Живой журнал leorer-а (leorer) wrote,
Живой журнал leorer-а
leorer

Category:

"Пять мемов" Жаботинского, источники и составные части

Онлайн-беседы порой уводят в совершенно неожиданные стороны и приводят к удивительным открытиям. В частности, я был уверен, что "пять мемов" Жаботинского - это копирайт основоположника ревизионистского течения в сионизме. Оказывается, нет.
"Пять мемов" считаются квитэссенцией позиции сионистов-ревизионистов в социальном вопросе. Не смог найти первоисточник, статью "О социальной философии Библии", ни на русском, ни на английском, ни на иврите, поэтому цитирую по материалу, размещенному на сайте "Бейтара":

Базисные нужды человека, за которые он должен бороться, и удовлетворения которых должен требовать, если они не удовлетворяются, состоят из пяти элементов - пища, одежда, жилье, образование, медицинское обслуживание. Это "пять мемов". Они в каждой стране и в каждый период времени должны удовлетворяться в рамках требуемого минимума. Обязанность государства, как я считаю - обеспечить их каждому гражданину, заявляющему, что он испытывает в них нужду. Как государство этого добьется? Ответом на этот вопрос является мой следующий закон. Государство должно потребовать этого от нации так же, как оно сейчас облагает людей налогами и требует от молодежи проходить воинскую службу.
Государство должно каждый год рассчитывать количество людей, которых надо будет обеспечить "пятью мемами" в ближайший период. То есть, понадобится столько-то тонн пищи, столько-то единиц жилья, и так далее. Чтобы обеспечить этим людей, понадобится столько-то денег и столько-то рабочих часов. Государство будет каждый год устанавливать необходимый для этого уровень налогообложения, привлекать определенное количество частных подрядчиков, направлять нужное число молодых людей на социальную службу. Я уверен, что это будет стоить дешевле, чем стоит сейчас содержание армии. При такой постановке дела социальные проблемы будут решаться адресно.


Так вот, оказалось, что автором данной концепции является вовсе не Зеэв Жаботинский, а австрийский мыслитель Йозеф Поппер-Линкеус, живший в 1838-1921 годах. У него в начале 20 века было множество последователей, одним из которых оказался одесский журналист Владимир Евгеньевич Жаботинский. Линкеус описал свою систему в книге "Универсальная гражданская служба как решение социальной проблемы", изданной в 1912 году. В ней содержится все то же самое, что по ссылке у "Бейтара" выше, только с большей детализацией.
Линкеус противопоставлял революции консенсуальное изменение общества. Он считал, что каждый человек проходит в жизни четыре стадии:
1. Образовательную.
2. Натурально-экономическую (для мужчин до 30 лет, для женщин до 25).
3. Финансово-экономическую.
4. Пенсионную.
Рубеж между двумя последними стадиями каждый индивидуум определяет для себя сам.
На протяжении второй стадии каждый здоровый член общества должен выполнять трудовую повинность, чтобы обеспечить необходимый минимум всем членам общества (те самые пять мемов).
На протяжении третей стадии каждый может работать в общественном или частном секторе в качестве наемного работника и предпринимателя и зарабатывать для себя блага сверх установленного минимума.
На последних двух стадиях жизни индивидуум свободен, на первых двух - нет. По мере развития производительных сил продолжительность второй стадии будет постепенно уменьшаться.

Вот так. Интересно, что ни Поппер-Линкеус, ни Жаботинский не могли предвидеть ситуацию, когда основным дефицитом станут прилично оплачиваемые рабочие места при том, что уровень необходимого минимума, обеспечиваемого членам общества, будет сокращаться, вплоть до его полной отмены в наиболее либертаризованных государствах. В исторической перспективе очевидно, что мы зашли куда-то явно не туда.
Интересно и другое. Авторами идеи трудовых армий были не Леон Троцкий и не Пол Пот и не северокорейские коммунисты, учредившие армию, в которой служат до 30 лет и которая выполняет в том числе и функции трудармии, а либеральные мыслители начала 20 века, жестко боровшиеся с коммунистами и настаивавшие, как Поппер-Линкеус, на том, что справедливый порядок в обществе будет достигнут не в результате насильственных социальных потрясений, а в результате убеждения оппонентов и достижения консенсуса.
Интересно еще, что среди поклонников концепции Линкеуса названы такие люди как Альберт Эйнштейн и Мартин Бубер.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments