?

Log in

No account? Create an account
Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Эмиграция-репатриация. Клячкин как пример [Aug. 4th, 2012|10:07 am]
Живой журнал leorer-а
Все-таки есть вещи, которые очень трудно понять.
Был такой поэт-бард - Евгений Клячкин. Очень талантливый, явно не обделенный тем, что на Западе называют "эмоциональной интеллигентностью". То есть, чувствовал ситуацию, и чувствовал глубоко.
Уехал в Израиль на рубеже 80-90 годов. Перед отъездом спел вот это:



Текст.

Приехал при Шамире, поселился в Ариэле. Это значит, что он был "правонастроенным", если можно так условно выразиться. Я при Шамире ни за что не приехал бы, а вот при Рабине приехал. Да, неправильно оценил ситуацию и тенденции, но это другой вопрос.

В Ариэле для Клячкина не нашлось работы. Он переехал в Хадеру. Там работал, насколько я знаю, в строительном отделе мэрии. Через год пошел купаться и утонул. Говорят, в море остановилось сердце. Что там произошло на самом деле, никто не знает. В любом случае Евгений Клячкин умер в тот момент, когда понял, что ему нечего больше делать на этом свете. Точно так же умерли Пушкин, Маяковский, Высоцкий, сказав все, что могли сказать.

В Израиле Клячкин почти ничего не написал. Мне известно только это. Читая, удивляешься, до какой степени человек с высоким уровнем эмоциональной интеллигентности ничего не понимал в той ситуации, в которой оказался. Сейчас, 20 с лишним лет спустя, нам это кажется смешным - но не ему тогда.

Страна для евреев

Евгений Клячкин

Здесь даже арабы трещат на "иврите",
здесь флаг с "могендовидом" реет.
Здесь снята проблема антисемитов,
но встала проблема евреев.

Я каждое утро влипаю в газету:
ну что там Шимоны, Шамиры?
Все делят портфели... А их уже нету...
Так где они, ваши квартиры?

Мы знаем про то, как вы сильно нас ждали -
листовки, газеты, брошюры
про это шумели - кричали - шептали,
кружась над Россиею хмурой.

Ну вот мы и здесь. Солнце южное греет,
и что же увидели все мы?
Страна для евреев - ей не до евреев.
У них есть другие проблемы!

Теперь вот Шамир выдвигает Шарона -
мы слышим восторженный лепет.
А Кнессет - тут голубь, там ястреб, ворона,
и всяк свое гнездышко лепит.

Ребята, очнитесь! Вопрос не в квартирах,
и даже не в нас, если глубже, -
В стране для евреев, единственной в мире,
не может быть хуже и лучше.

Жить можно богато и жить можно сносно,
но сносно должно быть любому!
Покой и уверенность - корень вопроса.
Без них нет понятия "дома".

Россия еврею - не мать, как ни горько,
Но шли мы, а не уползали.
И нас выпрямляла и двигала гордость
за маленький гордый Израиль.

Сносить униженье в Америке сытой
незваным гостям неизбежно.
Но дома, в Израиле, с сердцем открытым
оно убивает надежды.

Пройдите в любые мерказы, мисрады!
Рав Перец, не бойтесь, пройдите!
Мы Вас там не тронем, хотя было б надо!
Но больше про это не врите.

Я сам бен-Ицхак, и спрошу у Ицхака -
у главного, ради примера:
"Премьерство - Ваш бог? А все прочее - как-то?
Тогда Вам не место в премьерах!"

Пора закруглять, и возможно скорее.
Скажу напоследок неслабо:
в стране для евреев - сначала евреи!
А после - весь мир. И арабы.

6-16 июля 1990
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: leorer
2012-08-04 11:13 am (UTC)

Re: Один из друзей Высоцкого, кажется,

2. Читали?
http://fritzmorgen.livejournal.com/513639.html
Это ведь и к В.В.С. в значительной степени относится.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2012-08-04 01:00 pm (UTC)

Нет, спасибо

Бог знает,как бы сейчас вёл себя Бродский.
И время было другое, и среда на него сильно действовала, та же Ахматова-ну как ему кощунничать.
Хотя, кстати, был номер вполне в духе пусей-с выдёргиванием креста на могиле Ахматовой, поставленного сыном.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-08-04 01:31 pm (UTC)

Re: Нет, спасибо

Возможно, но Бродский был убежденным христианином.
По-моему, гениальнейший "Натюрморт" не оставляет в этом никаких сомнений.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2012-08-04 02:08 pm (UTC)

Да, последние три четверостишия прекрасны.

.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2012-08-04 03:09 pm (UTC)

История с крестом :

"Наталья Викторовна Гумилёва вспоминала, что “он (Лев. — С. К.) на свои деньги организовал похороны матери, получил разрешение в церковных верхах и заказал панихиду по православному обряду (в те годы это было нечто немыслимое, это было целое событие для тогдашней интеллигенции!), заказал надгробие, кованый крест и мраморный барельеф для кладбища в Комарове. Ни Союз писателей, ни городские власти, ни тем более те, кто неплохо поживился на архивах двух поэтов, не дали ни копейки на всё это… Барельеф Льву очень понравился, его гипсовая копия всегда висела у нас в комнате. А вот свинцовый голубь (олицетворение Святого Духа), который… как бы присел на металлический крест, к сожалению, был похищен с могилы какими-то ванда­лами…” Один из вандалов — Анатолий Найман — с гордостью вспоминал потом о своей акции “выкорчёвывания креста”: “Однажды зимой мы с Бродским пое­хали на могилу Ахматовой, ещё достаточно свежую. Мы увидели над ней новый крест, махину, огромный, металлический, той фактуры и того художе­ственного исполнения, которые царили тогда во вкусах, насаждаемых журналом “Юность” и молодёжным кафе (по логике автора, надо понимать, что такие же вкусы были присущи псковскому архитектору и реставратору В. П. Смир­нову, ленинградскому скульптору А. А. Игнатьеву и самому Льву Николаевичу Гумилёву. — С. К.). К одной из поперечин был привинчен грубый муляж голубки из дешёвого блестящего свинца или цинка. Рядом валялся деревянный крест, простой, соразмерный, стоявший на могиле со дня похорон. Потом выяснилось, что новый сделан по заказу Льва Николаевича Гумилёва в псковских мастерских народного промысла, но в ту минуту для нас, помнящих её живую неизмеримо острее, чем мёртвую, и в с ё е щ ё п р и н а д л е ж а щ у ю н а м, а н е с м е р т и, р о д с т в у и ч ь и м б ы т о н и б ы л о э с т е т и ч е с к и- р е л и г и о з н ы м п р и н ц и п а м (выделено мной. — С. К.), это было оскорбительно и невозможно, как ослепляющая зрение пощёчина. И мы принялись выдирать новый, чтобы поставить старый. Земля была промёрзшая, крест вкопан глубоко, ничего у нас не получилось. С кладбища мы отправились на дачу к Жирмунскому. Рассказали..."
http://nash-sovremennik.ru/p.php?y=2007&n=5&id=12
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-08-04 03:55 pm (UTC)

Re: История с крестом :

Ни хера себе... Не знал ничего об этой истории.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2012-08-04 04:28 pm (UTC)

Ещё одно доказательство кластерности

жизни и культуры:)
Нередко натыкаешься на то, что люди, грубо говоря , близкого общественного слоя, во всяком случае, читавшие в школе и дома одни и те же книжки, вдруг не знают тебе давным-давно известного-и наоборот....

А выражение "ахматовские сироты" Вы слышали ?

Edited at 2012-08-04 04:28 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-08-04 04:34 pm (UTC)

Re: Ещё одно доказательство кластерности

Да. Не знал, и не представлял себе о возможности такого поведения Бродского. И про "ахматовских сирот" не слышал. Просветите.
С другой стороны, я до совсем недавнего времени ничего не знал, к примеру, и не слышал про Алексея Хвостенко, а для моей собеседницы в треде по ссылке он - хрестоматийная фигура.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2012-08-04 04:45 pm (UTC)

По "сирот" всё верно в Вики :

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F5%EC%E0%F2%EE%E2%F1%EA%E8%E5_%F1%E8%F0%EE%F2%FB

Хотя от нас это уже так же далеко, как от них 17-й год.
Про специфику отношений и окружения поздней Ахматовой очень много написано.Меньше всех, наверное, сыном.
...
Я тоже про Хвостенко ВРОДЕ БЫ не слышал, хотя то, что сейчас по ссылке-точно слышал.


Edited at 2012-08-04 04:46 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-08-04 04:48 pm (UTC)

Re: По "сирот" всё верно в Вики :

Понятно. Вообще странноватое окружение для Ахматовой, хотя я позднюю Ахматову плохо себе представляю.
А что касается Хвостенко - я тогда, покопав его тексты, сильно удивился, узнав, что "Город золотой" написал не Гребенщиков. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2012-08-04 04:55 pm (UTC)

Поздняя Ахматова как раз хорошо известна

и, можно сказать, доминирует в воспоминаниях-она последние годы была среди множества людей.

Меньше известна ранняя.Я очень удивился когда-то, узнав, что злобная эпиграмма Бунина на неё, а не на Зинаиду Гиппиус, как я был уверен.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hannale
2012-08-04 05:49 pm (UTC)

Re: Ещё одно доказательство кластерности

Кстати, песню "Я прощаюсь со страной", Клячкин написал аж в 1973 году, посвятив ее тогдашним уезжающим, сам он про отъезд тогда не думал, насколько я знаю. По крайней мере так он говорил на своих домашних концертах начала 80-х.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-08-04 06:13 pm (UTC)

Re: Ещё одно доказательство кластерности

Совсем чудесато. :) Получается, он ее впрок написал, вроде бы и не про себя, а про лирического героя? Не похоже на Клячкина, у него такого не наблюдалось, он не Владимир Семенович. :)
Нет, видимо, он таки думал об отъезде.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hannale
2012-08-04 06:25 pm (UTC)

Re: Ещё одно доказательство кластерности

Думал, как многие тогда думали, но не уехал и отказником вроде не был, я, правда, не была с ним хорошо знакома, так что не берусь судить.
А, кстати, по поводу Высоцкого, мне кажется, что он был вполне "свой" для власти, только власть в силу своей тупости этого не поняла. Понять, что Галич чужой она смогла, а вот, что Высоцкий свой-нет. И слава Богу, что не поняла, потому что иначе кончился бы Высоцкий очень быстро.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2012-08-04 06:44 pm (UTC)

Re: Ещё одно доказательство кластерности

Мне кажется, Вы неправы насчет Высоцкого, Ханеле. :))) Ну не так же все примитивно. Выйдите из кластера. Почитайте, кстати, статью Крылова, на которую мне дали ссылку выше - она очень хорошая, адекватная, и многое объясняет.
Власть в СССР в 1950-80 гг. была очень неоднородной, в ней постоянно боролись как минимум (!) две фракции, а на самом деле больше, совершенно по-разному представлявшие себе судьбу страны и по-разному позиционировавшие "своих" и "чужих". Так вот, если для одной фракции Высоцкий таки да был в значительной степени своим (об этих людях он написал песню "Меня зовут к себе большие люди, чтоб я им пел "Охоту на волков"), то для другой (других) он быть своим никак не мог хотя бы потому, что он принципиально ни разу не использовал таких слов как "Ленин", "партия", "комсомол" и так далее, а над партаппаратом откровенно издевался ("И вот встречаю я Сережку Фомина, а он Герой Советского Союза", "Граждане смелые, а что вы раньше делали" и пр). Не зря же именно те, кто ведал идеологией, не давали ему трибуну.
И советская, и антисоветская (включая андерграунд) "стороны баррикад" были очень разнообразными.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)