?

Log in

No account? Create an account
Про Евтушенко. Постскриптум - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Про Евтушенко. Постскриптум [Apr. 2nd, 2017|09:53 pm]
Живой журнал leorer-а

Прочитал записи, посвяшенные ушедшему от нас Евгению Евтушенко. Израильтяне в основном хвалят его за публикацию в начале 60-х годов стихотворения "Бабий Яр" и ругают за то, что он не был последовательным врагом Советской власти, а напротив, даже умеренно похваливал ее и верил в какие-то там идеалы.

Так вот, господа. "Бабий Яр", вопреки распространенному кое-где у нас мнению, не был откровением. О геноциде евреев много писали и во время войны, и после войны. "Диспетчер света" того же Евтушенко – намного более сильная вещь, чем "Бабий Яр", но в то же время гораздо менее популярная у еврейской русскоязычной общественности. Почему так? Думаю, потому что Изя Крамер показан как хороший советский человек, живущий среди хороших советских людей, а в "Бабьем Яре" говорится о преследовании евреев в древнем Египте и Риме, в полном соответствии со сформировавшимся через пару десятилетий после публикации "Бабьего Яра" израильским нарративом, изображающим евреев вечной невинной жертвой окружающего мира.

Еврейская тема звучит у него "между прочим", как и у Маяковского, к примеру. Но Евтушенко русский поэт, он писал прежде всего о русских, и у него есть совершенно гениальная "Нюшка", которую я считаю одной из вершин русской поэзии 20-го века. Однако она очень мало говорит большинству израильских русскоязычных.

Что касается второго обвинения, это все равно, что обвинять Высоцкого в том, что он не был Галичем. Высоцкий верил в наш советский народ, и он никогда не согласился бы работать на радио "Свобода". Евтушенко тоже верил в советский народ, и хотя он совершенно другой человек по темпераменту, стилю, углу зрения на окружающий мир, по сути Евгений Евтушенко очень похож на Владимира Высоцкого. Гораздо в большей степени, чем он похож на Маяковского.

Это касается не только фольклорных мотивов, блестяще использованных как Высоцким, так и Евтушенко. Оба гения похоже воспринимали Россию, русских, советский народ и советскую действительность, о чем бы они ни писали. Евтушенко был искренним во все периоды своего творчества, иначе бы у него не получилось бы то, что получилось.

Интеллигенту истинному срамно,
гордясь незавербованной душой,
с реакцией своей порвав рекламно,
стать заодно с реакцией чужой.

Была совсем другой интеллигентность,
когда в борьбе за высший идеал
непредставимо было, чтобы Герцен
свой "Колокол" у Шпрингера издал.

Шестидесятничество было очень позитивным явлением, и поэты-шестидесятники, искренне желавшие перемен и демократизации в своей стране, так же не отвечают за креативную российскую "интеллигенцию" нулевых и десятых годов 20-го века, как Маркс не отвечает за Пол Пота и Ким Ир Сена. Шестидесятники не предавали ни Россию, ни русских, ни коммунистические идеалы братства и социальной справедливости.

Евгений Евтушенко поддержал Пражскую весну, и это можно понять с учетом тогдашних реалий, но он не поддержал украинский майдан. В отличие от русофобствующих креаклов 21 века, возненавидевших всю русскию историю и ее смыслы, он умел остановиться и не слиться в экстазе с чужим фашизмом. Он написал "Медсестру из Макеевки". Он не смог пойти в этом до конца и даже попытался оправдаться перед кряклами, сказав, что возражает против "односторонней пропагандистской интерпретации" своего стихотворения, но стихотворение говорит само за себя. Поздняя попытка оправдаться перед украинскими фашистами и их группой скандирования оказалась бессмысленной – "креативные" все равно смешали поэта с грязью.

Не знаю, встречался ли Евтушенко с Владимиром Высоцким, но уверен, что они могли бы очень о многом поговорить. Им было бы о чем поговорить. А вот с Дмитрием Быковым Евгению Евтушенко разговаривать было бы не о чем.

В завершение хочу преподнести еще одно стихотворение Евтушенко в подарок тем, кто в преддверии столетия Октябрьской революции поливает эту революцию грязью и пишет о том, что она представляла собой пьяный погром, устроенный люмпенами, перерезавшими в Петербурге всех приличных людей. Его очень стоит перечитать.

Гремит «Авроры» эхо,
пророчествуя нациям.
Учительница Элькина
на фронте в девятнадцатом.

Ах, ей бы Блока, Брюсова,
а у нее винтовка.
Ах, ей бы косы русые,
да целиться неловко.

Вот отошли кадеты.
Свободный час имеется,
и на траве, как дети,
сидят красноармейцы.

Голодные, заросшие,
больные да израненные,
такие все хорошие,
такие все неграмотные.

Учительница Элькина
раскрывает азбуку.
Повторяет медленно,
повторяет ласково.

Слог выводит каждый,
ну, а хлопцам странно:
«Маша ела кашу.
Маша мыла раму».

Напрягают разумы
с усильями напрасными
эти Стеньки Разины
со звездочками красными.

Учительница, кашляя,
вновь долбит упрямо:
«Маша ела кашу.
Маша мыла раму».

Но, словно маясь грыжей
от этой кутерьмы,
винтовкой стукнул рыжий
из-под Костромы:

«Чего ты нас мучишь?
Чему ты нас учишь?
Какая Маша!
Что за каша!»

Учительница Элькина
после этой речи
чуть не плачет... Меленько
вздрагивают плечи.

А рыжий огорчительно,
как сестренке, с жалостью:
«Товарищ учителка,
зря ты обижаешься!

Выдай нам, глазастая,
такое изречение,
чтоб схватило за сердце, -
и пойдет учение...»

Трудно это выполнить,
но, каноны сламывая,
из нее выплыло
самое-самое,

как зов борьбы,
врезаясь в умы:
«Мы не рабы...
Рабы не мы...»

И повторяли, впитывая
в себя до конца,
и тот, из Питера,
и тот, из Ельца,

и тот, из Барабы,
и тот, из Костромы:
«Мы не рабы...
Рабы не мы...»

...Какое утро чистое!
Как дышит степь цветами!
Ты что ползешь, учительница,
с напрасными бинтами?

Ах, как ромашкам бредится -
понять бы их, понять!
Ах, как березкам брезжится -
обнять бы их, обнять!

Ах, как ручьям клокочется -
припасть бы к ним, припасть!
Ах, до чего не хочется,
не хочется пропасть!

Но ржут гнедые, чалые...
Взмывают стрепета,
задев крылом печальные,
пустые стремена.

Вокруг ребята ранние
порубаны, постреляны...
А ты все ищешь раненых,
учительница Элькина?

Лежат, убитые,
среди чебреца
и тот, из Питера,
и тот, из Ельца,

и тот, из Барабы...
А тот, из Костромы,
еще живой как будто,
и лишь глаза странны.

«Подстрелили чистенько,
я уже готов.
Ты не трать, учителка,
на меня бинтов».

И, глаза закрывший,
почти уже не бывший,
что-то вспомнил рыжий,
улыбнулся рыжий.

И выдохнул мучительно,
уже из смертной мглы:
«Мы не рабы, учителка,
Рабы не мы...».
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: jecat
2017-04-02 07:00 pm (UTC)
У них, кстати, конфликт с Высоцким как-то вышел. Высоцкий был злопамятен, долго вспоминал: "не стоит рифмовать кричу-торчу.."
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2017-04-02 07:39 pm (UTC)
Значит, они встречались все-таки. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eugene_tsypin
2017-04-03 05:27 am (UTC)
>Шестидесятничество было очень позитивным явлением

Вы это серьезно? Так и не повзрослевшие "дети XX съезда", которые, когда ушли мешавшие сбыче мечт геронтократы, пустили страну вразнос - "очень позитивное явление"?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2017-04-03 05:56 am (UTC)
Да, в 60-е годы было очень позитивным явлением. Страна нуждалась в прививке свободы, и она ее получила. СССР 60-х годов была гораздо более свободной страной, чем СССР 40-х и начала 50-х. А "пустили страну вразнос" не шестидесятники, а коммунисты. Некоторые шестидесятники это с энтузиазмом поддержали, другие опомнились. Евтушенко вовремя остановился, об этом и запись.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: ddd_ddd
2017-04-03 11:18 am (UTC)
Конечно встречался, это была общая "тусовка", что хорошо показано недавнем сериале "Таинственная страсть". Они даже с Бродский были знакомы, а тот из Ленинграда был.

Кстати, "главный русский" Егорий почти отказал Евтушенко в праве называться "русским поэтом": https://um.plus/2017/04/02/evtushenko/

Edited at 2017-04-03 03:04 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2017-04-03 07:32 pm (UTC)
Я так и не посмотрел "Таинственную страсть". Давид Эйдельман в ФБ посоветовал мне подучить матчасть. Я не настолько эрудирован, как он, и озвучиваю только свои ощущения, так что могу ошибаться.
Холмогорова люблю. Он пишет как всегда великолепно, но в данном случае я с ним совершенно не согласен.
Евтушенко, как и Высоцкий, ценен тем, что показал, что в советские времена можно было быть свободным человеком, не скатываясь в антисоветчину.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: bukarskii
2017-04-04 07:33 pm (UTC)
В рамках "Братской ГЭС" были ещё сильнее стихи. И про ту же Нюшку. И про "Коммунаров". И даже про старого большевика, который церковные рясы рвал себе на портянки.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2017-04-05 05:23 pm (UTC)
Там всё очень сильное. Но я отметил то, что больше всего понравилось мне.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: izyaweisneger
2017-04-05 06:48 am (UTC)
Лучшее из того, что я читал о Евтушенко не только за последние дни.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2017-04-05 05:23 pm (UTC)
А вот Эдельман считает, что я неправ. :) Вообще-то ему виднее, он больше в теме. https://www.facebook.com/david.aidelman/posts/10155181048198841 .
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: friagne
2017-04-10 07:50 pm (UTC)
Скажем, так, классика:
- http://galkovsky.livejournal.com/266923.html -

И моё:

- http://friagne.livejournal.com/52163.html -

Ваш бывший взаимный френд с рухнувшим журналом.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2017-04-11 05:55 am (UTC)
Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2017-04-17 10:52 pm (UTC)

Евтушенко плохой поэт. Фальшивый, лжепафосный.

Это буквально сквозит из его писаний.

"А ты все ищешь раненых,
учительница Элькина?"

Изнасилованных, сожжённых, распятых гимназисток учительница Элькина и Эвтух не ищут.Партия не указала.

"Учительницв Элькина" в реальности :

"Родилась в богатой семье купца Родилась в семье купца 1-й гильдии (имярек). (...). Образование получила в Киевской женской гимназии и на медицинском факультете Лионского университета..."
Дальнейшее известно.


===

ДЕЛО № 2
АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ
по делу об избиении большевиками в лазаретах станицы Елизаветинской раненых и больных участников Добровольческой Армии

1 апреля в станицу Елизаветинскую вступили передовые конные большевистские отряды, которые отнеслись терпимо к оставшимся раненым, но затем по мере подхода других частей, особенно пехоты, раненые подверглись глумлению и избиению, и у них были отобраны деньги.
1-го же апреля начались единичные случаи убийства. Так, за несколько минут до прихода большевиков в двухклассное училище, туда прибежал больной мальчик, назвавшийся кадетом 3-го класса Новочеркасского кадетского корпуса, и просил жену заведующего училищем спрятать его, но та не успела этого сделать, и мальчик остался на дворе среди детей казаков. По приходе большевиков кто-то из иногородних сказал им, что среди детей казаков находится кадет. Тогда один большевистский солдат подошел к этому мальчику и спросил, кадет ли он. Мальчик ответил утвердительно, после чего солдат этот тут же, на глазах у всех присутствовавших, заколол мальчика штыком.
2 апреля в станицу Елизаветинскую пришел большевистский карательный отряд, который обошел все училища и школы станицы, приспособленные под лазареты, и во всех них перебил оставленных раненых и больных. Допрошенный Комиссией один из участников Добровольческой Армии, подпоручик 1-го офицерского полка генерала Маркова, Кром, лежавший в женском училище, будучи тяжело ранен в правую ногу с раздроблением бедра выше колена, показал по поводу избиения раненых в названном училище следующее.
В полдень к училищу подошел карательный отряд, который, выгнав всех посторонних людей, вошел туда. Вместе с этим отрядом в училище вбежал какой-то большевик, бывший там до прихода карательного отряда, и, указав на трех раненых, сказал, что они офицеры.
Большевики, поговорив немного с этими ранеными, начали затем расстреливать и рубить всех подряд с левого фланга, причем один из них достал топор и рубил им.
Некоторые из раненых просили не рубить, а расстреливать их, на что неизменно получали один ответ: «Собаке собачья смерть».
...Лица, входившие в школы, где находились лазареты, после ухода оттуда большевиков показали, что вид лежавших там трупов был нестерпимо ужасен. Тела убитых валялись по всем комнатам в изуродованном виде — так, один офицер лежал, держа в закостеневших руках свою же отрубленную ногу, у другого были выколоты оба глаза, у некоторых были отрублены головы и разрублены лица, у других же вся грудь и лицо были исколоты штыковыми ранами и т. д.
Тут же среди трупов лежали стонавшие недобитые раненые.
Пол был залит огромными лужами крови, а солома, служившая подстилкой раненых, была насквозь пропитана кровью. Крови было так много, что ходить по полу, по словам очевидцев, было очень скользко.
Священник, случайно находившийся на кладбище, и казаки, зарывавшие могилу, показали, что большинство тел были настолько изуродованы и изрублены, что представляли собой прямо отдельные куски человеческого мяса.
Выяснить точное число и все имена убитых большевиками в лазаретах станицы Елизаветинской раненых и больных участников Добровольческой Армии не удалось, но, по показанию одного казака, закапывавшего трупы, он насчитал положенных в могилу 69 тел.
Кроме того, тогда же были убиты и две сестры милосердия, из которых одну большевики бросили в Кубань, а другую, совсем молодую девушку, институтку 6 кл., Веру Пархоменко, расстреляли за кладбищем.
Настоящий акт расследования основан на данных, добытых Особой Комиссией с соблюдением правил, установленных в Уставе Уголовного Судопроизводства.
Марта, 20 дня, 1919 года,
г. Екатеринодар».

Edited at 2017-04-18 11:49 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2017-04-17 11:05 pm (UTC)
Эвтуха в виде "Братской ГЭС" проходили в школе.

Школа была хорошая, и учительница литературы, приличная еврейка, тоже была неплохой учительницей.Начиная разговор об Эвтухе и "Братской ГЭС", она произнесла :

"Поэма написана тогда, когда от Евтушенко ещё чего-то ждали".


Мой сосед, грубовато остроумный, сказал колокольным шёпотом :

"Прочитали и поняли, что ждать уже нечего".



Edited at 2017-04-17 11:05 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2017-04-18 10:31 am (UTC)
"Высоцкий верил в наш советский народ, и он никогда не согласился бы работать на радио "Свобода".

Золотухин в 90-е в прохановском "Дне" (кажется) написал, что доживи Высоцкий до этого времени, он бы, наверное, примкнул к нашим врагам.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2017-04-18 05:32 pm (UTC)
Смотрите, вот что я по этому поводу скажу.
В Гражданскую войну зверствовали обе стороны. Жители Сибири и Казахстана до сих пор с ужасом вспоминают колчаковцев, которые убивали крестьян десятками и бросали трупы, а иногда и живых людей, в колодцы. Жители черноземной полосы России помнят рейд Мамонтова, прославившегося такими же вещами.
Разница была в целеполагании. Если красные воевали под лозунгом "мы не рабы, рабы не мы", то белые хотели загнать взбунтовавшееся быдло обратно в стойло и выпороть его на конюшне. За кого в такой ситуации должны были быть простые люди?
И про учительницу Элькину. Если бы тому, кто из Барабы, и тому, кто из Костромы, не хотелось бы того, что предлагала им учителка, а хотелось бы другого, они тихо прирезали бы Элькину ножиком по горлышку и сказали бы, что так всегда было. На этом участие Элькиных обоего пола в русской революции закончилось бы.
Однако старый режим не был русским. Он воспринимался, и справедливо, как немецкий, как инородческое насилие над русским народом. Читал, что большевики спрашивали солдат: "Зачем вам воевать против немцев под командой немецких офицеров и ради интересов немецкой правящей династии". Разве они неправы? В Китае была антинациональная манчжурская династия, а в России антинациональная немецкая. Режим должен был давно русифицировать власть, чтобы в Петербурге не было министров с фамилией Штюрмер, и русифицировать офицерский корпус, чтобы там не было генералов с фамилией Реннекампф. Тот из Барабы и тот из Костромы понимали, что немцы хотят загнать их обратно в стойло, а евреи учат их тому, что они не рабы. Только поэтому они пошли за евреями.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2017-04-25 11:29 pm (UTC)

Леонид, цитата специально для Вас :

'Рабочие и крестьяне, принимавшие самое непосредственное участие в Октябрьской революции, не разобравшись в её историческом значении, думали использовать её для удовлетворения своих непосредственных нужд. Настроенные максималистски с анархо-синдикалистским уклоном, крестьяне шли за нами в период разрушительной полосы Октябрьской революции, ни в чём не проявляя расхождений с её вождями. В период созидательной полосы они, естественно, должны были разойтись с нашей теорией и практикой'

Н. И. Подвойский, председатель Высшей военной инспекции, из доклада во ВЦИК, СНК и ЦК РКП(б), 1919 г.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alaev
2017-08-12 06:01 pm (UTC)
Почитал "Нюшку", написано и правда отлично.
Но Евтушенко всё равно не полюблю. Стройка Братской ГЭС так, как она шла, с высасыванием жизни из народа, не вызывает вообще никакого восторга. А у Евтушенко вызывала.
(Reply) (Thread)