?

Log in

No account? Create an account
О приватизаторах, советском агитпропе, мальчике Ване и просветителе Валере - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О приватизаторах, советском агитпропе, мальчике Ване и просветителе Валере [Apr. 11th, 2013|01:33 pm]
Живой журнал leorer-а
В предыдущем треде меня попросили серьезно обсудить, кто и у кого украл в 90-е". Выполняю просьбу.

Украли у бывшего уже к тому времени советского народа. Советская промышленность со всеми ее фондами, инфраструктура и другие объекты народного хозяйства были, как это ни банально звучит, общенародной собственностью. Эта собственность была незаконно отобрана у владельца - бывшего советского народа - и передана в частные руки.
Разбираем возможные возражения.

1. "Социалистическая собственность неэффективно управлялась, поэтому была приватизирована".

Само по себе неэффективное управление той или иной собственностью не является юридическим предлогом для того, чтобы отобрать эту собственность у хозяина. Представьте себе, что мясная лавка Моти неэффективно управляется. Достаточно ли этого факта для того, чтобы отобрать лавку у Моти и передать ее за символическую сумму Ицику? Разумеется, нет. Это может сделать только Моти, а если у лавки есть и другие владельцы, их интересы должны быть учтены в ходе сложной юридической процедуры. Почему то, что недопустимо в случае лавки Моти - смена владельца неэффективной собственности путем грабежа - допустимо в случае АвтоВАЗа, к примеру?

АвтоВАЗ строили, проектировали, обеспечивали оборудованием миллионы советских людей. Потом десятки тысяч работали на нем, постепенно окупая вложенные в предприятие деньги, выкупая своим трудом основные фонды. Как были учтены в ходе приватизации интересы всех этих людей? Почему АвтоВАЗ почти бесплатно достался Березовскому?

2. "Капитализм всегда эффективнее социализма, поэтому приватизация - благо для всех людей, и это важнее мелких нарушений закона, допущенных в ходе приватизации".

Позвольте не согласиться. Я за последние 20 лет поработал на нескольких капиталистических предприятиях, и для меня приведенное выше утверждение столь же убедительно, как теория флогистона или теория мирового эфира. То есть, оно абсолютно ложно. Я сформулировал для себя нечто вроде закона инвариантности - эффективность и качество работы любого предприятия не зависят от формы собственности, а зависят исключительно от качества менеджмента. Есть эффективные и неэффективные социалистические предприятия, есть эффективные и неэффективные капиталистические предприятия. Есть специфические недостатки социалистической системы на микроуровне отдельного предприятия, например всем известные проблемы со снабжением советских строек в условиях отсутствия товарного рынка и нормирования поставок. Есть полная и многократно доказанная жизнью неспособность "чистого" капитализма создавать серьезные объекты национальной инфраструктуры, которые всегда либо создаются социалистическими методами, либо оказываются системно неэффективными как американские железные дороги. Но все это не отменяет сформулированного выше принципа. Будущее, несомненно, за конвергенцией, за обществом, взявшим лучшее из обеих систем, в этом Сахаров был прав.

3. "Советский народ сам захотел приватизации своей собственности, добровольно отказался от нее, поэтому все было сделано правильно".

Нет. Уже российский, а не советский народ никто всерьез не спрашивал, согласен ли он на приватизацию того же АвтоВАЗа, сибирской нефти или Саяно-Шушенской ГЭС. Если бы спросили, не уверен, что ответ оказался бы положительным.

Кроме того, во всех странах с устоявшейся демократией, в том числе и в нашем Израиле, есть такое понятие как сделка, совершенная без искренних намерений (ше ло бэ-том лев). Отсутствие искренних намерений и введение одной из сторон в заблуждение являются достаточной причиной для объявления сделки недействительной.

Если это не так, почему мы возмущаемся сделками, в ходе которых у выживших из ума стариков обманом отбирается недвижимость? Жулик входит к доверие к старику, и тот подписывает бумагу о том, что он обменивает свою квартиру на большую партию сигарет и водки. Ситуация начала 90-х во многом аналогична. Даже если многие бывшие советские люди, даже если большинство, польстившись на обещанную им возможность стать при капитализме бездельниками-рантье (помните дом в Париже Лени Голубкова из рекламы "МММ"?), добровольно отказалось от своей нажитой поколениями собственности, такое решение невозможно не считать принятым без введения потерпевшего в заблуждение.

Напомню отрывок из замечательного очерка Бориса Борисова "Гитлер-Освободитель":

- Сколько лет работали на фабрике, баба Нюр ?

- Сорок три года как один денёк. С 1950-го по 1993-й .. Мастером, станки обслуживала. Сначала в общежитии жила, потом мне комнату дали, а в 1973 квартиру.

- А потом ?

- А потом, мил человек, фабрику в 93-м продали. Бандитам. Под склад её пустили. А нас всех поганой метлой.

- Баба Нюр, вот вы на фабрике отработали 43 года. Когда её продали, вам заплатили хоть что нибудь ?

- Вот сколько фашисты нам заплатили, столько и эти. Да и главный их на фашиста был похож. Белобрысый такой, ходил по фабрике с автоматом и двумя охранниками. Бандит какой то. Бандит, бандит, а всё нас, баб простых, опасался. Зарплату потом свою нищенскую полгода с них получали. Когда выдали - не неё уж ничего и купить было нельзя. Курам на смех.


Все по закону, а?

-----

И в заключение несколько мыслей по поводу того, как и почему советский народ был введен в заблуждение и оказался в состоянии такой специфической наивности.

Представьте себе семью, обычную нормативную семью. Она почему-то сильно озабочена вопросами нравственности, и сына Ваню, уже вступившего в ранний подростковый возраст, тщательно оберегают от любой информации, способной нарушить его девственную невинность. Мама за чашкой чая рассказывает мальчику о том, что она с папой нашла его на даче в капустной грядке.
И вот мальчик, оказавшись вопреки неодобрению родителей в не очень хорошей дворовой компании, знакомится с ерником Валерой, чуть старше него, и тот решает провести просветительскую работу.

Ванюха, а ты знаешь, как тебя сделали?

Ваня, конечно, кое о чем догадывается, но ничего толком не знает. И тут Валера ему в присутствии друзей, покатывающихся от смеха, рассказывает, как оно было.

-Папка твой, Ванюха, пьян был. Отмечали день рождения его сестры. Так вот, он утащил мамку прямо оттуда к себе, на верхнюю площадку, положил в кровать, сунул свою писю ей в писю и начал делать вот так. И мамке твоей это так нравилось, что она орала на весь дом. И если бы ей не было так кайфово, не было бы и тебя, Ваня. А у мамы был тогда не только папа, но еще и фрезеровщик Федя, и она не знала, кого из них выбрать себе в хахали. Не знала также, от кого у нее ребенок. Только когда ты родился, Ванька, оказалось, что ты похож на папу, а не на Федю, и тогда папа женился на маме".

Ваня в шоке, разумеется. Родителей он не уважает, Валера становится высшим авторитетом. И потом, когда папа решает почему-то кое-что объяснить сыну "про капусту" и приглашает его на мужской разговор, оказывается, что сын уже давно все знает, причем в самой похабной интерпретации.

Дальнейшее зависит от степени наведенной невинности чада. Если все остальное в целом в порядке, мальчик, разумеется, понимает, что папа с мамой лучше Валеры, потому что они его выхаживали, когда он болел коклюшем, свинкой, корью, кормили, одевали, воспитывали. Но если есть какие-то дополнительные проблемы, Валера вполне может оказаться высшим авторитетом, а мама с папой - мерзавцами, которые обманули Ваню и испортили ему жизнь.

Вот таким был и советский агитпроп, долго поддерживавший советский народ в состоянии наведенной невинности, что и привело к тому, что когда пробил час истины, этот народ оказался жертвой нечестной сделки. Солженицын, Авторханов, Рой Медведев и Александр Зиновьев обрушились на советского обывателя примерно так же, как Валерина информация на наивного Ваню.

Многое в советской истории нельзя оправдать, но нет ничего, что нельзя или нельзя было уже в конце 50-х или середине 60-х честно объяснить с учетом обстоятельств. Можно было честно объяснить, например, почему на могилах жертв нацизма не указывалась их национальность, и на освобожденных территориях проводилась практика корректирующей дискриминации в пользу титульных народов, воспринимавшаяся кое-кем как антисемитская. Можно было рассказать о бандитских традициях некоторых народов Кавказа, о коллаборационизме крымских татар, о заговоре военных, послужившем спусковым крючком репрессий 1937 года. Можно и нужно было отменить ограничения в выезде за границу, разрешить советским людям подолгу там жить, чтобы они сами все увидели своими глазами. Тогда ментальное состояние советских людей к рубежу 80-х - 90-х было бы совершенно другим, гораздо более нормальным, и их было бы гораздо труднее ввести в заблуждение примитивными разводками.
LinkReply

Comments:
From: ddd_ddd
2013-04-11 11:09 am (UTC)
Вам может не нравиться приватизация, она была несправедли8вой, но она была, в-осноивном, законной и по воле выбравшего именно ту власть народа.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savta_le
2013-04-11 11:26 am (UTC)
О господи...
Вы хоть жили в те времена там, что-нибудь видели своими глазами?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: raffal
2013-04-11 11:28 am (UTC)
"она была, в-осноивном, законной и по воле выбравшего именно ту власть народа."

Ложь аж по трем пунктам.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mikhailosherov
2013-04-11 02:53 pm (UTC)
Приватизация была абсолютно незаконной. Все делалось указами президента в 1992 и 1993 годах, что, собственно, и привело к путчу 1993 года. В августе ВС ушел на каникулы - и пошли указы.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mikhailosherov
2013-04-11 02:55 pm (UTC)
Ельцин в 1993 году совершил государственный переворот. В 1996 году полубольного полупьяного Ельцина с рейтингом 1 % вытащили олигархи и телевидение.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: iskatel1
2013-04-11 03:20 pm (UTC)
Когда завод продаётся за 10 процентов от реальной стоимости, остальное идёт в качестве отката чиновнику - это очень законно?

Edited at 2013-04-11 03:20 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kir_2008
2013-04-11 06:25 pm (UTC)

но она была, в-осноивном, законной

Она была в основном БЕЗзаконной.
Проводилась под лозунгом: что не запрещеноЯ, то разрешено. И власть исполнительная позаботилась о том, чтобы власть законодательная оставила как можно более широкое поле для "не запрещённого" манёвра.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: m_gerchikov
2013-04-11 05:45 pm (UTC)
Я хорошо помню ситуацию. Люди оказались разделены на тех, кто воспользовался случаем и тех, кто им НЕ воспользовался. У меня самого в ящике для бумаг валяется сертификат на владение акциями какого-то инвестиционного фонда. Года два назал я обнаружил, что контора эта отнюдь не развалилась. Но процедура выяснения подробностей довольно сложна - надо лететь в РФ лично. Бумаги на имя жены, а ей лениво :-)
Помню, что люди (в том числе неплохо зарабатывающие) продавали свои "ваучеры". И на кого жаловаться?
Я допускаю, что приватизация была незаконной. Но мотивы нынешних всхлипов, в подавляющем большинстве случаев - это обиды не на процесс. А на свое бездумно-неуспешное в нем участие. В конце концов, никто не заставлял индивида продавать свой приватизационный чек или нести его в какой-либо "Хопер-Инвест"...

Edited at 2013-04-11 05:46 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: itrech
2013-04-11 06:07 pm (UTC)
Эге, как всегда у еврейского пропагандиста: лохи сами виноваты...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ennemidupeuple
2013-04-11 10:24 pm (UTC)
"Приватизация" в России была проведена номенклатурой и в интересах номенклатуры. И весьма хитроумным и продуманным способом. Нужная инфраструктура ("кипрские офшоры" и прочее) была создана КГБ еще в глубоких 80-х. В хаотичных 90-х ценная советская собственность была переписана на сомнительных личностей еврейского и полу-еврейского происхождения. А потом от зиц-председателей освободились, и под флагом "вставания с колен" собственность была присвоена настоящими "олигархами" путинской волны - выходцами из советской номенклатуры, кгбешной и партийной. Чего никто и не заметил, ибо вся ненависть до сих пор изливается на березовских-ходорковских 90-х, оставшихся, в конечном счете, с носом.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: raffal
2013-04-12 04:54 am (UTC)
Почитал комментарии, особенно от ddd_ddd .. Должен признать, русскоязычная пропагандапресса в Израиле нехило постаралась, убеждая в законности российской "приватизации".

Для комплекта, не хватает лишь криков о "конфискованной Путиным еврейской собственности", как после дела ЮКОСа :-) Ну и, наоборот, о "правомочности" ее "приобретения" в 90е.

Edited at 2013-04-12 04:54 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: m_gerchikov
2013-04-12 05:03 am (UTC)
Вы, скорее всего, ошибаетесь. Не могу Вам сообщить содержание русскоязычной израильской прессы - я ее не приобретаю по причине ее банальной дороговизны (жаба давит), но в частных беседах (в моем кругу общения, по меньшей мере) тема приватизации непопулярна. Как и тема "еврейской собственности". Той самой, которую конфискует ВВП. Причина очевидна : хватает своих повседневных забот, а толку от обсуждений - чуть. Предпочитаю ничего не желать там, где ничего не могу изменить.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: tipesh
2013-04-14 11:38 am (UTC)
Ну и огород же Вы нагородили. Всё ведь достаточно просто - государство не могло или не хотело управлять предприятиями, по разным причинам и, следовательнпо имело несколько способов решить эту проблему - продать предприятие и оставить деньги в бюджете, поделить эти деньги на всех граждан или дать гражданам ваучеры и поделить деньги от продажи педприятий через выкуп ваучеров у населения.Что имееытся ввиду под словом украли ндепонятно. Судя по Вашинм тезисам справедливо бы было просто закрыть заводы и уволить всех рабочих без ваучерв и выходного пособия а оставшиеся корпуса разрушить по типу интаткута, чобы ворам не достались. Правда ничто не мешает провести аукцион, т.е. украсть по Вашей терминалогии, освободившуюся землю. Впрочем ради справедливости землю можно обработать дустом чоб и врагам не досталась.

Позвольте напомнить что приватизации пороходили во многих странах по схожим схемама. С таким же успехом Вы можете утверждать что заводы Мертвооо моря украдены у народа Израиля вместе с банком Дисконт, концерном Кур и хеврой ЦИМ.

Кстати , а приватизация хилья в Росси тоже была преступной? Ведь в результате жилищной приватизации делилось жильё построенное на деньги всего народа и по её результат кто-то поимел квартиру в центре Москвы стоимостью несколько сот тысяч долларов, кто-то квартиру на окраине Урюпинска за несколько тысяч долларов а кто-то шиш с маслом. Почему-то борцы за справедливость не требуют пересмотра приватизации жилья хотя там "украдено" народных денег гораздо больше чем при приватизации всех аводов
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2013-04-14 01:04 pm (UTC)
Приватизация жилья была одним из мероприятий, которые "помогли продать" приватизацию промышленности. Типа, у каждого из вас что-то будет "свое" - квартира, дача, дачный участок в три сотки. Другим мероприятием, как я написал выше, была пропаганда образа жизни рантье. Иначе не удалось бы "продать" населению приватизацию.
На самом деле стоимость промышленных фондов, доставшихся элите, на порядки больше стоимости всего, что приватизировали рядовые граждане.
По сути любая приватизация за деньги, поступающие в бюджет = распродаже фамильных ценностей, см. выше по треду.
Я считаю также, что имело место введение населения в заблуждение, в связи с чем нельзя считать решение о приватизации принятым честно. Причем даже после введения населения в заблуждение власти РФ не осмелились вынести на референдум вопрос о приватизации системообразующих предприятий, хотя вопросы такой важности должны решаться на референдумах.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: paidiev
2013-04-18 11:40 am (UTC)

Приватизация шла с грубейшими нарушениями Закона.

Хотя и сам закон писался под халявную раздачу имущества блатным.
С 1992 по 1995 - я начальник управления Минэка, с 1996-1999 инспектор Счётной палаты РФ. направление приватизация.
Уголовщина сплошная. Даже приличия минимальные не соблюдались.
Только переворот 1993 и беспощадные репрессии обеспечили успех этой афёры.
ПыСы. Организаторы с самого начала сознательно изо всех сил выпячивали евреев.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)