?

Log in

No account? Create an account
Хеврон - 4 - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Хеврон - 4 [Jul. 10th, 2010|09:16 am]
Живой журнал leorer-а
Начало:
http://leorer.livejournal.com/540266.html
http://leorer.livejournal.com/540482.html
http://leorer.livejournal.com/540915.html

Бейт-Хадасса:



Это здание - самое красивое в еврейском Хевроне. До 1929 года в нем располагалась больница, где лечились и евреи, и арабы. В 1929 году арабские погромщики, среди которых были бывшие пациенты, ворвались в больницу и убили нескольких врачей и медсестер.
Кстати, о погроме в Хевроне. У арабов, как и во всем, собственный нарратив в описании этих событий. Во-первых, они утверждают, что "праот Тарпат" начались в ответ на провокацию Бейтара у Храмовой горы (насколько мне удалось выяснить из исторических источников, Бейтар потребовал исключительного права для евреев молиться у Стены плача. В то время у стены молились как евреи, так и мусульмане. Арабы восприняли это как нарушение своих прав на Храмовой горе). Во-вторых, они говорят, что большинство погромщиков пришло "со стороны", из окружающих Хеврон деревень. Это отчасти правда, потому что именно на основании обвинений местных жителей в участии в хевронской резне в 1948 году Цахал устроил резню в деревне Дуайме. Во-вторых, они говорят, что сами жители Хеврона защищали своих еврейских соседей от погромщиков с риском для жизни. Это на 100 процентов правда, потому что подавляющее большинство евреев, переживших хевронский погром, обязано своей жизнью именно укрывавшим их соседям-арабам.
Сейчас "Бейт-Хадасса" - жилое здание. Ни туда, ни в квартал "Авраам Авину" группы "Шоврим Штика" не ходят, во избежание провокаций поселенцев. Я и там, и там был. Зайти в "Бейт-Хадассу" стоит, но в составе "правой" группы или самостоятельно. Интересно, что сам наш экскурсовод Авнер порекомендовал посетить Хеврон с "правой" группой, чтобы увидеть больше. :)
Перед Бейт-Хадассой установлены надписи с описанием истории здания:





А площадь перед ней называется "Перекресток Тарпат". Это звучит так же, как если бы площадь в Кишиневе назвали Площадью кишиневского погрома":



С другой стороны площади новый еврейский дом - "дом Шнеерсона", имени любавичского Ребе, перед ним автомобили еврейских жителей:



Сразу за Бейт-Хадассой находится блок-пост, разделяющий еврейскую и арабскую части Хеврона:





А слева уходит наверх дорога к самому удаленному из еврейских поселений Хеврона - Тель-Румейде.
Дорога крутая. По пути попадается достаточно много арабов, живущих в окрестных домах. Их тут гораздо больше, чем в районе улицы Шуада. Они ходят домой через блок-пост и таскают на руках все, от арбузов до стариков, которые не могут сами ходить, потому что въезд на машинах арабам запрещен, как и везде в еврейской части Хеврона. Но покинутых домов много, и городская среда достаточно запущенная:









Нас сопровождают вышедшие из джипа и идущие пешком полицейские:



О переменах последних лет свидетельствуют портреты Фейглина, наклеенные поверх старых надписей на арабском языке:



Вот это симпатичное здание перед началом подъема сейчас стоит пустое, а в период второй интифады в нем еще жили три вдовы:





Как раз тогда в Хевроне служил Авнер. Цахал постоянно использовал это здание для создания в нем временных позиций. Этот порядок действий называется на военном жаргоне "альманат-каш", то есть "соломенная вдова". Авнер говорит, что возможно, это название было выбрано именно благодаря тем трем вдовам. Приходят солдаты и занимают позиции в жилом доме, а все жители сгоняются в одну из комнат, где их держит в прицеле один из солдат. Выходить и передвигаться жителям запрещено, только под конвоем в туалет. Поскольку солдаты могут таким образом оккупировать любой арабский дом на любой срок, от нескольких часов до нескольких дней, это сильно осложняет жизнь боевикам. Об осложнении жизни жителей дома никто не думает. Иногда "ноаль альманат-каш" выполняется просто потому, что солдаты, выполняющие патрулирование, захотели поспать. Они и спят в таком доме по 4-5 часов, пока жители, включая детей, сидят под прицелом дежурного в одной из комнат.

Но все это ерунда по сравнению с тем, что происходит в период еврейских религиозных праздников.
В Хевроне дважды в год устраиваются религиозные фестивали - на Песах и на Суккот. Еврейский город временно оживает, там уже не несколько сотен, а несколько тысяч и даже десятки тысяч евреев. Цахал больше всего боится того, что снайпер, засевший в одном из арабских домов, откроет стрельбу по молящимся. Поэтому на период фестивалей, на три-четыре дня, арабским жителям вообще запрещено выходить из домов. Улицы патрулируются на джипах и пешком, армия "демонстрирует присутствие". Патрули вламываются в дома, в течение дня они должны посетить без предупреждения все арабские дома, желательно несколько раз, чтобы "нарушить порядок жизни" арабов. "Швират шиграт хайей а-тошавим" - это тоже армейский термин и тактический прием.

Авнер считает, что на вопрос о яйце и курице, "кто виноват в сложившейся ситуации, поселенцы или армия", ответ однозначен - армия. Все самые идиотские и самые жестокие приказы исходят от армии. Поселенцы добровольно сотрудничают с армией и подзуживают ее, но не они инициировали закрытие улицы Шуада, и не они написали приказы про "соломенную вдову" и "нарушение порядка жизни" арабов. Они тоже инструмент в руках нашей военной хунты. Это не снимает с поселенцев ответственность, но и демонизировать их тоже не стоит.
Интересно, что правозащитные организации подали в Багац иск о том, что можно сделать, чтобы облегчить жизнь арабского населения в еврейской части Хеврона. Два военных эксперта высказали свои соображения и представили соответствующие предложения. Цахал ответил, что эти предложения неприемлемы, потому что "нарушают принцип разделения еврейского и арабского населения Хеврона". Именно тогда в официальном документе израильской армии впервые появилось слово "афрада" - разделение, оно же апартеид. Документ находится в распоряжении организации "Шоврим штика", я его видел.
По пути наверх мы вышли на крышу одного из домов прямо с улицы. На ней брошенная позиция Цахала, и с нее открывается отличный вид на арабскую часть Хеврона, куда евреям вход воспрещен. Там живой город. Стоят и бегают такси, открыты магазины, строятся дома, гуляют по улицам люди:







А мы идем наверх, к поселению Тель-Румейда.
Продолжение следует.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: leorer
2010-07-10 05:10 pm (UTC)
Не понял, а кто-то не осуждает погром Хеврона?
Арабская сторона выдвигает excuses, как и мы в случае Дейр-Ясина. Все то же самое. :)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: student1981
2010-07-10 07:20 pm (UTC)
А контекст двух этих случаев для вас вовсе не важен, я смотрю. Вы решили приравнять одну резню с другой. Причины вам интересны? Или просто попался шанс обгадить и тех и этих(только арабов нельзя, подумают, вы предвзяты)?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ddd_ddd
2010-07-10 11:22 pm (UTC)
Кто именно выставляет эти оправдания?

Вы же этот "нарратив" приводите и делаете его чуть ли ни легитимным...

На самом деле, в связи с Хевроном, давайте начинать рассматривать версии сторон по поводу Б. Гольдштейна (хотя последствий в национальном плане от этого злодейства было меньше - арабы как были так и остались в Хевроне, а евреев до 67 г. там не стало, а с прибывшими активно борятся ныне леореры :)).
(Reply) (Parent) (Thread)