?

Log in

No account? Create an account
Александр Галич и несостоявшееся возвращение - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Александр Галич и несостоявшееся возвращение [Jul. 31st, 2016|10:46 pm]
Живой журнал leorer-а
Меня вдруг осенило. Попалась на глаза "Баллада о прибавочной стоимости" Александра Галича, и подумалось, что поэт написал пророческую вещь, смысла которой никто не понял. Кто мог бы понять, ее не слушал, а кто слушал, не мог и не желал понять очевидное.

Текст.

Исполнение:



Герой баллады - типичный советский интеллигент. Ну вот такой, например. Что главное для интеллигента? Чтобы "работа была непыльной". Желательно с текстами. В этом случае референтная группа будет его уважать, а интеллигенту самое главное - чтобы его уважали правильные люди.

"Марксисткая премудрость" для этого подходила в СССР лучше всего. Деньги за нее платили, и неплохие, можно было анализировать и обобщать. Что именно анализировать - не важно. Была бы в то время Рухнама - подошла бы и она.

Но интеллигент не был бы интеллигентом, если бы не страдал всю жизнь от мысли о том, что Подлая Власть его не ценит. Поэтому он катается на "жигулях", а не на "мерседесе", и живет гораздо хуже, чем его коллеги по интеллигентному труду за границей, изучающие не Маркса, а Мизеса. Они каждый год отдыхают на Карибах и Гавайях, а его Подлая Власть туда не пускает.

И вот у интеллигента вдруг появились унаследованная земля и фабрика за границей. Понятно, что он моментально посылает свое начальство - обобщенную Советскую Власть - в задницу и готовится уехать туда, где жить хорошо. На ренту. Если захочется, можно будет комментировать Мизеса, а если не захочется - можно будет греть пузо под солнцем в Атлантик-Сити и ничего не комментировать.

От казуса Егора Гайдара, бывшего главного редактора журнала "Коммунист", и его команды казус героя Галича отличается одним - Гайдар и его команда решили, что гораздо прибыльнее будет приватизировать землю и фабрику у себя дома, и только потом свалить с приватизированнвм общенародным достоянием туда, где им всегда хотелось жить. Галич, конечно, не мог такого предвидеть - всей его фантазии не хватило бы.

А теперь смотрим дальнейшее.

Передаем сообщение из-за границы. Революция в Фингалии! Первый декрет народной власти о национализации земель, фабрик, заводов и всех прочих промышленных предприятий. Народы Советского Союза приветствуют и поздравляют братский народ Фингалии со славной победой!

Тут тоже Галич немного просчитался, потому что реальность оказалась гораздо более невероятной. На самом деле сообщение из-за границы должно было бы звучать так:

Передаем сообщение из-за границы. В Фингалии пришло к власти по итогам внеочередных выборов новое правительство. Принят декрет - об ограничении доступа капитала из враждебных стран на национальный рынок. Собственность граждан Фингалии не может быть передана гражданам враждебных стран, прежде всего из советского блока. Активы, которые могут попасть к ним по праву наследования, передаются гражданам Фингалии или дружественных стран, имеющим наиболее близкое родство с завещателем, или в национальный имущественный фонд.

И вспоминаем судьбу безнадежного банкрота Бориса Абрамовича Березовского, а также некоторых лиц из нынешней российской элиты, ставших жертвами персональных санкций.

Негодяи, кричу, лоботрясы вы!
Это все, я кричу, штучки марксовы...


-----

Историческая наука до сих пор не может ответить на вопрос, кто же убил Галича - западные спецслужбы или советские. Я полагаю, что западные - это намного логичнее.

Для советских спецслужб высланный Галич не представлял опасности. А вот возвращение Галича в СССР, на возможность которого указывают его тексты, для Запада стало бы очень большой неприятностью.

К слову, "единственный дом, где с куполом синим не властно соперничать небо" - это храм в предместье города Пушкино, где Галич крестился у Александра Меня. Александр Галич всегда чувствовал себя православным человеком, и можно себе представить, как это злило его западных работодателей, никогда не перестававших ненавидеть Православную Церковь.

И еще одно:

Но когда под грохот чужих подков
Грянет свет роковой зари -
Я уйду, свободный от всех долгов,
И назад меня не зови.

Не зови вызволять тебя из огня,
Не зови разделить беду.
Не зови меня!
Не зови меня...
Не зови -
Я и так приду!


Вот как автор этих строк мог работать на радиостанции "Свобода", созданной хозяевами "чужих подков" именно с целью обеспечить идеологическое прикрытие их торжественному маршу на Восток? И как работодатели могли реагировать на такие тексты, которые они наверняка читали и слышали? Понятно, что мертвый Галич для них был гораздо более желанным и безопасным, чем живой.

Все сказанное выше не отменяет факта глубоко сидевшей в голове Галича русофобии. Что делать, личность поэта сложнее примитивных схем. Александр Галич был русофобом. Евреи у него всегда были жертвами репрессий "преступной власти", но никогда не были их исполнителями и соучастниками. Но у него присутствовал в то же время специфический русский патриотизм. Любил Россию он, но странною любовью. Возможно, лучше бы не любил вообще, чем любил вот так.

Related - "Владимир Высоцкий и несостоявшийся побег".
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: jecat
2016-07-31 08:46 pm (UTC)
Леня, во-первых, Галича решительно никто не убивал, кроме его собственной технической неграмотности. Во-вторых, все сложнее: Галич не был подлинным русофобом (в конце концов, он крестился), он просто был настоящим евреем, для которого весь мир спит и видит, как бы евреям напакостить. Вместе с тем, не был он и русофилом, слишком часто намекал на низменные привычки русских. Да и герой описанной песни, на минуточку, бухал всю неделю и "за усопшую тетеньку пропил с книжки последнюю сотенку"

Галич был великим талантом и, в сущности, глубоко несчастным и одиноким человеком. И то, что он был денат-ничего не меняет. Из песен все видно.

"Веселый разговор" помните?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: jecat
2016-08-01 05:43 am (UTC)
Мне кажется, да. Просто большей частью у Галича песни были либо о том, какое совок говно, либо о евреях. А тут бултых, простая лирическая история о русской девчонке,, которая всю жизнь ждала счастья, а в итоге, чем дальше-тем хуже. Мне почему-то кажется, что это он про себя. Очень иносказательно, конечно. Он любил Россию, но странно любовью. А вышло то, что вышло. И такой нелепый, дурацкий итог - засунутая в 220 антенная вилка, чем хуже бывшего отвергнутого ухажера, охмурившего твою единственную любимую дочку, ставшую смыслом твоей жизни?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2016-08-01 05:25 pm (UTC)
Возможно, ты прав. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agasfer
2016-08-02 02:33 am (UTC)
Русофобом Галич не был никаким, ни подлинным, ни условным. Русофоб никогда бы не сделал Александра Полежаева героем своей песни, ибо для русофоба что Полежаев, что работяга Мальцев--одно говно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2016-08-02 10:57 pm (UTC)

Не скажите.Это всё на тему героизации ревдвижения.

Александр Полежаев (гуляка и буян с недюжинным поэтическим талантом и наследственным алкоголизмом, от которого и погиб, отправленный за матерную поэму в полк солдатом с сохранением сословных преимуществ, т.е.унтер-офицером, освобождённым от телесных наказаний, и обещанием царя лично о нём заботиться и правом писать ему, что практически гарантировало максимум года через три-четыре, если не быстрее, получение офицерского чина с возможностью отставки)выведен декабристом каким-то, без индивидуальных черт.
Декабристы в весьма условном виде как борцы с самодержавием-это законнейшая пропагандистская тема соввласти.

Edited at 2016-08-02 11:01 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agasfer
2016-08-02 11:44 pm (UTC)

Re: Не скажите.Это всё на тему героизации ревдвижения.

У Галича--ровно наоборот. Кульминацией стал "Петербургский Романс", написанный в августе-68.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2016-08-06 12:34 am (UTC)

Извините, не.понял :

"...Быть бы мне поспокойней,
Не казаться, а быть!
...Здесь мосты, словно кони -
По ночам на дыбы!
Здесь всегда по квадрату
На рассвете полки -
От Синода к Сенату,
Как четыре строки!

Здесь, над винною стойкой,
Над пожаром зари
Наколдовано столько,
Набормотано столько,
Наколдовано столько,
Набормотано столько,
Что пойди - повтори!

Все земные печали -
Были в этом краю...
Вот и платим молчаньем
За причастность свою!

Мальчишки были безусы -
Прапоры и корнеты,
Мальчишки были безумны,
К чему им мои советы?!

Лечиться бы им, лечиться,
На кислые ездить воды -
Они ж по ночам: "Отчизна!
Тираны! Заря свободы!"

Полковник я, а не прапор,
Я в битвах сражался стойко,
И весь их щенячий табор
Мне мнился игрой, и только.

И я восклицал: "Тираны!"
И я прославлял свободу,
Под пламенные тирады
Мы пили вино, как воду.

И в то роковое утро,
(Отнюдь не угрозой чести!)
Казалось, куда как мудро
Себя объявить в отъезде.

Зачем же потом случилось,
Что меркнет копейкой ржавой
Всей славы моей лучинность
Пред солнечной ихней славой?!

...Болят к непогоде раны,
Уныло проходят годы...
Но я же кричал: "Тираны!"
И славил зарю свободы!

Повторяется шепот,
Повторяем следы.
Никого еще опыт
Не спасал от беды!

О, доколе, доколе,
И не здесь, а везде
Будут Клодтовы кони -
Подчиняться узде?!

И все так же, не проще,
Век наш пробует нас -
Можешь выйти на площадь,
Смеешь выйти на площадь,
Можешь выйти на площадь,
Смеешь выйти на площадь
В тот назначенный час?!

Где стоят по квадрату
В ожиданьи полки -
От Синода к Сенату,
Как четыре строки?!"

Что здесь, кроме названной героизации ревдвижения ?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agasfer
2016-08-06 12:47 am (UTC)

Re: Извините, не.понял :

Героизация, но в обратном направлении. Против советской власти, а не "за" нее.

PS: Можно было обойтись без копи-пасты, я ее наизусть знаю :)

Edited at 2016-08-06 12:48 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2016-08-06 05:40 am (UTC)

То же самое, просто следующая станция

.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2016-08-06 07:45 am (UTC)

Re: То же самое, просто следующая станция

Очень хороший текст Мараховского о том, что Керенский и его единомышленники, советская диссида и нынешние лефтиши по сути являются выходцами из одной социальной страты.
https://um.plus/2016/08/05/levaya-mutatsiya-dissidentov/
Обсуждение у него в ФБ.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=648343431997177&id=100004645785283&pnref=story
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2016-08-12 05:56 am (UTC)

Спасибо, и картинка хорошая

В духе Кукрыниксов, пмсм
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ascir
2016-08-01 08:44 am (UTC)
Логика поэтического творчества иногда заставляет поэта говорить не то, что он думает как частное лицо, пока его не требует к священной жертве Аполлон. Недавний пример - когда вполне укладывающийся в шаблоны позднесоветско - постсоветский еврейский интеллигент внезапно пишет песню "Севастополь останется русским".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2016-08-01 05:22 pm (UTC)
Полностью согласен с этим.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agasfer
2016-08-06 12:50 am (UTC)
Городницкий такой же "еврейский интеллигент", как Пушкин африканский поэт.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: posadnik
2016-08-15 07:47 am (UTC)
в общем, да. Он советский ленинградец, со всеми своими закидонами.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: itrech
2016-08-01 04:55 pm (UTC)
А кто отказался бы от возможности пожить на ренту? Интересно, а сам Галич отказался бы? А кто-то из комментаторов отказался бы?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2016-08-01 05:24 pm (UTC)
Многие не отказались бы, некоторые все равно работали бы, даже имея ренту. Это не значит, что жить на ренту хорошо. Там, где в обществе накапливается слишком много паразитов, становится невозможно жить в чисто материальном плане - Израиль тому очень хороший пример.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2016-08-02 10:58 pm (UTC)
Жить на ренту хорошо.Бездельничать плохо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: raffal
2016-08-01 08:15 pm (UTC)
"А кто отказался бы от возможности пожить на ренту? Интересно, а сам Галич отказался бы? А кто-то из комментаторов отказался бы?"

Когда я был совсем мелким, мне соседская бабка рассказала страшную сказку про нашего уральского парня, которого барин-выдумщик нанял три года пролежать, не вставая, на перинах с обильной и вкусной кормежкой.

И как парень от тоски уже через месяц сбежал в одном исподнем ..
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: itrech
2016-08-02 05:37 am (UTC)
Принудительное лежание на перине все-таки не то же самое.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pan_sapega
2016-08-02 07:49 am (UTC)
этот барин не просто выдумщик, это же
практически брат Черепенов. он же
положил начало к подготовке полётов человечества на Марс.
эксперимент один к одному с современными. ежели бы холоп не
сбежал , то Российская Империя
имела бы все шансы первой высадится на Марс и снять блокбастер "Марсианин".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: warlen
2016-09-01 09:15 am (UTC)
Ну, я отказался бы тогда. Я же был советским человеком и комсомольцем, я это все совершенно всерьез воспринимал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: itrech
2016-09-03 05:26 am (UTC)
А сам Галич отказался бы, как Вы думаете?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: warlen
2016-09-01 09:22 am (UTC)
Что-то я не понял, что Вы такого нового об этой песне поняли, что не было бы очевидно.

> Герой баллады - типичный советский интеллигент.

Преподаватель марксизма - это все-таки не самый типичный тип, хотя и распространенный. Типичный - это инженер. И типичный интеллигент не стремился анализировать Маркса. Скучно все-таки.

> Тут тоже Галич немного просчитался

Так суть же не в том, какой вариант вероятнее, а в том, что бывший марксист от своих же и пострадал. А невозможного ничего в варианте Галича нет. Что, в развивающихся странах не было революций?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2016-09-01 06:42 pm (UTC)
У меня одна из возможных трактовок. Текст ее допускает.
(Reply) (Parent) (Thread)