евреев - сначала евреи!
А после - весь мир. И арабы.

6-16 июля 1990
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: rav_erev
2012-08-04 07:35 am (UTC)
Что Израиль не способствует художественному творчеству и весьма дурно влияет на русскоязычных авторов - да, это так, это очень трудно не заметить. Я тоже помню интервью Клячкина незадолго до смерти - ну такую он пургу нес, что аж неудобно было.

А про Высоцкого ты зря. Было в истории России после его смерти несколько моментов, когда он мог спеть что-нибудь такое - и, глядишь, дела пошли бы не столь вразнос. Не допел он еще свою песню. Не хватало его все эти годы. Шаовский злободнев про "Доренко однозвучного" - это все же не то.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-08-04 08:03 am (UTC)
Возможно, ты прав про Высоцкого. :) Трудно сказать, но мне кажется, что он в основном выговорился. Как Маяковскому нечего было делать в СССР середины 30-х, так и Высоцкому - в Перестройку и тем более после нее. Хотя он мог бы пойти по пути Юнны Мориц, но для этого ему пришлось бы себя серьезно ломать, и не факт, что он бы справился.
Вот в чем проблема - от него при таком раскладе отвернулась бы вся "группа скандирования" или как минимум бОльшая ее часть, а Володя привык к популярности в определенной среде гораздо больше, чем к водке. И сказать "ребята, простите, но вы неправы" он бы не смог.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rav_erev
2012-08-04 10:54 am (UTC)
Мне кажется, темы для его творчества в 1980-е и позже посыпались как из рога изобилия. Были все основания рассчитывать увидеть новые грани его таланта. Хотя поэзия - удел молодых, старый мэтр Высоцкий мог забронзоветь, конечно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-08-04 11:07 am (UTC)
Темы посыпались, но не его. Владимир Семенович мог стать:
1. Семеном Слепаковым.
2. Юнной Мориц.
Пожалуй, все. Про вариант Юнны Мориц я написал выше, а при варианте Слепакова он бы наверняка либо повесился, либо спился от гадости и отвращения к самому себе, потому что Высоцкий мог написать "Райские яблоки", к примеру, а Слепаков никогда такого не напишет, хоть раком становись.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: leorer
2012-08-04 08:27 am (UTC)
2. ЗЫ. Строчка "То, что болью прозвенит здесь, клеветой прошелестит там", абсолютно гениальна. Ее надо ставить эпиграфом к половине виртуальных дискуссий с участием "бывших". :)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2012-08-04 09:38 am (UTC)

Один из друзей Высоцкого, кажется,

Золотухин(?давно читал это интервью)сказал, что он ,скорее всего, "был бы сейчас среди наших врагов"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-08-04 11:09 am (UTC)

Re: Один из друзей Высоцкого, кажется,

А вот я не думаю. Он либо стал бы думать и писать как Юнна Мориц, либо не стал бы никак. "Россиянский либераст" ака "болотные" и защитники пусек из него не получился бы ни при каком раскладе, это для Высоцкого противоестественно.
http://leorer.livejournal.com/670279.html?thread=12082247#t12082247
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: leorer
2012-08-04 11:13 am (UTC)

Re: Один из друзей Высоцкого, кажется,

2. Читали?
http://fritzmorgen.livejournal.com/513639.html
Это ведь и к В.В.С. в значительной степени относится.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: raffal
2012-08-05 03:01 pm (UTC)

Re: Один из друзей Высоцкого, кажется,

Возможно. Осталось только понять, КОГО г-н Золотухин именует "мы" ..
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2012-08-04 09:49 am (UTC)

Стих Генделева хороший

...в согласии с устройством мира
и мы и эти состоим:
из фосфора души и меда
железа и одной свободы
какой не досыта двоим.

Не потому ль на подвиг ратный
нас честь подвигнула и спесь
что есть война - на мир обратный
но мир в котором все как есть
и будет дале и доколе
внутри нас труп желает воли
из тела выкинуть побег
не многим раньше чем бывало
в долины лунные Ливана
себя отпустит человек.

Когда же тень утру склонится
шатнувшись прежде чем упасть
непевчая как ангел птица
откроет и закроет пасть
И распахнет ночные очи
и два крыла по следу ночи
по следу теплому войны
и выдох - черный облак пара
из уст просыплется шофара
и ляжет подле тишины.

Тогда на горбе дромадера
- и вид его невыносим -
и вылетит заря-химера
приплясывая на рыси
на холме пепельном верблюда
переломив хребет Джаблута
в бурнусе белом мертвеца
разбросив рукава пустые
по каменной летит пустыне
с дырою розовой лица.

И вся она хамсина стая
и по тому что тишина
вязь трещин черно-золотая
по скорлупе нанесена
и вся она - хамсина стая
и за спиной ее летая
оттягивает косы визг
назад до кости обнаженной
дабы - открывшись - лик тяжелый
под теменем ее провис.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-08-04 10:22 am (UTC)

Re: Стих Генделева хороший

Меня почему-то не трогает поэзия Генделева. Совершенно. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: oblomov_jerusal
2012-08-04 04:11 pm (UTC)
Я при Шамире ни за что не приехал бы, а вот при Рабине приехал. Да, неправильно оценил ситуацию и тенденции, но это другой вопрос.

И, приехав, вступили в Моледет? (Люблю изучать, как люди придумывают свое прошлое.)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-08-04 04:27 pm (UTC)
Гы. :) Этот анекдотический случай из моей жизни, кажется, успел стать легендой. :) Я пробыл в "Моледете" примерно полгода. Записался во время организованной правыми экскурсии в Хеврон, где тогда побывал в первый раз. Понятно, что я тогда не был левым, но не был и правым до такой степени. :) Никаким активизмом я в "Моледете" не занимался, достаточно быстро понял, что и как, ходить на мероприятия отказывался, а через полгода послал активиста, организовывавшего поездку, который предложил мне продлить членство. Вот и все.
Это было где-то на рубеже 1997-98 годов. А приехал я действительно при Рабине, в 1993-м, поверив, что Израиль вышел на магистральный путь, который приведет к решению его основных проблем, и станет нормальным в целом государством с небольшой "еврейской спецификой".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: osherovmikhail
2012-08-17 02:48 pm (UTC)

Моя клятва

{Первое стихотворение, написано
восьмиклассником Володей Высоцким
8 марта 1953 г. на смерть И.В. Сталина}

Опоясана трауром лент,
Погрузилась в молчанье Москва,
Глубока её скорбь о вожде,
Сердце болью сжимает тоска.

Я иду средь потока людей,
Горе сердце сковало моё,
Я иду, чтоб взглянуть поскорей
На вождя дорогого чело...

Жжёт глаза мои страшный огонь,
И не верю я чёрной беде,
Давит грудь несмолкаемый стон,
Плачет сердце о мудром вожде.

Разливается траурный марш,
Стонут скрипки и стонут сердца,
Я у гроба клянусь не забыть
Дорогого вождя и отца.

Я клянусь: буду в ногу идти
С дружной, крепкой и братской семьёй,
Буду светлое знамя нести,
Что вручил ты нам, Сталин родной.

В эти скорбно-тяжёлые дни
Поклянусь у могилы твоей
Не щадить молодых своих сил
Для великой Отчизны моей.

Имя Сталин в веках будет жить,
Будет реять оно над землёй,
Имя Сталин нам будет светить
Вечным солнцем и вечной звездой.

1953
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kukushka_kryaka
2013-02-28 06:27 am (UTC)
Можно вывезти свою тушку из Союза, но труднее вытрясти Совок из тушки ....
(Reply) (Thread)