?

Log in

No account? Create an account
О русофобии Александра Галича и Аркадия Райкина - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О русофобии Александра Галича и Аркадия Райкина [Oct. 27th, 2013|12:13 am]
Живой журнал leorer-а
Топик в развитие этого треда, поскольку объясниться необходимо. Буду рад дельным возражениям. Читать только тем, кого это касается, и кому интересно.

***фобия (русофобия, юдофобия, арабофобия, германофобия и т. д) есть состояние, когда фобствующему активно не нравится соответствующий этнический тип. Он противен фобу по тем или иным причинам (русский - пьяница и дебошир, еврей - скряга и обманщик, араб - террорист и нахал, немец - тупица и милитарист и т. п.). Ничего большего. Отнюдь не обязательно желать запихать объект фобии в газовую камеру. Причем "фоб" не воспринимает объект ненависти и горделивого презрения как нечто свое - он смотрит на него отстраненно, снаружи, и не находит у себя самого черт, которые ему не нравятся в объекте. Итак,

1. Почему цикл Галича про Клима Коломийцева является русофобским? Автор совершенно справедливо стебется над тупой партийной системой, заставляющей людей, не имеющих никакого отношения к политике, одобрять внешнеполитические инициативы советского руководства, будь то на Ближнем Востоке или в Чехословакии. Ну так выбери в качестве героя партийного функционера, который бегает и пытается ублажить начальство.

Нет, в качестве героя выбирается простой русский мужик (помылся, попарился в баньке, выпил грамм 100 для почина), попугайски повторяющий партийные лозунги, причем не потому что туп или подл, а потому что русский Ванька иначе не может. Вся его суть в том, чтобы пить водку и рубать в маринаде салаку. Автор смотрит на героя снисходительно, сверху вниз. Ну и жена, которая Дашка, не оставляет сомнений в том, что Клим Петрович именно что пьяный рюски швайн, потому и шпарит заученные партийные лозунги - иначе он не может.

Для сравнения, вот песня на ту же самую тему (рабочий человек и партноменклатура), написанная Владимиром Семеновичем Высоцким. В ней даже водка в конце есть, но почувствуйте, как говорится, разницу. Герой Высоцкого симпатичен, его мысли адекватны, и даже водка вполне на месте. Тут очевидно выстебывается номенклатура, но не этнический тип героя.

Раз уж зашла речь о Высоцком, у него есть одна несомненно русофобская вещь - "Диалог у телевизора", но даже в ней герой скорее симпатичен, чем противен, хотя весь набор русофобских штампов присутствует. Был ли Высоцкий русофобом? Нет, разумеется. Хотя он, особенно на первом этапе, пытаясь добиться популярности у насквозь пропитанной русофобией совковой интеллигенции, иногда "срывался" в напрашивающийся на аплодисменты у этой прослойки стеб над русским этническим типом, но быстро вставал. У него есть песня про шахтеров и военный цикл, забивающие насмерть "вань" и "зин", и есть строчка "Я всегда во все светлое верил, например, в наш советский народ", немыслимая у Галича. Ну и конечно, в последний период жизни Владимир Семенович вырос так, что "вани" и "зины" стали попросту невозможны. Не знаю, как он относился к "диалогу у телевизора" в последние годы своей жизни, но полагаю, что исполнял он его редко.

2. "В греческом зале". Только что с большим удивлением узнал, что автором миниатюры был Жванецкий, а не Аркадий Райкин. Это многое объясняет, хотя то, что Райкин гадость охотно и талантливо исполнял, не делает ему чести. Миниатюра тоже представляет собой очевидный стеб над водочно-селедочным этническим типом, а не над жлобом, мещанином или тупицей, стало быть она однозначно русофобская. Кто не согласен, попробуйте аналогично выстебать темноволосого очкарика со скрипочкой в неподходящем антураже (хотя бы на донбасской шахте) и доказать, что это не антисемитизм. Тема "тут за день так накувыркаешься" где-то проходит ("Ты здесь каждый день дурака валяешь. А мне завтра на работу. Стакан бы лучше вынесла"), но очень тихо, и накувыркавшийся трудяга, не понявший, куда его затащили, вызывает у слушателя явно не симпатию.

Заранее отвечаю на возражение "но ведь народу же нравилось, ты че". Советская власть и советская культура обпоила "посадский" народ культурными денатуратами до такой степени, что напрочь отбила у него чувство вкуса и желание огрызаться даже в ответ на откровенные плевки в морду. А че, опять-таки, слюна сладкая. Поэтому то, что нравилось русофобствующей "интеллигенции", нравилось и посадским, тем более если это в телевизоре показывали.

В заключение повторяю свое возражение на реплику ddd_ddd "По-моему, леорера заколбасило именно на деятелей искусства еврейского происхождения". В физике один эксперимент, разрушающий теорию, делает теорию неверной. У нас таких экспериментов как минимум два - Борис Пастернак и Иосиф Бродский. Ни у того, ни у другого нет чего-либо напоминаюшего то, о чем я написал выше. Причина? Они чувствовали себя "внутри", а не "над".
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: lew1971
2013-10-26 09:43 pm (UTC)
Стёб над стереотипами, над клише, над этностигмами я не считаю фобиями. У того же Тряпкина есть великолепное:
"Не люблю русопятов -
Неуемных Федотов
Потребителей лука
И ворованных шпротов.

Не любителей твиста
И грузинских засолов
И глотающих рюмки
У приезжих монголов...

Ах ты, Кузя, мой Кузя,
Из московских злодеев
Дорогой обличитель
Этих подлых евреев!

Не люблю тебя, Кузя,
Да и всех гармонистов,
Что играют присядку
Для голодных артистов.

Для голодных артистов,
Для квартальных садистов,
И для тех всерасейскких
Удалых футуристов.

Реформаторы Камы
Реформаторы Ламы!..
И ложится взрывчатка
Под старинные храмы

И грыземся мы, Кузя,
Да на тех головешках
Или сушим портянки
На космических вешках"
"Еврейские" анекдоты, рассказываемые не евреями - не признак антисемитизма. Да, Галич и принадлежал к тому же культурному типу (русский), что и его герой (правда, выросший на позднееврейских грядках). Да и путать автора с его лирическим героем - дурной тон, у нас только Флобер - госпожа Бовари. Да и презрение здесь не к народу, а к его лубочным представителям, что, в принципе, вполне легитимно... Да и слишком много "да и"...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2013-10-27 05:32 am (UTC)
Еврейские анекдоты, рассказываемые неевреями - не признак антисемитизма. А анекдоты о евреях, сочиненные и рассказываемые неевреями, часто да.
Вот это отличный пример, кстати, иллюстрирующий разницу между "взглядом изнутри" и "взглядом сверху".
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: ddd_ddd
2013-10-26 09:47 pm (UTC)
Ни у Пастернака, ни у Бродского сатиры почти не просматривается, оба были небожителями и стихи их элитные и для элиты (в-основном), полагаю, любой простой люд был далеко от них без различия национальностей. Галич и Высоцкий (особенно последний) - совершенно другое дело. Галич элитарный сатирик с трагическими нотками и судьбой, Высоцкий - кровь от крови народный типаж и русофобией даже "Диалог у телевизора" можно назвать с большого бодуна или от избытка комплексов, если это и воспринималось как сатира, то на советского человека, какими и были в большинстве его слушатели. Почему русофобия, а не украинофобия или белорусо - вообще непонятно... Почти также воспринимался текст Райкина - почётного участника Комитета Анти(семитской)сионистской общественности, все дети которого ассимилировались до предела.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2013-10-27 12:58 am (UTC)

У Бродского есть сатира

Председатель Совнаркома, Наркомпроса, Мининдела!
Эта местность мне знакома, как окраина Китая!
Эта личность мне знакома! Знак допроса вместо
тела.
Многоточие шинели. Вместо мозга - запятая.
Вместо горла - темный вечер. Вместо буркал - знак
деленья.
Вот и вышел человечек, представитель населенья.
Вот и вышел гражданин,
достающий из штанин.

"А почем та радиола?"
"Кто такой Савонарола?"
"Вероятно, сокращенье".
"Где сортир, прошу прощенья?"

Входит Пушкин в летном шлеме, в тонких пальцах -
папироса.
В чистом поле мчится скорый с одиноким пассажиром.
И нарезанные косо, как полтавская, колеса
с выковыренным под Гдовом пальцем стрелочника
жиром
оживляют скатерть снега, полустанки и развилки
обдавая содержимым опрокинутой бутылки.
Прячась в логово свое
волки воют "E-мое".

"Жизнь - она как лотерея".
"Вышла замуж за еврея".
"Довели страну до ручки".
"Дай червонец до получки".

Входит Гоголь в бескозырке, рядом с ним -
меццо-сопрано.
В продуктовом - кот наплакал; бродят крысы,
бакалея.
Пряча твердый рог в каракуль, некто в брюках
из барана
превращается в тирана на трибуне мавзолея.
Говорят лихие люди, что внутри, разочарован
под конец, как фиш на блюде, труп лежит
нафарширован.
Хорошо, утратив речь,
Встать с винтовкой гроб стеречь.

"Не смотри в глаза мне, дева:
все равно пойдешь налево".
"У попа была собака".
"Оба умерли от рака".

Входит Лев Толстой в пижаме, всюду - Ясная
Поляна.
(Бродят парубки с ножами, пахнет шипром
с комсомолом.)
Он - предшественник Тарзана: самописка -
как лиана,
взад-вперед летают ядра над французским
частоколом.
Се - великий сын России, хоть и правящего класса!
Муж, чьи правнуки босые тоже редко видят мясо.
Чудо-юдо: нежный граф
Превратился в книжный шкаф!

"Приучил ее к минету".
"Что за шум, а драки нету?"
"Крыл последними словами".
"Кто последний? Я за вами".

Входит пара Александров под конвоем Николаши.
Говорят "Какая лажа" или "Сладкое повидло".
По Европе бродят нары в тщетных поисках параши,
натыкаясь повсеместно на застенчивое быдло.
Размышляя о причале, по волнам плывет "Аврора",
чтобы выпалить в начале непрерывного террора.
Ой ты, участь корабля:
скажешь "пли!" - ответят "бля!"

"Сочетался с нею браком".
"Все равно поставлю раком".
"Эх, Цусима-Хиросима!
Жить совсем невыносимо".

Входят Герцен с Огаревым, воробьи щебечут
в рощах.
Что звучит в момент обхвата как наречие чужбины.
Лучший вид на этот город - если сесть
в бомбардировщик.
Глянь - набрякшие, как вата из нескромныя
ложбины,
размножаясь без резона, тучи льнут к архитектуре.
Кремль маячит, точно зона; говорят, в миниатюре.
Ветер свищет. Выпь кричит.
Дятел ворону стучит.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: jecat
2013-10-26 10:23 pm (UTC)
Леня, Клим Коломийцев, вообще-то, был "депутатом райсовета, кавалером многих орденов и знатным человеком" (С); в Алжир он ездил в составе делегации ЦК ВЦСПС, т.е., ассоциировался совсем не с русским мужиком, а со всем тем, что так не любит один наш общий знакомый (да и я не очень люблю).

У него еще одна песня была ("и в кино ее водил, и в Сокольники") - и там тоже высмеивалась партийная элита нижнего звена.

Так что, я не совсем понимаю п.1.

Кроме того, куда деть его песни вроде "Веселого разговора", "Генеральской дочери" или "Когда я вернусь"?

Не был он русофобом. Ни в малейшей степени.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2013-10-27 05:22 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: m_gerchikov
2013-10-26 10:40 pm (UTC)
У меня создалось впечатление, что Вы называете русофобией несколько иное явление. Одним словом и не опишешь, но это нечто вроде ощущения причастности к некоему высшему слою общества у некоторых квазиинтеллигентов. Нечто подобное встречалось (не знаю как сейчас) у жителей обеих столиц. Я имею в виду их снисходительно-высокомерно-брезгливое отношение к провинциалам и - Боже сохрани! - жителям села.
Между прочим, вполне возможно, что московские и ленинградские евреи этим страдали особо сильно.
Про Галича и его Клима Коломийцева : пожалуй, что не соглашусь. Дело там, скорее всего, не в русофобии, а то, можно и Астафьева к русофобам отнести. За сборник "Жестокие романсы", например. Очень даже.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2013-10-27 05:22 am (UTC)
В принципе да. Возможно, я неточен в дефинициях, но главное, что Вы поняли смысл.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: lew1971
2013-10-26 10:42 pm (UTC)

Галич сам ответил)))

Ошибка
Мы похоронены где-то под Нарвой,
Под Нарвой, под Нарвой,
Мы похоронены где-то под Нарвой,
Мы были - и нет.
Так и лежим, как шагали, попарно,
Попарно, попарно,
Так и лежим, как шагали, попарно,
И общий привет!

И не тревожит ни враг, ни побудка,
Побудка, побудка,
И не тревожит ни враг, ни побудка
Помёрзших ребят.
Только однажды мы слышим, как будто,
Как будто, как будто,
Только однажды мы слышим, как будто,
Вновь трубы трубят.

Что ж, подымайтесь, такие-сякие,
Такие-сякие,
Что ж, подымайтесь, такие-сякие,
Ведь кровь - не вода!
Если зовёт своих мёртвых Россия,
Россия, Россия.
Если зовёт своих мёртвых Россия,
Так значит - беда!

Вот мы и встали в крестах да в нашивках,
В нашивках, в нашивках,
Вот мы и встали в крестах да в нашивках,
В снежном дыму.
Смотрим и видим, что вышла ошибка,
Ошибка, ошибка,
Смотрим и видим, что вышла ошибка,
И мы - ни к чему!

Где полегла в сорок третьем пехота,
Пехота, пехота
Где полегла в сорок третьем пехота,
Без толку, зазря,
Там по пороше гуляет охота,
Охота, охота,
Там по пороше гуляет охота,
Трубят егеря!

Там по пороше гуляет охота,
Трубят егеря...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2013-10-27 05:20 am (UTC)

Re: Галич сам ответил)))

Ну и при чем здесь это. Во-первых, непонятно, что пехота делала в 43-м под Нарвой, фактическая ошибка налицо. :) Во-вторых, да, сердился на власть, что она его выкинула из России. Возможно, и Россию любил, но без русских. С нами работал один товарищ, проработавший несколько лет в Монголии, так я запомнил его фразу: "Монголия - чудесная страна. Если бы там монголы не жили, было бы совсем прекрасно".
Ну так Гитлер тоже любил Россию в этом случае - отличная страна, подходящая для нордической расы. А вот русских не любил. Стало быть, русофоб.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vladiv
2013-10-26 10:44 pm (UTC)
У Бродского нет русофобии?
А это что?

Холуй трясется. Раб хохочет.
Палач свою секиру точит.
Тиран кромсает каплуна.
Сверкает зимняя луна.

Се вид Отечества, гравюра.
На лежаке — Солдат и Дура.
Старуха чешет мертвый бок.
Се вид Отечества, лубок.

Собака лает, ветер носит.
Борис у Глеба в морду просит.
Кружатся пары на балу.
В прихожей — куча на полу.

Луна сверкает, зренье муча.
Под ней, как мозг отдельный,— туча.
Пускай Художник, паразит,
другой пейзаж изобразит.

Мне кажется, что любой большой поэт всегда немого "фоб", его несовершенство мира не устраивает, а как результат - и страны, и народа.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2013-10-27 05:11 am (UTC)
Пожалуй, да, немного было и у Иосифа, но в нем это не доминировало.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: sail2ithaki
2013-10-27 12:32 am (UTC)
Александр Аркадьевич о Рюриковичах писал. Которые Холманских.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: thomas_doubting
2013-10-27 01:05 am (UTC)
И по форме, и по содержанию цикл "Коломийцев..." не русофобский. 100-200 грамм по выходным выпивал любой рабочий человек,
независимо от национальности ("Карусель", Юз Алешковский). Коломийцев высмаян именно как представитель "рабочей аристократии"; у нас в доме
тоже такой жил: депутат ВС РСФСР, герой соц. труда и бригадир.

А как быть с Некрасовым: "Люди холопского звания Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа",
или Полежаев: "В России чтут царя и кнут..."

"Жалкая нация, нация рабов, снизу доверху все сплошь рабы", - писал в 60-е гг. XIX века Чернышевский.

А уж Михаил Евграфович со своими "Господами Головлевыми" - русофобия чистой воды.

Да вся русская классика: от Пушкина до Бунина и Куприна - вы пройдитесь...
(Reply) (Thread)
From: ddd_ddd
2013-10-27 02:05 am (UTC)
Вы никак не просечёте: тем можно, ибо не замечены в еврействе.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: rav_erev
2013-10-27 04:29 am (UTC)
Слушай, а вот этот стих Высоцкого тебе как ? Китайцы ведь тут - второстепенный герой, а главный - именно рабочие тамбовского завода

В Пекине очень мрачная погода,
У нас в Тамбове на заводе перекур, -
Мы пишем вам с тамбовского завода,
Любители опасных авантюр!

Тем, что вы договор не подписали,
Вы причинили всем народам боль
И, извращая факты, доказали,
Что вам дороже генерал Де Голь.

Нам каждый день насущный мил и дорог, -
Но если даже вспомнить старину,
То это ж вы изобретали порох
И строили Китайскую стену.

Мы понимаем - вас совсем немало,
Чтоб триста миллионов погубить, -
Но мы уверены, что сам товарищ Мао,
Ей-Богу, очень-очень хочет жить.

Когда вы рис водою запивали -
Мы проявляли интернационализм, -
Небось, когда вы русский хлеб жевали,
Не говорили про оппортунизм!

Боитесь вы, что - реваншисты в Бонне,
Что - Вашингтон грозится перегнать, -
Но сам Хрущев сказал еще в ООНе,
Что мы покажем кузькину им мать!

Вам не нужны ни бомбы ни снаряды -
Не раздувайте вы войны пожар, -
Мы нанесем им, если будет надо,
Ответный термоядерный удар.

А если зуд - без дела не страдайте, -
У вас еще достаточно делов :
Давите мух, рождаемость снижайте,
Уничтожайте ваших воробьев!

И не интересуйтесь нашим бытом -
Мы сами знаем, где у нас чего.
Так наш ЦК писал в письме открытом, -
Мы одобряем линию его!

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2013-10-27 05:10 am (UTC)
Стих ранний, того периода, когда автор не был свободен от... и играл на чувствах аудитории, для которой пел. Стих "не очень", но в нем, заметь, отсутствуют водка и селедка.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: tyrrel_hanna
2013-10-27 05:15 am (UTC)
"Я ненавижу жлобов" - это тоже русофобия?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2013-10-27 05:44 am (UTC)
Нет.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: leorer
2013-10-27 06:08 am (UTC)
А что случилось-то? Святыню совковой образованщины залапал грязными лапами? Ай-яй-яй.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: Andrey Anufr
2013-10-27 06:53 am (UTC)
Да ладно! Уж больше ненависти к стране "что меня вскормила" не найдете ни у кого.
Пастернака не читал, ..
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: jeack
2013-10-27 10:04 am (UTC)
Снимаю шляпу! Очень взвешенная и актуальная статья.Больше бы таких статей, больше уважения к русским, русской культуре и признания и своей личной и национальной ответственности за Союз - меньше шансов маргинализации русского национализма. Искренне думаю, что надо еще и смелость иметь на фоне общего антирусского настроя у "интеллектуалов" пойти против течения и писать на такие темы. Кстати, Солженицын тоже писал о творчестве Галича в "Двести лет вместе". Вот здесь есть цитаты:
http://opankey.com/200-dvesti-let-vmeste-aleksandr-solzhenicyn
Я как раз сейчас пишу статью о национализме в России. Но как тяжело идет!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2013-10-27 10:34 am (UTC)
Спасибо за ссылку. Я читал "200 лет вместе", но забыл все эти места. А ведь Солженицын все правильно говорит.
Я тоже обратил внимание здесь (по первой ссылке) на то, что у Галича куча образов сталинских палачей, но ни один из этих палачей не является почему-то евреем, что противоречит исторической правде. Абстрактные "палачи" гнобили в лагерях абстрактных хороших людей, а потом доживали в комфорте в советских санаториях, в то время как в стихах на тему Холокоста евреи называются по имени всегда.
А ответственность за развал Союза (я не считаю, что развал Союза - это плохо. Плохо то, КАК он развалился - по искусственным границам, разрезав по-живому великорусский этнос и оставив зачем-то в составе России чуждые ей нерусские окраины, прежде всего Кавказ) лежит на совковой образованщине не в меньшей степени, чем на партийной номенклатуре. Вот тут у меня об этом во второй части записи, если Вы не читали - http://leorer.livejournal.com/701040.html
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: itrech
2013-10-27 03:20 pm (UTC)

Экстраполяция?)))

Мне кажется, что Вы, имея перед глазами какого-нибудь современного тошнотворного болтуна/болтуньи, вроде, например, Е.Альбац, переносите это задним числом на головы Райкина и прочих.

Edited at 2013-10-27 03:20 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2013-10-27 07:49 pm (UTC)

Re: Экстраполяция?)))

Нет, это и было, и есть. Альбац - прямая наследница аналогичных ей советских персонажей, представительница традиции, насчитывающей десятилетия, если не столетия. Вот это чем не Альбац?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>