?

Log in

No account? Create an account
О русофобии Александра Галича и Аркадия Райкина - Живой журнал leorer-а — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О русофобии Александра Галича и Аркадия Райкина [Oct. 27th, 2013|12:13 am]
Живой журнал leorer-а
Топик в развитие этого треда, поскольку объясниться необходимо. Буду рад дельным возражениям. Читать только тем, кого это касается, и кому интересно.

***фобия (русофобия, юдофобия, арабофобия, германофобия и т. д) есть состояние, когда фобствующему активно не нравится соответствующий этнический тип. Он противен фобу по тем или иным причинам (русский - пьяница и дебошир, еврей - скряга и обманщик, араб - террорист и нахал, немец - тупица и милитарист и т. п.). Ничего большего. Отнюдь не обязательно желать запихать объект фобии в газовую камеру. Причем "фоб" не воспринимает объект ненависти и горделивого презрения как нечто свое - он смотрит на него отстраненно, снаружи, и не находит у себя самого черт, которые ему не нравятся в объекте. Итак,

1. Почему цикл Галича про Клима Коломийцева является русофобским? Автор совершенно справедливо стебется над тупой партийной системой, заставляющей людей, не имеющих никакого отношения к политике, одобрять внешнеполитические инициативы советского руководства, будь то на Ближнем Востоке или в Чехословакии. Ну так выбери в качестве героя партийного функционера, который бегает и пытается ублажить начальство.

Нет, в качестве героя выбирается простой русский мужик (помылся, попарился в баньке, выпил грамм 100 для почина), попугайски повторяющий партийные лозунги, причем не потому что туп или подл, а потому что русский Ванька иначе не может. Вся его суть в том, чтобы пить водку и рубать в маринаде салаку. Автор смотрит на героя снисходительно, сверху вниз. Ну и жена, которая Дашка, не оставляет сомнений в том, что Клим Петрович именно что пьяный рюски швайн, потому и шпарит заученные партийные лозунги - иначе он не может.

Для сравнения, вот песня на ту же самую тему (рабочий человек и партноменклатура), написанная Владимиром Семеновичем Высоцким. В ней даже водка в конце есть, но почувствуйте, как говорится, разницу. Герой Высоцкого симпатичен, его мысли адекватны, и даже водка вполне на месте. Тут очевидно выстебывается номенклатура, но не этнический тип героя.

Раз уж зашла речь о Высоцком, у него есть одна несомненно русофобская вещь - "Диалог у телевизора", но даже в ней герой скорее симпатичен, чем противен, хотя весь набор русофобских штампов присутствует. Был ли Высоцкий русофобом? Нет, разумеется. Хотя он, особенно на первом этапе, пытаясь добиться популярности у насквозь пропитанной русофобией совковой интеллигенции, иногда "срывался" в напрашивающийся на аплодисменты у этой прослойки стеб над русским этническим типом, но быстро вставал. У него есть песня про шахтеров и военный цикл, забивающие насмерть "вань" и "зин", и есть строчка "Я всегда во все светлое верил, например, в наш советский народ", немыслимая у Галича. Ну и конечно, в последний период жизни Владимир Семенович вырос так, что "вани" и "зины" стали попросту невозможны. Не знаю, как он относился к "диалогу у телевизора" в последние годы своей жизни, но полагаю, что исполнял он его редко.

2. "В греческом зале". Только что с большим удивлением узнал, что автором миниатюры был Жванецкий, а не Аркадий Райкин. Это многое объясняет, хотя то, что Райкин гадость охотно и талантливо исполнял, не делает ему чести. Миниатюра тоже представляет собой очевидный стеб над водочно-селедочным этническим типом, а не над жлобом, мещанином или тупицей, стало быть она однозначно русофобская. Кто не согласен, попробуйте аналогично выстебать темноволосого очкарика со скрипочкой в неподходящем антураже (хотя бы на донбасской шахте) и доказать, что это не антисемитизм. Тема "тут за день так накувыркаешься" где-то проходит ("Ты здесь каждый день дурака валяешь. А мне завтра на работу. Стакан бы лучше вынесла"), но очень тихо, и накувыркавшийся трудяга, не понявший, куда его затащили, вызывает у слушателя явно не симпатию.

Заранее отвечаю на возражение "но ведь народу же нравилось, ты че". Советская власть и советская культура обпоила "посадский" народ культурными денатуратами до такой степени, что напрочь отбила у него чувство вкуса и желание огрызаться даже в ответ на откровенные плевки в морду. А че, опять-таки, слюна сладкая. Поэтому то, что нравилось русофобствующей "интеллигенции", нравилось и посадским, тем более если это в телевизоре показывали.

В заключение повторяю свое возражение на реплику ddd_ddd "По-моему, леорера заколбасило именно на деятелей искусства еврейского происхождения". В физике один эксперимент, разрушающий теорию, делает теорию неверной. У нас таких экспериментов как минимум два - Борис Пастернак и Иосиф Бродский. Ни у того, ни у другого нет чего-либо напоминаюшего то, о чем я написал выше. Причина? Они чувствовали себя "внутри", а не "над".
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: farnabazsatrap
2013-10-30 12:13 am (UTC)

Из интервью Кожинова журналу "Переплёт"(начало)


"Вот обратите внимание, например, Достоевский. Возьмем одно то, что Достоевский был, прямо скажем, антисемитом, тем не менее, - я вам могу рассказать такую вещь, - у меня был ученик Юра Селезнев. Может Вы слышали. Он мне рассказывал, что он родился и вырос в Краснодаре. Учился в местном институте в Кубанском. И обратился к своему ближайшему преподавателю, что он собирается в дипломной работе писать о Достоевском. И тот ему сказал: "Юра, что вы, о Достоевском пишут только евреи". И, кстати, тогда это, действительно, было так. Можно взять библиографию исследования творчества Достоевского.

(Кожинов берет с полки книгу "Библиография творчества Достоевского", раскрывает в нескольких местах наугад)

И вы увидите, что после революции о нем писали почти исключительно евреи. Вот, видите, это перечень всех работ о нем. Надо удивляться тому, что: Кстати, я недавно получил из Америки (там же выходит каждый год несколько книг о Бахтине) книга. Смотрите, с какой дарственной надписью автора, - я как бы обеспечил ей жизнь. Она меня благодарит. Она знает, что, если бы я не нашел Бахтина, то все его рукописи просто бы пропали там а Саранске. Там никто их не мог оценить.

(телефонный звонок)

Л.: Раз уж мы затронули тему "Еврейский вопрос". Когда мы стали публиковать у себя ваши статьи, у нас появились оппоненты, делавшие заявления типа: "Кожинов - антисемит". Я хочу сформулировать этот вопрос. Он широкий. Я в целом знаю вашу точку зрения, поскольку читал об этом у вас. Я хочу сформулировать не в виде вопроса, а в виде подхода и спросить, как вы к нему отнесетесь. Вопрос можно разбить на две стадии. Я могу назвать человека по национальности только после того, как он сам это уже сделал. Это первое. Например, приходит человек и говорит: "я узбек". Это первый план или манера поведения: не называть человека заранее. Дело интимное, в конце концов. Но есть другая линия. Он называет себя, а мы ему: разрешите вам не поверить.

К.: Я не сталкивался с такой постановкой вопроса. Любопытный ход мыслей:

Л.: Приходит человек и говорит: "Я еврей". А в каком смысле? Ясно, что никто больше пяти колен не представит. Можно ли, согласитесь ли вы, вести такую политику: 1) Человек должен сам заявить и 2) даже если он заявил, этого недостаточно для отнесения его к тому или иному этносу?

К.: Я не считаю, что кровь что-то определяет. Это перенесение из мира животных. Там, действительно, кровь решает. И люди внимательно следят за чистотой крови. Я однажды поразился. Я читал, что в Великобритании, где особенно тщательно следят за породами собак, лошадей: там считается, что, если какую-нибудь суку покрыл какой-нибудь неподходящий кабель, то она уже не годится, то есть не ее потомство, а она не годится, что-то испорчено. К людям, я считаю, подобный подход совершенно неприемлем. В теперешнем русском патриотическом движении сколько же людей нерусской крови! Например, Бабурин - татарин, хотя он вроде русский патриот.

Л.: А я вас спрошу: почему вы думаете, что он татарин?

К.: Просто по внешности и по фамилии. Точно также и Куняев - татарин. Куняев, который считается таким уж русским. Или еще русская националистка Мяло. Она чистокровная молдаванка.

Л.: Ну, это эффект известный, что большим шовинистом являются неофиты. Но у меня-то вопрос тонкий: почему вы думаете, что он татарин? Может вообще не сводить...

К.: По крови. Нет, я не принимаю во внимание кровь. Вы, если читали меня, то знаете, что я с величайшим уважением отношусь ко многим евреям. Я прямо пишу, что один из величайших пушкинистов - еврей Непомнящий. Чистокровный, кстати, еврей, который в 60-е, правда, крестился.

Л.: А в этот момент не даете ли вы повод, - не ему, а определенным людям, - навешивать ярлыки в тот момент, когда вы заявляете, что он еврей?

К.: Почему?! Если он никогда не отречется, что он еврей?!

Л.: А в каком смысле, он "по происхождению еврей"?

К.: Отец и мать его были евреи. А то, что вы говорите о коленах, то все это достаточно соблюдалось раньше, в XIX веке.

Л.: Нет. Есть понятие "еврей израильского государства". Есть понятие "еврей" в другой традиции. Но мы-то живем в России!



Edited at 2013-10-30 12:15 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)