?

Log in

No account? Create an account
Армянская парадигма - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Армянская парадигма [Nov. 17th, 2011|11:02 pm]
Живой журнал leorer-а
Написал текст, как хотел. Поскольку я человек со стороны, хотя и "в теме", замечания и дополнения приветствуются.


Армяне и евреи – во многом родственные народы, это известно. У нас много общего. И даже нынешняя ситуация, и парадигмы развития во многом общие. Поэтому то, что происходило и происходит в Армении, может служить предостережением нам, представая в качестве одного из потенциальных вариантов развития и демонстрируя его последствия.

Итак, Армения. Советская республика Армения была одной из самых экономически развитых. Наряду с республиками Прибалтики она являлась тем местом, куда стремились в свободное время интеллигенты Москвы, Питера, Киева, Харькова, чтобы подышать воздухом пусть относительной, но свободы. Партийный диктат в ней был слабее, национальная самобытность ярче, связи с Западом крепче, доступность западной культурной и литературной продукции больше, дискурс свободнее. Ереван, построенный по генплану архитектора Таманяна, был прекрасным, каким-то совершенно не советским городом с невероятно красивыми зданиями и очень развитой по сравнению с Россией сферой услуг. Его интеллигентные жители прекрасно разбирались в своей и мировой культуре, были очень гостеприимными. Удивительными для СССР в целом были полная свобода религии и уважение, которым служители культа пользовались в обществе.

Понятно, что не обходилось без проблем. Уже тогда в республике пышным цветом расцвел непотизм, попасть на учебу в институт или на работу на хорошее место было совершенно невозможно без "блата". Уже в советской Армении зашкаливал уровень бытового национализма и неприязни по отношению к меньшинствам, представителей которых там становилось все меньше. Армения превратилась в самую этнически гомогенную среди всех союзных республик.

Но тогдашней республиканской элите удавалось поддерживать национализм в приемлемых, "советских" рамках. При этом в прессе открыто публиковались и в издательствах издавались очень националистические, вплоть до шовинизма произведения. Смешно, но в рамках советской "дружбы народов" они даже переводились на русский язык.

И вот началась перестройка. Встал со всей силой "карабахский вопрос".

В советской Армении карабахцев не жаловали, и они сами об этом открыто говорили. Карабахцев считали кем-то вроде неотесанных мужланов, "деревенщины", не понимающей, что такое цивилизованное общество. В ответ карабахцы утверждали, что жители "материковой" Армении перестали быть армянами и забыли, что такое национальная честь. Особенно возмущали карабахцев "вольности", которые позволяли себе ереванские девушки.

Но карабахцы захотели в Армению, и армяне, по праву в общем-то считающие себя несправедливо обиженными соседями и советской властью, отнявшей у их исконные территории, поддержали карабахцев всем сердцем и всем существом. Карабахский вопрос стал в республике основным в повестке дня. Под лозунгами воссоединения Карабаха с Арменией рвалась к власти "демократическая" оппозиция, пытающаяся отстранить от власти "непатриотичных" коммунистов. Страну захлестнула волна националистической истерии, подозреваемая постоянно муссируемой в СМИ информацией об армянских погромах в соседнем Азербайджане. Под шумок республика была "очищена" от своих веками живших там тюрок, которых всех скопом записали в азербайджанцы.

Советсткий Союз распался. Армяно-азербайджанский конфликт перерос в открытую войну, в которой Армения благодаря российской поддержке одержала победу, заняв Карабах и соседние чисто азербайджанские территории.

Но Карабах не был присоединен к Армении. Его лидеры, тем временем фактически сконцентрировавшие в своих руках власть в собственно Армении, быстро поняли, что гораздо выгоднее сохранить "независимую" республику, не подконтрольную международным инстанциям и не соблюдающую никакие нормы международного права, а Арменией пользоваться в качестве амбара, из которого можно брать сколько угодно ресурсов, денег, солдат для продолжения вооруженного противостояния. Армении никто бы не позволил варварски уничтожать и грабить подвергшийся этнической чистке Агдам и другие азербайджанские города и села, а с "независимого" Карабаха спросить некому.

Тем временем в Армении народ заговорил о карабахском клане, карабахской мафии, даже карабахской оккупации Армении. Понятно, что все эти разговоры пресекаются жесткой рукой и недемократическими методами.

Откуда взялся карабахский клан? "Карабахцев", Сержа Саркисяна и Роберта Кочаряна, пригласил в правительство республики ее первый президент Левон Тер-Петросян, ныне ушедший в глубокую оппозицию, а они притащили во власть своих людей.

Но в 1997 году Тер-Петросян согласился на поэтапный план урегулирования конфликта. "Карабахцы", опираясь на радикальных националистов, совершили фактически дворцовый переворот и отстранили его от власти. С тех пор их клан доминирует в республике, саботируя все попытки регионального урегулирования и увековечивая ее положение осажденной крепости. В такой крепости правящей мафии легче править. При этом для сохранения статус-кво используется жесткая враждебная риторика по адресу всех соседей.

Тем временем положение в республике не улучшается. Армения наряду с Таджикистаном стала республикой, в наибольшей степени пострадавшей от распада СССР. Развитая промышленность уполовинилась. Население продолжает эмигрировать. "Карабахцы" открыто говорят, что всем недовольным лучше всего покинуть республику. Ее население за 2000-2010 годы сократилось с 3800 до 3200 человек – трагические цифры для "национального" государства, которое вроде бы должно "собирать свой народ". Особенно сильно пострадала зона катастрофического землетрясения 1988 года, фактически так и не восстановленная. Население бывшего Ленинакана в 1988 году составляло 240 тысяч человек, сейчас 140 тысяч, бывшего Кировакана уменьшилось со 170 до 100 тысяч человек, эпицентра землетрясения Спитака с 40 до 18 тысяч.

При этом население Карабаха не уменьшается. В 1988 году, накануне "событий", оно составляло 160 тысяч, из них 40 тысяч депортированных впоследствии азербайджанцев. Сейчас там 140 тысяч жителей, то есть армянское население выросло на 20 тысяч (статистика приблизительная, из Википедии и статистических источников, точной нет). Получается, что Карабах – привилегированная зона "двуглавого" образования. И это при том, что экономика НКР была фактически полностью уничтожена за годы конфликта. Но народ оттуда не разъезжается так, как из Армении. Видимо, ему есть на что жить.

Карабахский клан полностью прибрал к своим рукам экономику независимой республики. Уровень коррупции и непотизма в нынешней Армении не сравним с советским, а это явление, как я написал выше, было и тогда. В обществе господствуют настроения бесперспективности и безысходности.

Эта ситуация достаточно уникальна. В целом по странам бывшего СССР кланократия – почти типовое явление. Где правят "кулябцы" или "худжандцы", где "донецкие". Особенность Армении в том, что там правящий клан по сути "внешний", и он хозяйничает в стране как в своей колонии.

"Протрезвевший" в оппозиции Тер-Петросян недавно даже вслух извинился на митинге перед своими сторонниками за то, что он привез в страну и посадил народу на шею "карабахцев".

Вот такая печальная картина. Вот чем может обернуться этнократия и идеократия, когда государство существует не ради блага всех своих граждан, а ради собственной истории и национальных амбиций, превращаясь в памятник самому себе, из которого бегут граждане, не находя себе в нем места.

В Израиле есть свой "Карабах" – это "контролируемые территории", они же территория апартеида, и поселенцы, пытающиеся проникнуть во все структуры власти и оккупировать нашу страну. Как и карабахцы, наши поселенцы не торопятся входить в правовое поле "метрополии", пользуюясь ее ресурсами, когда это выгодно, и отстаивая свою "самость", когда она им нужна. Причина именно в этом, а вовсе не в обструкции американцев и палестинцев. Поэтому альтернативой государству всех граждан в Израиле является не "еврейское государство" и не "государство евреев", а оккупация Израиля Иудеей. Это надо понимать, и этого нельзя допустить.

У армян аналогичное уже случилось. Сейчас, как говорится, они должны "вернуть эту землю себе", что станет возможным только если сам народ, его интеллигенция и его элиты выступят против этнократии и идеократии, спросят себя, а стоило ли изначально поддерживать экстремистов из Карабаха, и как так получилось, что умный народ пошел на поводу у радикальных националистов, позволив им оккупировать собственное государство.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: farnabazsatrap
2011-11-19 05:47 pm (UTC)

"Разве мальчик виноват, что родился русским?"

мальчика приняли в обычную музыкальную школу. Дела его шли столь успешно, что за два года до выпуска преподавательница сказала: "Тебе здесь делать уже нечего". И на ближайшем концерте известной пианистки, с которой школьная преподавательница была в недальнем родстве, случилась вторая "картиночка", мало чем отличающаяся от первой. В антракте отрока привели в консерваторскую артистическую, он что-то сыграл, и пианистка удивленно промолвила: "Интересный мальчик, оч-чень интересный". Потом музыкантши остались поговорить, а ученик ждал за дверью.

Концерт известной пианистки они недослушали: преподавательница, выбежав из артистической, взяла его за руку и потащила по лестнице к выходу.

– "Не наш", видите ли, "не наш", – разгневанно повторяла она. – Нельзя же зарывать талант в землю? Разве мальчик виноват, что родился русским?

Батюшка сказал, что поначалу повторял эту строчку, словно стишок: "Разве мальчик виноват, что родился русским?". А потом забыл...

Вскоре после этого разговора у преподавательницы возникли сложности на работе, пришлось оставить учеников и перейти в какую-то подмосковную школу. Музыкальная карьера "оч-чень интересного мальчика" бесславно закончилась.

– Так кто же кого притеснял и зажимал? – смеялся батюшка. – Кто кому не давал ходу?.. На самом-то деле все наоборот! – и простодушно изумлялся: – Разве мальчик виноват, что родился русским?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ddd_ddd
2011-11-19 05:52 pm (UTC)

Re: "Разве мальчик виноват, что родился русским?"

Да, в Москве могла была быть такая картина, но никак не в Сибири.
(Reply) (Parent) (Thread)