?

Log in

No account? Create an account
Заметки в связи со столетием Среднеазиатского восстания 1916 года - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Заметки в связи со столетием Среднеазиатского восстания 1916 года [Jun. 25th, 2016|04:10 pm]
Живой журнал leorer-а
Эти события редко описывали как в советское, так и в постсоветское время. Поэтому вначале две ссылки. Первая, вторая. После прочтения - мое послесловие.

Продвижение Российской Империи в Туркестан мало отличалось от колониальной экспансии других великих держав того времени. Туземное население отвечало на это адекватно. Поскольку народы Средней Азии мало отличаются, к примеру, от афганцев, уровень зверств был соответствующим. Туркестанская серия картин художника Василия Верещагина тому отличный пример.



Отношения завоеванных и завоевателей хорошо описаны в статьях по ссылке сверху.

Но в 1917 году произошли известные события, которые всё поменяли. Многие руководители среднеазиатского восстания присоединились к революции и приняли в них самое активное участие. Хороший пример тому - герой казахского народа Амангельды Иманов.

Через 20 лет от прежней Средней Азии, живописной, экзотической и дикой, изображенной Верещагиным, не осталось и следа. В Великую Отечественную войну те же самые народы, которые подняли восстание в 1916 году и представители которых изображены на полотнах Василия Верещагина, дали таких людей как Токтогон Алтыбасарова и семья Шамахмудовых. Причем это не были единицы во враждебной среде, ненавидящей русских как в 1916 году. Их поддерживали соседи и односельчане, без такой поддержки ни Токтогон, ни Шамахмудовы никогда не сделали бы то, что они сделали.

А теперь назовите мне другой пример в мировой истории, когда аналогичные общества (третий мир, мировая периферия, другие определения, которых много) так же успешно проходили процесс такой же прогрессивной трансформации за такое короткое время.

После развала СССР узбеки, таджики и киргизы стали "чурками", работающими в России на грязных работах, а русские националисты красочно описывают нам, какие они плохие люди, режущие баранов на Курбан-Байрам во дворах домов и покушающиеся на русских девушек. Но даже 25 лет системной деградации не смогли вернуть общества среднеазиатских стран к уровню 1916 года, настолько сильным оказался советский импульс.

Просто представьте себе амплитуду этой синусоиды. И попытайтесь опровергнуть мой вывод, состоящий в том, что у проблем "третьего мира", "мировой периферии" и так далее, затапливающих "первый мир" и грозящих похоронить его под собой, нет никакого другого решения кроме того, которое было опробовано в Средней Азии в советский период. И не будет.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: eugene_tsypin
2016-06-26 04:27 am (UTC)
Леонид, Вам что-нибудь известно о гражданской войне 1992-1997 гг. в Таджикистане?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2016-06-26 02:33 pm (UTC)
Известно. Я упоминал о ней в этом тексте. Непонятно, какое отношение постсоветская клановая война имеет к тому, что я тут написал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eugene_tsypin
2016-06-26 03:01 pm (UTC)
Откуда могла возникнуть "постсоветская клановая война" в обществе, которое "советский импульс" подвигнул к масштабной "прогрессивной трансформации"?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2016-06-26 03:17 pm (UTC)
Регресс всегда возможен. В этом была ошибка советских марксистов, включая Сталина, утверждавших, что победа коммунизма неизбежна, и рисовавших траекторию исторического развития и смены формаций в виде линии метро с пятью станциями. Эта ошибка привела к трагическому результату в виде массовых репрессий, потому что вместо понимания, что ничего никогда не гарантировано, решили, что это классовая борьба так усиливается на последнем этапе, что надо просто доломать оставшихся врагов - и все будет розово. Сейчас мы видим, что от коммунизма можно откатиться не только в капитализм, но и в феодализм ака Новое Средневековье. И немецкий нацизм, если бы он победил, задал бы совершенно другую траекторию развития - к неоязычеству и новому варварству. Что не значит, что феодализм и варварство прогрессивнее коммунизма.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eugene_tsypin
2016-06-26 05:16 pm (UTC)
На мой взгляд, сталинские репрессии были чисто прагматическим шагом - ликвидацией потенциальной "пятой колонны", возможных русских петенов квислингов, которая обеспечила СССР самое главное, что требуется во время тотальной войны - надежный тыл... а в Таджикистане и, например, Азербайджане потребовались считанные месяцы для того, чтобы благонравные советские граждане превратились в погромщиков, режущих "неверных собак". Не слишком ли стремительный регресс?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2016-06-26 07:52 am (UTC)
"назовите мне другой пример в мировой истории, когда аналогичные общества (третий мир, мировая периферия, другие определения, которых много) так же успешно проходили процесс такой же прогрессивной трансформации за такое короткое время"

Южная Корея, например.Обошлось без колонизации корейцами Японии и США.


"русские националисты красочно описывают нам, какие они плохие люди, режущие баранов на Курбан-Байрам во дворах домов и покушающиеся на русских девушек" а также детей и старух.

1.В коренной России и даже в крупнейших городах.
2.При всемерной поддержке власти, сопровождающейся террористическими колониальными мерами против русского населения.

"попытайтесь опровергнуть мой вывод, состоящий в том, что у проблем "третьего мира", "мировой периферии" и так далее, затапливающих "первый мир" и грозящих похоронить его под собой, нет никакого другого решения кроме того, которое было опробовано в Средней Азии в советский период. И не будет"

Решение простое-самостоятельное развитие и политические решения, освобождающие "первый мир" и не входящие в него, но в меру цивилизованные страны, вроде России или Аргентины, от бремени содержания и обихаживания заселяющих их колонизаторов из "третьего мира", с депортацией их восвоясы.

Говоря о преимуществах советского решения проблем инородческой периферии России, Вы умалчиваете о цене, которую заплатили за это русские и приблизившиеся к ним по способу жизни и ментальности народы.Эта цена-жесточайший террор с планомерным истреблением национальных элит, африканские, неслыханные и невиданные в России со времён Смуты голодоморы с массовым каннибализмом, голод, рабство в самых одиозных формах, нищета и каторжный труд двух поколений и статус людей третьего и четвёртого сорта для последующих под чужеродной властью. Итоги советской национальной политики - обезлюженные, вымирающие, превращающиеся в зону сталкера русские Нечерноземье, Север, Сибирь и Дальний Восток.

Соглашаясь, что советский путь весьма выгоден для "третьего мира", надо признать, что разумный выбор народов, которым предлагается оказаться в положении русских в СССР,-предотвращение такой участи любыми, сколь угодно жестокими средствами.


Edited at 2016-06-26 07:55 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2016-06-26 02:41 pm (UTC)
Уважаемый Фарнабаз, Ваш коммент предсказуем. Я согласен, что все могло быть иначе, если бы Российская империя не полезла в Среднюю Азию, а вместо этого оборудовала надежную границу в степном поясе посередине нынешнего Казахстана, по прямой линии от Мангышлака до Джунгарских ворот через Арал и Балхаш, или чуть севернее. Эта линия прекрасно обороняется. Но если бы у бабушки был мужской половой член, она была бы дедушкой. После того, как Россия аннексировала Среднюю Азию, надо было с ней что-то делать, и тут советская технология безальтернативна. Она не вела автоматически к вымиранию русских территорий, там действовали многие другие факторы.
Кстати, когда я писал о том, что в Израиле стоило бы использовать методы Рамзана Кадырова для решения палестинского вопроса, я тоже предполагал, что лучше было бы не захватывать как минимум густонаселенные палестинские территории изначально. Но и тут мы уже давно лишились девственности, и поэтому альтернатива есть только между возможным и худшим.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2016-06-26 03:50 pm (UTC)
"все могло быть иначе, если бы Российская империя не полезла в Среднюю Азию"

Что бы это изменило для русских ?
Не среднеазиатские кочевые и осёдлые народы были этническим мотором большевизма, их численность была что-то не более 1 миллиона таджиков и 2 или 3 миллионов узбеков, сколько было казахов и киргизов-не помню, но тоже не шибко много. О густонаселённости и речи нет, то же Семиречье до прихода русских отнюдь не было земледельческим регионом. А прирост русского населения был огромен-за годы ПМв население Российской империи выросло, несмотря на военные потери, на 9,5 миллионов, основная доля-русские.Половина населения была не старше 15 лет.

"После того, как Россия аннексировала Среднюю Азию, надо было с ней что-то делать, и тут советская технология безальтернативна"

Средняя Азия была аннексирована за несколько десятилетий до пришествия Совецкой власти, и обходились без советских технологий.В чём же состоит безальтернативность ?

Edited at 2016-06-26 03:52 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2016-06-26 03:52 pm (UTC)
Обходилась, и это закончилось восстанием туземцев и массовой резней русских в 1916 году.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2016-06-26 04:14 pm (UTC)
Восстание туземцев стало возможным лишь потому, что русские были разоружены-винтовки забирались для вооружения действующей армии, что, конечно, нельзя не признать преступлением.Однако русские поселенцы отбились, после переброски войск туземцы жестоко наказаны, при этом общее число жертв русских и туземцев-не более десяти тысяч убитыми с каждой стороны(цифры 3 и 4 тысячи в статьях по Вашим ссылкам явно занижены, в одном Пржевальском уезде убили около 2000 русских мужчин, убили и увели в плен не менее 1000 русских женщин)
Эти цифры ничтожны в сравнении с числом жертв совецкой политики.
"Безальтернативные " совецкие технологии в Семиречьи начали применяться следующим образом :

"В 1921 году в Семиречье было ликвидировано 127 «кулацких» хозяйств, из них: 82,7% в Пишпекском уезде, 7,9% – в Лепсинском, 6,3% – в Верненском, 3,1% – в Каракольском; ликвидировано и расселено русских переселенческих посёлков в целях устранения препятствий водопользованию и землепользованию туземного населения – 15, в том числе в Каракольском – 7, в Нарынском – 8. В 1922 году ликвидировано уже 1341 кулацкое хозяйство, из них: в Лепсинском уезде – 61,1%, в Джаркентском – 27,6%, в Алма-Атинском – 7%, в Талды-Курганском – 4,2%. Ликвидировано и расселено русских селений – 54, в том числе в Лепсинском – 20, Талды-Курганском – 19, Джаркентском – 6, Пишпекском – 5, Джаркентском – 6, Алма-Атинском – 4. Изъято т.н. излишков из переселенческих наделов: в 1921 году – 26 810 десятин, в 1922 году – 21 408 десятин. Из 785 891 десятин (858 979 га) казачьих земель, органами советской власти было принудительно изъято 277 419 десятин (303 219 га), или 35,3%.

Нарком земледелия Туркестанской АССР Асфендияров в письме в ЦК РКП(б) отмечал: «Первый реальный опыт привлечения к советскому строительству… масс ранее угнетённой нации дал блестящие результаты. В настоящее время всем партийным и советским органам дана задача закрепления завоёванных позиций… Работа ведётся по организации киргизской бедноты и параллельно с этим ведётся работа по классовому расслоению русской деревни. Намечена задача создания смешанных киргизско-русских посёлков».

Всего в фонд землеустройства киргизского населения было передано свыше 1 млн. десятин земли, из них только в первый год «реформы» (1921) в пользу кочевых аулов поступило свыше 300 000 десятин земли. У семиреченского казачества и у казаков, проживавших в соседней Сыр-Дарьинской области, в пользу киргиз было изъято 160 000 десятин земли. Всего в 1921-1922 годах в ходе реформы было изъято у русского населения 460 000 десятин земли, только в 1922 году у казачества изъято 134 500 десятин земли.

Советская власть, используя «семиреченскую реформу», практически уничтожила «Русское Семиречье» (или «Русский Ульстер», по меткому выражению вождя большевиков), а вместе с ним было вычеркнуто из отечественной истории такое уникальное явление, как Семиреченское казачество"

Это были только цветочки.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2016-06-26 04:42 pm (UTC)

Досовецкий Ташкент :

"Почти сразу же после взятия Ташкента началось строительство нового русского города, первой постройкой которого стала Ташкентская крепость. Она была заложена по приказу Черняева уже в августе 1865 г. на левом берегу канала Анхор напротив Катаганских ворот старой кокандской крепости, через которые русские войска ворвались в Ташкент. Кокандская крепость представляла собой зубчатую глинобитную стену длиной около двадцати километров с двенадцатью воротами.

Новая русская крепость имела вид неправильного шестиугольника, обнесённого высокими земляными валами с угловыми бастионами. По верху вала проходила кирпичная стена с вертикальными бойницами для ружейного огня. Внутри крепости были казармы для шести рот пехоты, постройки для офицеров, лазарет, цейхгауз и пороховой погреб. Крепость имела трое ворот, названных в честь русских офицеров, погибших при завоевании Ташкента, – Месяцева, Хмелёва и Обуха. Она была построена с таким расчётом, чтобы господствовать над старым, туземным городом и обеспечивать защиту нового, русского города.

Местность на востоке старого Ташкента, отошедшая под новый город, прежде была занята военной ставкой (урдой) кокандцев, в которой размещался лагерь и дома кокандского войска (сарбазов), дворец бека, пороховые склады и другие здания для военных нужд. Также там находились общественные сады, частные посевы хлопчатника и пустыри. По занятии Ташкента вся урдинская земля и все правительственные и общественные земли как не имеющие личных собственников перешли по праву завоевания в собственность русских, земли же частных лиц были куплены у них в разное время частью городским управлением, частью непосредственно русскими поселенцами.

Границей между старым и новым городами стал канал Анхор. Строительство нового города осуществлялось по общему генеральному плану, предусматривавшему центрально-радиальную планировку. Вдоль проведённых по сторонам улиц арыков рассаживались деревья – пирамидальный тополь, белая акация, карагач, китайский ясень, тутовое дерево. В сухое время улицы дважды в день поливались – рано утром и под вечер. Весной, когда Ташкент тонул в свежей зелени и цветах фруктовых деревьев и воздух был насыщен их благоуханием, город был особенно хорош.

Дома строились в основном одно- или двухэтажными из кирпича с высокими потолками и толстыми стенами, что обеспечивало комфортные условия проживания даже днём в жаркое время года. Около каждого дома предусматривался обширный двор для сада и хозяйственных нужд. Многие дома имели во дворах пруды для купания, которые наполнялись арычной водой.

В начале двадцатого века население Ташкента насчитывало около 200 тысяч человек (русских, узбеков, сартов и пр.). В городе были такие учебные заведения, как реальное училище, мужская гимназия, женская гимназия, учительская семинария, Мариинское четырёхклассное женское училище, частная женская прогимназия, два городских четырёхклассных мужских училища, ремесленное и техническое железнодорожное училища, военное училище, кадетский корпус и школа прапорщиков. С 1874 г. в городе имелись водопроводная и канализационная сети. В 1902 г. была запущена конная железная дорога, в 1913 г. – трамвай. К 1917 г. было проведено семь трамвайных линий протяжённостью в двадцать вёрст"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2016-06-26 04:49 pm (UTC)

Досовецкий Ташкент(2) :

"В 1902 г. в журнале «Вокруг света» были опубликованы заметки французского путешественника по Туркестану:


"Из всех городов, расположенных в русских азиатских владениях, самый интересный, бесспорно, Ташкент. Этот город, по справедливости считающийся столицей Туркестана, имеет свыше 150 000 жителей и состоит из двух частей, резко отличающихся одна от другой: новой, населённой русскими, и старой, обитаемой исключительно туземцами.
Русская часть города разбросана на обширном пространстве; она не так густо населена, как туземная, и имеет длинные и широкие улицы, усаженные с обеих сторон прекрасными деревьями и украшенные красивыми общественными зданиями.
Здесь есть несколько церквей, гимназий, банков, губернаторский дворец и т.п.; много обширных площадей, утопающих в зелени и цветах; всюду обилие воды. Вообще ташкентская растительность с её цветами и плодами – яблоками, грушами и виноградом – напоминает отчасти Южную Францию.
Большинство домов в один этаж и редко в два. Такая особенность построек обусловливается землетрясениями, часто бывающими в этой местности, вследствие чего жители находятся в вечном страхе катастрофы.
Туземная часть Ташкента представляет полную противоположность русской. В ней нет ни прямых улиц, ни широких площадей; вся она состоит из невообразимой путаницы переулков, тупиков, переходов и тропинок, в которых без опытного проводника можно прямо заблудиться.
Там тесною кучкою примыкают один к другому масса низеньких домиков с целою плантацией арбузов на плоских кровлях; здесь, между полуразрушенными стенами из высушенных на солнце кирпичей змеится множеством извилин переулок, вдруг пропадающий в каком-нибудь овраге или упирающийся в речку, окаймлённую первобытными ветряными мельницами; далее, красуется старинная мечеть невозможной архитектуры, наполненная коленопреклоненными молящимися.
Вот тесный, поражающий пестротою базар, где сарты, узбеки и многие другие представители азиатских племен назойливо предлагают вам всевозможные восточные товары. Тут же несколько тесных кофеен, в которых туземцы, сидя с поджатыми ногами на циновках, пьют чай или кумыс и едят свой любимый пилав из баранины с рисом.
Костюмы самых ярких цветов – зеленого, красного, желтого и голубого – перемешиваются в один грандиозный букет, пропитанный пряными ароматами, несущимися из отдела благовоний. Этот живой букет, беспрерывно движущийся и гудящий, как пчелиный рой под ясным солнечным небом, представляет взорам восхищенного путешественника интересную картину восточной жизни"

===


"Ташкент! Лишь только по приезде выйдете вы из вагона на платформу, как сразу почувствуете, что попали в большой город. Прекрасный, огромный вокзал полон движения! От самого вокзала гремит трамвай и снуёт по всем направлениям. Дальше вы увидите прекрасные улицы с оживленной толпой, с великолепными магазинами и, наконец, очутившись в гостинице «Россия», вы сразу убедитесь, что, после азиатского Туркестана, находитесь в убежище европейской техники и комфорта.

Умывшись и прекрасно пообедав, я, не теряя времени, пошёл осматривать Ташкент. (Говорю пока о русской части города). И, повторяю, сразу он делает прекрасное впечатление. Да, в конце концов, Ташкент, всё-таки, столица всего Туркестана с населением в 160.000 душ (русского элемента всего 30.000). Климат чудесный. Во время моего там пребывания (конец февраля), стояла полная, цветущая весна. В Ташкенте находятся все главные учреждения, гражданские и военные, по управлению Туркестанского края, и 50% русского населения состоит из чиновников и военных. В городе издаётся три газеты, имеется театр, Военное и Гражданское общественное собрание.

На улицах гудят автомобили и встречаются (тоже признак большого города) «жертвы общественного темперамента», чем, кажется, ташкентцы немало гордятся… Одним словом, прогресс и цивилизация!.. При этом, растительность, прямо, роскошная и в городских общественных садах (их есть несколько), под чудным южным небом гулять – одно наслаждение. И если бы не встречались постоянно сарты и киргизы, верблюды, ослики и другие атрибуты Востока, вы легко могли бы вообразить себя в европейском городе средней руки"
В.Н. Гартевельд. Среди сыпучих песков и отрубленных голов. Путевые очерки Туркестана (1913). – М., 1914
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2016-06-27 06:11 am (UTC)

Относительно Израиля и палестинских арабов

Тематика мне в целом плохо известна, тем более в сравнении с Вами, выскажусь о вещах, ПМСМ, бесспорных :

1)израильские евреи и палестинские арабы - народы, по происхождению и языку очень близкие, хотя у евреев и до рассеяния был заметный индоевропейский элемент(от филистимлян и, возможно, персов); при том, что бытовая культура и ментальность арабов чужды еврейскому большинству, они весьма близки культуре и ментальности ортодоксальных евреев, являющихся интегральной частью евреев-израильтян.

Это существенно иной случай, чем взаимоотношения русских со среднеазиатами и кавказцами.Не говорю,что легче, проще, или, наоборот, трудней и сложней.Иной.

2)Кадыровская Чечня-разбухающий от денег паразитический анклав, государство в государстве, живущее по собственным законам, с собственными армией, полицией и спецслужбами, запустившее щупальца-диаспоры в коренную Россию, с населением, пользующимся колоссальными этническими привилегиями по факту и отчасти по законам.Вы действительно хотите такую раковую опухоль для Израиля ?

Edited at 2016-06-27 10:34 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2016-06-27 07:07 pm (UTC)

Re: Относительно Израиля и палестинских арабов

Ну сейчас у нас вообще продвигается концепция "четырех колен": http://relevantinfo.co.il/rivlin-herzliya/ Она далеко не всеми разделяется, но продвигается.
Что касается кадыровской Чечни, я приводил ее как пример решения именно чеченской проблемы в самой Чечне. Щупальца, тянущиеся оттуда, конечно, надо рубить.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: raffal
2016-07-31 09:18 am (UTC)
"Я согласен, что все могло быть иначе, если бы Российская империя не полезла в Среднюю Азию, а вместо этого оборудовала надежную границу в степном поясе посередине нынешнего Казахстана, по прямой линии от Мангышлака до Джунгарских ворот через Арал и Балхаш, или чуть севернее. Эта линия прекрасно обороняется."

Я вырос несколько севернее, но готов заявить: такая "надежная граница" обошлась бы в безумные финансовые затраты и жуткие человеческие потери. Да и надежность ее была бы сомнительной.

Уж не говорю о перманентных бунтах казахов-скотоводов, традиционно кочующих со своими стадами на север каждую весну.
(Reply) (Parent) (Thread)