?

Log in

No account? Create an account
О русофобии Александра Галича и Аркадия Райкина - Живой журнал leorer-а — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О русофобии Александра Галича и Аркадия Райкина [Oct. 27th, 2013|12:13 am]
Живой журнал leorer-а
Топик в развитие этого треда, поскольку объясниться необходимо. Буду рад дельным возражениям. Читать только тем, кого это касается, и кому интересно.

***фобия (русофобия, юдофобия, арабофобия, германофобия и т. д) есть состояние, когда фобствующему активно не нравится соответствующий этнический тип. Он противен фобу по тем или иным причинам (русский - пьяница и дебошир, еврей - скряга и обманщик, араб - террорист и нахал, немец - тупица и милитарист и т. п.). Ничего большего. Отнюдь не обязательно желать запихать объект фобии в газовую камеру. Причем "фоб" не воспринимает объект ненависти и горделивого презрения как нечто свое - он смотрит на него отстраненно, снаружи, и не находит у себя самого черт, которые ему не нравятся в объекте. Итак,

1. Почему цикл Галича про Клима Коломийцева является русофобским? Автор совершенно справедливо стебется над тупой партийной системой, заставляющей людей, не имеющих никакого отношения к политике, одобрять внешнеполитические инициативы советского руководства, будь то на Ближнем Востоке или в Чехословакии. Ну так выбери в качестве героя партийного функционера, который бегает и пытается ублажить начальство.

Нет, в качестве героя выбирается простой русский мужик (помылся, попарился в баньке, выпил грамм 100 для почина), попугайски повторяющий партийные лозунги, причем не потому что туп или подл, а потому что русский Ванька иначе не может. Вся его суть в том, чтобы пить водку и рубать в маринаде салаку. Автор смотрит на героя снисходительно, сверху вниз. Ну и жена, которая Дашка, не оставляет сомнений в том, что Клим Петрович именно что пьяный рюски швайн, потому и шпарит заученные партийные лозунги - иначе он не может.

Для сравнения, вот песня на ту же самую тему (рабочий человек и партноменклатура), написанная Владимиром Семеновичем Высоцким. В ней даже водка в конце есть, но почувствуйте, как говорится, разницу. Герой Высоцкого симпатичен, его мысли адекватны, и даже водка вполне на месте. Тут очевидно выстебывается номенклатура, но не этнический тип героя.

Раз уж зашла речь о Высоцком, у него есть одна несомненно русофобская вещь - "Диалог у телевизора", но даже в ней герой скорее симпатичен, чем противен, хотя весь набор русофобских штампов присутствует. Был ли Высоцкий русофобом? Нет, разумеется. Хотя он, особенно на первом этапе, пытаясь добиться популярности у насквозь пропитанной русофобией совковой интеллигенции, иногда "срывался" в напрашивающийся на аплодисменты у этой прослойки стеб над русским этническим типом, но быстро вставал. У него есть песня про шахтеров и военный цикл, забивающие насмерть "вань" и "зин", и есть строчка "Я всегда во все светлое верил, например, в наш советский народ", немыслимая у Галича. Ну и конечно, в последний период жизни Владимир Семенович вырос так, что "вани" и "зины" стали попросту невозможны. Не знаю, как он относился к "диалогу у телевизора" в последние годы своей жизни, но полагаю, что исполнял он его редко.

2. "В греческом зале". Только что с большим удивлением узнал, что автором миниатюры был Жванецкий, а не Аркадий Райкин. Это многое объясняет, хотя то, что Райкин гадость охотно и талантливо исполнял, не делает ему чести. Миниатюра тоже представляет собой очевидный стеб над водочно-селедочным этническим типом, а не над жлобом, мещанином или тупицей, стало быть она однозначно русофобская. Кто не согласен, попробуйте аналогично выстебать темноволосого очкарика со скрипочкой в неподходящем антураже (хотя бы на донбасской шахте) и доказать, что это не антисемитизм. Тема "тут за день так накувыркаешься" где-то проходит ("Ты здесь каждый день дурака валяешь. А мне завтра на работу. Стакан бы лучше вынесла"), но очень тихо, и накувыркавшийся трудяга, не понявший, куда его затащили, вызывает у слушателя явно не симпатию.

Заранее отвечаю на возражение "но ведь народу же нравилось, ты че". Советская власть и советская культура обпоила "посадский" народ культурными денатуратами до такой степени, что напрочь отбила у него чувство вкуса и желание огрызаться даже в ответ на откровенные плевки в морду. А че, опять-таки, слюна сладкая. Поэтому то, что нравилось русофобствующей "интеллигенции", нравилось и посадским, тем более если это в телевизоре показывали.

В заключение повторяю свое возражение на реплику ddd_ddd "По-моему, леорера заколбасило именно на деятелей искусства еврейского происхождения". В физике один эксперимент, разрушающий теорию, делает теорию неверной. У нас таких экспериментов как минимум два - Борис Пастернак и Иосиф Бродский. Ни у того, ни у другого нет чего-либо напоминаюшего то, о чем я написал выше. Причина? Они чувствовали себя "внутри", а не "над".
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: leorer
2013-10-27 10:46 am (UTC)
"Когда я вернусь" - ну да, тосковал он, мечтал вернуться в "храм, где с куполом синим не властно соперничать небо" - это храм в Новой Деревне, где проповедовал Александр Мень. Ну и что? Это не противоречит тому, что написано ниже Солженицыным по ссылке jeack. У Галича я навскидку не припомню ни одного симпатичного русского персонажа - у Высоцкого их масса.
Я уже сказал, что можно любить страну, можно любить язык, но при этом не любить народ.
Представьте себе, что группа индоевропейских семитов поселится в Танзании и перейдет в повседневном общении на суахили (Если надо, язык суахили, сложный звуком и словом обильный, чисто выучат внуки Рахили и фольклор сочинят суахильный - из "гариков" Губермана). И вот такой правнук Рахили, воспитанный на суахили, пишет на этом языке стихи, а окружающих его негров презирает и пишет о том, какие они грязные и примитивные дикари. Даже если такой автор красиво опишет в стихах на суахили баобаб, это не суахильная культура. Моя мысль, надеюсь, понятна.
Национальная культура - это прежде всего национальный дух и образ мысли людей, живущих на данной территории и шлифующих данный язык на протяжении поколений, а не тоска по баобабу.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jecat
2013-10-27 10:48 am (UTC)
Леня, я вам привел три песни. Одна вам не понравилась. Ладно. "Веселый разговор" - мама и дочь вам чем не "симпатичные персонажи"? А "Генеральская дочь" - чем вам главная героиня не понравилась? Тем, что спит с местным бонзой? Так она же не монашка.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2013-10-27 10:52 am (UTC)
Против двух остальных ничего против не имею, против третьей тоже. Я просто имел что сказать по поводу тоски по березке (синему куполу, баобабу), вполне возможной у человека, не любящего народ, живущий под березками или баобабами.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jecat
2013-10-27 10:55 am (UTC)
Это ясно. Но я пытаюсь объяснить вам, почему Галич, с моей т.зр., русофобом не является ни в малейшей мере. Русофоб бы посмеялся только - мол, быдло, оно и есть быдло, мать быдло, дочь быдло, и внучка такая же выросла. А про вторую песню сказал бы - только русская может раздвигать ноги перед тем, кто убил ее родителей.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lew1971
2013-10-27 11:17 am (UTC)
"не припомню ни одного симпатичного русского персонажа"... Сценарии считаются?))
(Reply) (Parent) (Thread)