?

Log in

No account? Create an account
О русофобии Александра Галича и Аркадия Райкина - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О русофобии Александра Галича и Аркадия Райкина [Oct. 27th, 2013|12:13 am]
Живой журнал leorer-а
Топик в развитие этого треда, поскольку объясниться необходимо. Буду рад дельным возражениям. Читать только тем, кого это касается, и кому интересно.

***фобия (русофобия, юдофобия, арабофобия, германофобия и т. д) есть состояние, когда фобствующему активно не нравится соответствующий этнический тип. Он противен фобу по тем или иным причинам (русский - пьяница и дебошир, еврей - скряга и обманщик, араб - террорист и нахал, немец - тупица и милитарист и т. п.). Ничего большего. Отнюдь не обязательно желать запихать объект фобии в газовую камеру. Причем "фоб" не воспринимает объект ненависти и горделивого презрения как нечто свое - он смотрит на него отстраненно, снаружи, и не находит у себя самого черт, которые ему не нравятся в объекте. Итак,

1. Почему цикл Галича про Клима Коломийцева является русофобским? Автор совершенно справедливо стебется над тупой партийной системой, заставляющей людей, не имеющих никакого отношения к политике, одобрять внешнеполитические инициативы советского руководства, будь то на Ближнем Востоке или в Чехословакии. Ну так выбери в качестве героя партийного функционера, который бегает и пытается ублажить начальство.

Нет, в качестве героя выбирается простой русский мужик (помылся, попарился в баньке, выпил грамм 100 для почина), попугайски повторяющий партийные лозунги, причем не потому что туп или подл, а потому что русский Ванька иначе не может. Вся его суть в том, чтобы пить водку и рубать в маринаде салаку. Автор смотрит на героя снисходительно, сверху вниз. Ну и жена, которая Дашка, не оставляет сомнений в том, что Клим Петрович именно что пьяный рюски швайн, потому и шпарит заученные партийные лозунги - иначе он не может.

Для сравнения, вот песня на ту же самую тему (рабочий человек и партноменклатура), написанная Владимиром Семеновичем Высоцким. В ней даже водка в конце есть, но почувствуйте, как говорится, разницу. Герой Высоцкого симпатичен, его мысли адекватны, и даже водка вполне на месте. Тут очевидно выстебывается номенклатура, но не этнический тип героя.

Раз уж зашла речь о Высоцком, у него есть одна несомненно русофобская вещь - "Диалог у телевизора", но даже в ней герой скорее симпатичен, чем противен, хотя весь набор русофобских штампов присутствует. Был ли Высоцкий русофобом? Нет, разумеется. Хотя он, особенно на первом этапе, пытаясь добиться популярности у насквозь пропитанной русофобией совковой интеллигенции, иногда "срывался" в напрашивающийся на аплодисменты у этой прослойки стеб над русским этническим типом, но быстро вставал. У него есть песня про шахтеров и военный цикл, забивающие насмерть "вань" и "зин", и есть строчка "Я всегда во все светлое верил, например, в наш советский народ", немыслимая у Галича. Ну и конечно, в последний период жизни Владимир Семенович вырос так, что "вани" и "зины" стали попросту невозможны. Не знаю, как он относился к "диалогу у телевизора" в последние годы своей жизни, но полагаю, что исполнял он его редко.

2. "В греческом зале". Только что с большим удивлением узнал, что автором миниатюры был Жванецкий, а не Аркадий Райкин. Это многое объясняет, хотя то, что Райкин гадость охотно и талантливо исполнял, не делает ему чести. Миниатюра тоже представляет собой очевидный стеб над водочно-селедочным этническим типом, а не над жлобом, мещанином или тупицей, стало быть она однозначно русофобская. Кто не согласен, попробуйте аналогично выстебать темноволосого очкарика со скрипочкой в неподходящем антураже (хотя бы на донбасской шахте) и доказать, что это не антисемитизм. Тема "тут за день так накувыркаешься" где-то проходит ("Ты здесь каждый день дурака валяешь. А мне завтра на работу. Стакан бы лучше вынесла"), но очень тихо, и накувыркавшийся трудяга, не понявший, куда его затащили, вызывает у слушателя явно не симпатию.

Заранее отвечаю на возражение "но ведь народу же нравилось, ты че". Советская власть и советская культура обпоила "посадский" народ культурными денатуратами до такой степени, что напрочь отбила у него чувство вкуса и желание огрызаться даже в ответ на откровенные плевки в морду. А че, опять-таки, слюна сладкая. Поэтому то, что нравилось русофобствующей "интеллигенции", нравилось и посадским, тем более если это в телевизоре показывали.

В заключение повторяю свое возражение на реплику ddd_ddd "По-моему, леорера заколбасило именно на деятелей искусства еврейского происхождения". В физике один эксперимент, разрушающий теорию, делает теорию неверной. У нас таких экспериментов как минимум два - Борис Пастернак и Иосиф Бродский. Ни у того, ни у другого нет чего-либо напоминаюшего то, о чем я написал выше. Причина? Они чувствовали себя "внутри", а не "над".
LinkReply

Comments:
From: ddd_ddd
2013-10-28 02:31 am (UTC)

Re: Некрасов говорит вовсе не обо всех, даже не обо всех

Ну так и Галич, Райкин и Высоцкий тоже ни о каких "всех" не говорят, не поют и вообще нет. Фишка, что к названным выше претензий у леорера нет, а к евреям или частично еврейского происхождения авторам - особый спрос.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2013-10-28 06:10 am (UTC)

Re: Некрасов говорит вовсе не обо всех, даже не обо всех

Да, особый спрос. Аналогично, если немец, к примеру, пишет "Германия - сука, страна чинуш и солдафонов, в ней невозможно жить свободному человеку", он высказывает свое мнение как человек "изнутри". А если то же самое скажет понаехавший флюхтлинг любой национальности, добавив "а вы, немцы, все дерьмо", адекватным ответом ему будет "чемодан, вокзал, и вали туда, откуда приехал". Разве нет?
И не надо говорить, что "евреи все свои, из России" - они на 95 не из Москвы и Питера, а из Бобруйска и Жмеринки, если не сами, то их родители - вот туда и валили бы, если в Израиль не хочется.

Edited at 2013-10-28 06:11 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ddd_ddd
2013-10-28 11:40 am (UTC)

Re: Некрасов говорит вовсе не обо всех, даже не обо всех

Вывели таки на чистую воду. Осталось выяснить, с какого поколения пребувания именно в столицах, т.к. даже названные Вами провиницальные городки принадлежали уже столетия два России, да и большинство "культурных деятелей" не оттуда) Вы разрешите условному Пушкину, Фету, Лермонтову или даже Далю некую вольность?! К тому же, ни у одного из перечисленных деятелей Вы не обнаружите нечто подобного Вами цитированному: "Германия - сука, страна чинуш и солдафонов, в ней невозможно жить свободному человеку" (Синявский - никак не еврей - написал "Россия - сука" но и тут же "Россия - мать"), что,кстати, возможно является показателем ещё не полной сроднённости со страной. Высоцкий, просто по факту рождения и культуры - москвич и как-то не пристало ему испрашивать разрешения считать себя русским у "понаехавшего тут" Вас. Достаточно того, что "коллективный Раффаль" воспринимал и Высоцкого и даже Райкина за такого (Галич был своим у элиты, причём не только еврейской, но конечно русским в широком смысле его не назвать).

Но теперь самое интересное (упоминая взрыв комплексов из прошлых своих реплик): как такая (легитимная, но не очень хорошо пахнущая) точка зрения сочетается с фактом "левого либерализма" да ешё в Израиле? Куда именно что в пером поколении прибывают по (реликтовому) принципу религии/крови некие товарищи и считают нужным указывать, куда стране двигаться, какие традиции поддерживать, какую религию считать принятой? Понятно, что обстоятельства (семейные) - разные и неизведанные, но тем не менее, сочетание претензий к укоренённым в России (и в Москве с Петербургом тоже) евреям или немцам (вспоминаем развязного Коха) с претензиями же к Израилю? Я бы понял, что Вы чувствуете себя своим (как Кох или Альбац) в Израиле и вовлечены во внутренний процесс/диалог/диспут (выказывая при этом маргинальные взгляды), но почему при этом отказывать чистым ныне элитным товарищам из России (пусть не совсем нужного по Вашему мнению генетического происхождения) и обижаться на них и защищать от них уже не коллективного, но персонального Раффаля - не ясно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2013-10-28 12:09 pm (UTC)

Re: Некрасов говорит вовсе не обо всех, даже не обо всех

В Израиль все понаехали, но при этом многие из понаехавших смеют указывать на дверь тем, кто приехал на сотни лет раньше них. Мне это активно не нравится.
Я, в отличие от некоторых, не пишу "израильтосы - тупые фалафельщики, дурно пахнут, чешут яйца на улице, мне среди них плохо". Мне среди израильтян неплохо.
Персональный Раффаль мне симпатичен.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ddd_ddd
2013-10-28 01:01 pm (UTC)

Re: Некрасов говорит вовсе не обо всех, даже не обо всех

Сотни лет назад никто не понаехал: люди не живут династиями, они живут персональные жизни в сочетании с несколькими (1, 2 реже) поколениями до и после. На уровне базарных баб из культурных деятелей никогда не выражался, Вы, по-моему, слои общения перепутали.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: raffal
2013-10-30 06:02 pm (UTC)

Re: Некрасов говорит вовсе не обо всех, даже не обо всех

Отмечаю традиционную попытку подмены понятий: объявить мою личную антипатию к евреям-дуракам - антипатией к евреям, а не дуракам.

Так вот, фиксирую: еврей и израильтянин leorer - достойный человек, а русский и гражданин РФ http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%E4%E2%E5%E4%E5%E2,_%C4%EC%E8%F2%F0%E8%E9_%C0%ED%E0%F2%EE%EB%FC%E5%E2%E8%F7 - то ли дурак, то ли подонок, то ли оба этих эпитета разом.

Edited at 2013-10-30 06:03 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)