?

Log in

No account? Create an account
Бродский - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Бродский [May. 23rd, 2015|03:21 am]
Живой журнал leorer-а
Эта статья Егора Холмогорова будет отныне с Иосифом Бродским всегда. А Иосиф Бродский - с ней.

А теперь собственно о Бродском, несколько мыслей вдогонку.

Бродский и Высоцкий - нет, кажется, поэтов, которые были бы дальше друг от друга по способу самовыражения и восприятия окружающей действительности. Удивительно, что они разными путями, но пришли к одному и тому же - заявили о себе как о людях православной русской культуры, послав на три буквы тех, кто пытался присвоить их себе по естественному праву собственности - "вы же наши, типа". На условное ахеджаковское "Я читаю Новую газету, чтобы знать, о чем я должна думать", оба ответили: "А мне похуй, что вы думаете о том, что я должен думать. Я думаю о чем хочу и как хочу".

Бродский маленьким ребенком пережил Блокаду в Ленинграде, откуда эвакуировался на короткое время после первой трагической зимы, но в его творчестве этот факт абсолютно не отразился. Что удивительно. Этот факт просто не был ему интересен. Другие всю жизнь требуют за это компенсаций и "уважения" от всего окружающего человечества. А он выжил - и слава Богу. Можно жить дальше и писать стихи.

Далее, знаменитый процесс о тунеядстве. "Чем Вы занимаетесь?" "Стихи пишу". Уехал в ссылку и воспринял этот опыт как благословение, а не как наказание, которым надо вечно попрекать Советскую власть. Бродский не попрекал и не муссировал факт своих "страданий от Советской власти" - попрекали Советскую власть этим фактом другие, те самые, которые травили Бродского за тунеядство, а потом развалили Советскую власть.

Реакцией Бродского на Советскую власть стало "Письмо генералу Z" - самое любимое мной из произведений Бродского.



"Для переживших великий блеф жизнь оставляет клочок бумаги". Интересно, однако, что это Письмо гораздо в большей степени оказалось приложимым к реалиям нынешней Империи Добра, чем к советской действительности, в чем убеждает поставленный мной ролик. Советские реалии - только частный случай вечной проблемы в отношениях между обществом, указывающим человеку, как он должен жить, и свободным человеком, желающим жить по-своему.

Точно так же было послано Бродским и "еврейство" со всем, что с ним связано. За исключением очень хорошего "Еврейского кладбища около Ленинграда" у Иосифа Бродского нет ничего на эту тему. Ничего, что понравилось бы "тусовке". Тут мы видим ту же самую ситуацию и ту же самую реакцию, что и в случае советского процесса о тунеядстве - игнор. И по той же причине - не интересно.

Зато осталось "Сретение", все герои которого тоже были, кстати, евреями:

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: bom_lj
2015-05-23 02:54 am (UTC)
надеюсь больше ни разу в жизни не увидеть упоминание ЕСД рядом с Бродским
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: davidaidelman
2015-05-23 06:15 am (UTC)
ЕСД?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: proseka199
2015-05-23 07:33 am (UTC)
Этот акроним - прозвище Холмогорова в определенных кругах.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bom_lj
2015-05-23 07:41 am (UTC)
это прозвище прилипло к холмогорову лет 10 назад
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: davidaidelman
2015-05-23 06:32 am (UTC)
"входит некто православный
говорит теперь я главный"

Это явно не автопортрет Бродского.

И из стихотворений на еврейскую тему главное не "Еврейского кладбища около Ленинграда", а поэма "Исаак и Авраам" (1963 года).
http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=7444

Можно ещё вспомнить из Остается лишь второй номер из "Литовского дивертисмента" (1971)

Родиться бы сто лет назад
и сохнущей поверх перины
глазеть в окно и видеть сад,
кресты двуглавой Катарины;
стыдиться матери, икать
от наведенного лорнета,
тележку с рухлядью толкать
по желтым переулкам гетто;
вздыхать, накрывшись с головой,
о польских барышнях, к примеру;
дождаться Первой мировой
и пасть в Галиции — за Веру
Царя, Отечество, — а нет,
так пейсы переделать в бачки
и перебраться в Новый Свет,
блюя в Атлантику от качки.

И в его религиозных взглядах не было никогда того, что Вы с Холмогоровым ему приписываете.

Иосиф Бродский однажды заметил: «Я против торгашеской психологии, которая пронизывает христианство: сделай это — получишь то, да? Или и того лучше: уповай на бесконечное милосердие Божие. Ведь это в сущности антропоморфизм. Мне ближе ветхозаветный Бог, который карает… непредсказуемо. В этом смысле я ближе к иудаизму, чем любой иудей в Израиле. Просто потому, что если я и верю во что-то, то я верю в деспотичного, непредсказуемого Бога».

Это скорее близко к позиции израильского профессора Лейбовича
http://relevantinfo.co.il/?p=10797

Бродский - безусловно не был русофобом и убежденным антисоветчиком. Но делать его из-за этого единомышленником Холмогорова не стоит.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2015-05-23 06:47 am (UTC)
Забыл про "Литовский дивертисмент. И спасибо за статью про Лейбовича, интересно написано. Но я с Лейбовичем не согласен, потому что если Всевышний таков, каким его рисует Лейбович, его существование и существование религии как социального института не имеет смысла. Ну сотворил некто мир, и что? Конкретным людям от этого ни холодно, ни жарко. А на самом деле религиозность заложена в человеческой природе, как секс, и служит для того, чтобы это практиковать, а не в качестве предмета для абстрактного изучения, типа классификации динозавров. При том что некоторые люди прекрасно обходятся без секса и воспринимают его чисто умозрительно.

Edited at 2015-05-23 06:48 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: davidaidelman
2015-05-23 01:27 pm (UTC)
Ну речь же не о вас или не обо мне.
И не о Всевышнем. А о взглядах Бродского.
Судя по многим высказываниям его они очень похожи на взгляды Лейбовича.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2015-05-23 04:16 pm (UTC)
Похоже на то. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: leorer
2015-05-24 07:04 am (UTC)
Я тоже считаю Николая Рубцова гением. При этом считаю, что разбираюсь в поэзии. О вкусах не спорят.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: leorer
2015-05-24 06:13 pm (UTC)
Да, возможно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: davidaidelman
2015-05-25 07:18 am (UTC)
Эстер Вейнгер вспоминает в "Иерусалимском журнале" о том как Бродский просился добровольцем на вону Судного дня:
"Иосиф повел меня в настоящий, по его словам, китайский ресторан в Чайна-Таун. Заказал неизвестные мне блюда. Так много, что съесть их мы были не в состоянии. В ресторане мы просидели довольно долго. Иосиф вдруг начал расспрашивать меня об Израиле. О нашей там жизни. «Когда-нибудь я обязательно приеду к вам, - сказал он, - хотя в Израиль меня не тянет». В его голосе я почувствовала обиду. «Вы уже были в стране? - спрашиваю. - Что-то произошло там?» - «Нет, не был. Но Израиль меня обидел». - «Как?» - изумилась я. - «Когда началась война Судного дня, - сказал Иосиф, - я хотел поехать добровольцем на фронт. Но в израильском посольстве мне отказали». - «Правильно сделали, - не сдержалась я. - Поэтам на войне не место». - «Вы, действительно, так думаете?» - серьезно спросил меня Иосиф. Я горячо стала убеждать его, что он не прав, что в израильском посольстве поступили абсолютно правильно, что воинов без него хватает."
http://www.antho.net/jr/2.1999/17.php
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2015-05-25 01:48 pm (UTC)
Интересно. Неожиданная информация.
(Reply) (Parent) (Thread)