?

Log in

No account? Create an account
Реквием по сгоревшему гетто - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Реквием по сгоревшему гетто [Apr. 11th, 2018|09:15 pm]
Живой журнал leorer-а

Когда горело гетто,
Когда горело гетто,
Варшава изумлялась
Четыре дня подряд.
И было столько треска,
И было столько света,
И люди говорили:
— Клопы горят.


Александр Аронов.

Наш поезд уходит в Освенцим,
Сегодня и ежедневно.


Александр Галич.

Нас не надо жалеть.

С некоторым опозданием узнал об увольнении из газеты "Вести" Дова Конторера - последнего русскоязычного журналиста бумажной прессы в Израиле. Мы с Довом в свое время интересно общались, но это общение прекратилось после того, как ему не понравилось мое объяснение возможных причин появления так называемого "кровавого навета на евреев". После этого Дов меня забанил. А газету "Вести" я последний раз читал, кажется, полгода назад.

Дов Конторер - очень эрудированный, умный, хорошо пишущий человек, и поэтому объяснимо, что он оказался последним пассажиром этого поезда смерти. Якову Шаусу удалось доработать в "Вестях" до пенсии, и после этого он рассказал нам много интересного про нравы в редакции крупнейшей, а в последнее время и единственной русскоязычной газеты Израиля (ссылки - первая, вторая). Полагаю, что и Дов Конторер поделится с нами со временем не менее пикантными подробностями. Впрочем, основное мы и так знаем - через "Вести" прошли многие из наших реальных знакомых.

Я теперь понимаю, что не только русскоязычная журналистика в Израиле, но и русскоязычная культура в целом, русская политика, русский дискурс изначально были приговорены к смерти. Пусть долгой, растянутой во времени, но смерти. Русская община со всеми ее институтами должна была быть обнулена, и такое решение было принято на самом высоком уровне. То, что это именно волевое решение, следует из простого факта - даже полностью потерявшие собственный контент и разогнавшие журналистов "Вести" раскупались в киосках, и кто не успевал, тот опаздывал и не получал номер с субботними приложениями. То есть, спрос на газету был, но бизнес изначально был организован так, чтобы в относительно короткий срок убить и целевую аудиторию, и скармливаемую ей "культуру". Русское гетто в Израиле было приговорено к уничтожению уже тогда, когда официальные лица радостно и публично приветствовали миллион свежих "олим" у трапа самолета.

Приняв этот факт, мы поймем, почему у руля всех русскоязычных изданий Израиля оказались люди со специфическими моральными и деловыми качествами. Потому, что от них требовалось то же, что требуется от типичного председателя юденрата - сервильность, готовность не задавать лишних вопросов, способность выполнить любой приказ начальства. Внутрь гетто это транслировалось как хитроватость, смешанная с подловатостью, и "хитроплановость". Никто не знал, что у начальника на уме, кто и когда будет уволен независимо от его талантов и пользы для бизнеса, как будет перетасована колода. Председатель юденрата просто не может не быть сумасбродным мерзавцем. Как он в противном случае будет каждый день составлять списки пассажиров очередного поезда, следующего на восток, которые утром надо передать начальству? При том, что и пассажиры, и руководство юденрата прекрасно знают, куда следуют поезда, уходящие от платформы сегодня и ежедневно. Кто не готов выполнять такие служебные обязанности, тот сам уходит со сцены, как ушел председатель Варшавского юденрата Адам Черняков.

Внутри гетто между тем кипят страсти. Его жители сражаются за право получить "шайсе" - вожделенное разрешение на работу в гетто. Получившие его гордятся своей крутостью - ведь именно их отобрали для "творческой работы" за минимальную заработную плату в скотских условиях, - и доказывают начальству свою полезность, одновременно очерняя своих конкурентов и сослуживцев в приватных разговорах с начальством. Однако конец для всех един, и пункт назначения тоже.

Жителей гетто, находящихся в состоянии перманентного ожидания поезда, необходимо развлекать и окультуривать. В гетто Вильно проводились футбольные матчи и спортивные праздники. Как их устроители, наверное, хотели понравиться начальству: "Смотрите, мы такие сильные, ловкие, спортивные, лояльные. Мы такие, каких вы любите. Зачем нас уничтожать?" В гетто Лодзи работал театр, и школьники устраивали литературные вечера, посвященные Бялику. Про образцовое гетто Терезиенштадт был снят документальный фильм. Всех устраивали такие правила игры - ведь может быть либо ишак сдохнет, либо правитель окочурится, всё переменится, и те, кто работает, будут жить, как утверждал председатель Лодзинского юденрата Хаим Румковский. В любой ситуации надо оставаться оптимистами, не так ли? Интересно, что единственный многосерийный русскоязычный сериал в Израиле был снят про журналистов русскоязычной газеты. Он назывался "Между строк" и рекламировался как культурное событие, обещающее общине светлое будущее. Точно как документальный фильм про Терезиенштадт. Разумеется, в сериале не было ничего про взаимные подсиживания, хитро-подлое начальство и ожидание неизбежного поезда, а были в основном любовные интриги.

Очень правильно, когда у руля гетто оказываются люди типа Отто Вейнингера - самоненавистники, убежденные в том, что руководимая ими община должна быть обнулена ради блага всего человечества. Мировоззрение вейнингеров у власти передается и подопечным. Это спасает их от лишних моральных терзаний. Не потому ли в русском Израиле столько русофобов?

Иногда после ликвидации гетто на его территорию привозят новых обитателей, и дурацкий спектакль начинается сначала. Так было в Минске и Риге, куда после расстрела местных жителей понавезли дойчюден. Эти люди не верили в то, что их ждет такая же судьба, как предшественников, ведь они такие правильные, свои. Точно так же думала и Новая Качественная Алия - неужели с ней будет то же самое, что с колбасными совками, завезенными в Израиль в святые 90-е? "Мы построим в Израиле новую Россию - хорошую и альтернативную". И новые качественные оказались жертвами тех же самых афер, в которые вляпывались их предшественники - устроились на сайт, там не платили зарплату несколько месяцев, а увольняться не хотелось, ведь работа же творческая. Потом все-таки уволились и пошли работать кассирами. Правильное мировоззрение и происхождение не помогли. На их место набрали новых, готовых претерпеть любые временные трудности ради творческой работы в офисе.

Конечно, физическое уничтожение таргет-группы - это более жесткая и неприятная вещь, чем культурный геноцид, но законы управления гетто и выживания в гетто едины в обоих случаях. Един и мастер-план, принятый в самом начале и включающий в себя неразрешимые и нерешаемые проблемы пенсионеров-тридцатиодношекельников, культурные шоу типа концертов "Из России с любовью", которые организовывал в 90-е годы в парке "Аяркон" олигарх Гусинский, открытый со временем и моментально ставший русофобским 9-й канал. Жители гетто должны быть веселыми и чувствовать, что всё идет как надо, вплоть до того момента, когда их поведут к поезду, который поедет на восток. Русскоязычные деятели культуры, которые пока работают по специальности, тоже поедут туда, но позже, когда население гетто сократится на установленную величину согласно спущенному сверху плану.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: verticaltreck
2018-04-11 06:58 pm (UTC)
Вы пишете про "поезд, который идёт на восток".
Для большинства же увозимых, насколько я понимаю, этот поезд шёл на запад.
А на восток шёл троллейбус у Виктора Цоя.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-04-11 07:08 pm (UTC)
Большинство таки ехало на восток - из Варшавы в Треблинку, из Лодзи в Аушвиц, из стран Центральной Европы тем более. Поезда на Гданьском вокзале в Варшаве стояли паровозом на восток, отсюда метафора.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ascir
2018-04-11 07:02 pm (UTC)
Я теперь понимаю, что не только русскоязычная журналистика в Израиле, но и русскоязычная культура в целом, русская политика, русский дискурс изначально были приговорены к смерти. Пусть долгой, растянутой во времени, но смерти. Русская община со всеми ее институтами должна была быть обнулена, и такое решение было принято на самом высоком уровне.

Не могли бы Вы объяснить кое-что человеку, не живущему в Израиле.
Разве целью алии евреев в Израиль не является создание израильской ивритоязычной нации? Причём целью вполне официально декларируемой? И разве не логично тогда, что культурная жизнь на галутных языках, которая, конечно, будет какое-то время продолжаться, в конце концов должна быть свёрнута? Это же не физическое убийство людей, это (постепенное) прекращение неивритоязычной культурной жизни. Но разве совершающий алию не соглашается на это с самого начала?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-04-11 07:11 pm (UTC)
Является. Но почему-то насильственное запихивание в плавильный котел практикуется только на "русской улице". Англоязычный Израиль живет и здравствует, франкоязычный тоже, насколько позволяет численность общины.
Но разве совершающий алию не соглашается на это с самого начала?
Нет, так вопрос не ставился. Наоборот, нам обещали расцвет русскоязычной еврейской культуры в Израиле.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: itrech
2018-04-11 07:11 pm (UTC)
Боюсь, что в гетто скоро окажутся не только русскоязычные старики, а охранниками гетто будут уже не ивритоязычные израильтяне. На севере, по крайней мере. Лучше бы они эту Галилею и не захватывали в 48 году. У меня просто ежедневно сюжет перед глазами. Новые "охранники" при поддержке израильских хозяев уверены в своем полном праве издеваться над "неполноценными". В последнем повороте сюжета такой "неполноценной" оказалась нерусскоязычная израильтянка, родившаяся в Израиле. Но такое впечатление, что израильтяне ничего не понимают!То ли вид делают...Главное - выслуживаться перед хозяевами (пока что "своими", израильтянскими).
А то, что "русских" хотят свести на нет, это всегда было ясно, я, например, предполагаю, что это делалось по заказу американцев.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-04-11 07:23 pm (UTC)
Но такое впечатление, что израильтяне ничего не понимают!То ли вид делают...
Вид делают. У нас в трудовом коллективе арабы - национальное большинство, а евреи меньшинство, но мне одинаково работается и с арабами, и с евреями. Не говорю за всех, я человек специфический. Допускаю, что у других иначе. Особенно в Галилее, где арабы в большинстве, чем дальше, тем больше, и навсегда. Когда они у себя дома и в численном большинстве, они наглеют и начинают выдавливать чужаков. Это кавказская ментальность.
Насчет американского заказа согласен. Вообще алия - заказанный из-за океана проект. И во времена "Дикой полыни" 40-50 лет назад так было.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vladiv
2018-04-11 07:42 pm (UTC)
Тяжёлый это разговор.
Мне кажется, надо начинать с того, что на культурный геноцид (русской культуры в Израиле и в себе) мы подписались в тот момент, когда получали визы в посольстве. Возможно, это не все понимали тогда, но многие - и понимали и даже хотели этого. Русофобов было вполне достаточно среди уезжавших - в них не нужно было воспитывать русофобию.
Разумеется, власть имущие сделали всё от них зависящее, чтобы "русская" алия 90-х не самоорганизовалась в единую экономическую и политическую силу. Но им никогда не удалось бы этого сделать, если бы "русские" захотели сохранить самоидентификацию. Даже при том, что большинство приехавших по здешним меркам были нищими, они могли создать мощную партию и диктовать многие условия. Но не захотели или не решились. Разумеется, такую партию можно было бы создать только в жёсткой борьбе с истеблишментом, но мало кто был к этому готов. Тут и объективные и субъективные факторы - полувоенное положение страны, окружённой врагами, отсутствие средств к существованию у большинства приехавших, желание вписаться в существующее общество на личном уровне, пиетет по отношению к израильской культуре и её представителям и т.п.
А с другой стороны, сохранять "русскую" самоидентификацию логичнее в России. А в Израиле, как мы знаем, каждая новая алия боролась за место под солнцем с предыдущей. Свободная конкуренция, чёрт её побери.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-04-11 07:52 pm (UTC)
В принципе согласен со всем, кроме пиетета перед израильской культурой. Не было пиетета. Кто влезал в эту культуру, быстро понимал степень ее местечковой ограниченности. Масштаб и уровень поднимаемых проблем примерно как в латышской культуре. :) Было другое - желание влезть в элиту любой ценой, а элита ивритоязычная, естественно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: itrech
2018-04-11 08:06 pm (UTC)
Тут выше отметили про англо и франко-язычных. Чтобы чувствовать себя нормальными людьми, а не полуотбросами, им не надо создавать никаких партий - к ним и так нормально относятся. Большинство приехавших из бывшего СССР обычных людей, по-моему, не были ни особыми русофобами, ни, наоборот, не стремились ни в какое гетто. Но в касту презираемых так или иначе всех успешно превратили.

Edited at 2018-04-11 08:15 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: raffal
2018-04-11 08:41 pm (UTC)
"Мне кажется, надо начинать с того, что на культурный геноцид (русской культуры в Израиле и в себе) мы подписались в тот момент, когда получали визы в посольстве."

Ирландцы, итальянцы, индусы, китайцы, латиноамериканцы в США - смотрят на Вас с большим и искренним удивлением ..
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: rabbit1960
2018-04-12 04:47 am (UTC)
Русский человек испытывает пиетет перед израильской культурой?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: bolivar_s
2018-04-23 09:22 pm (UTC)
Спасибо, Леонид, за эту статью! Подписываюсь под каждой буквой. Всё, о чём Вы пишете, мне стало понятно и очевидно ещё в начале 90-х. Это и определило (и определяет по сей день) моё соответствующее отношение к этому государству..
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-04-24 05:34 pm (UTC)
А вот мне не было очевидно. :(
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: vadim_brilliant
2018-05-19 01:50 pm (UTC)
Хотел написать рецензию на "Нас не надо жалеть", но поскольку аккаунта там не имею, напишу здесь.

Насчёт "растоптанной Прибалтики" - что, и вы верите пропаганде этих республик, которые при СССР были витриной, а после него стали задворками? А до присоединения к СССР были беднейшими странами Европы? И они ведь сами согласились тогда присоединиться. Насчёт Валаама - Да, не подарок был инвалидам там жить, как и любое подобное заведение не подарок, но что, было лучше оставить инвалидов умирать на улице?

Насчёт героически сопротивлявшейся Финляндии. Мне нравится эта страна и её культура, хоть я там и не бывал. Но тогда это был враждебный СССР сосед, в 20 и 30 годы они постоянно провокации и восстания в Карелии устраивали. А в 39-м году было ясно, что это будет союзник Германии, и было необходимо отодвинуть от Ленинграда границу с ним. При этом, попытались избежать войны, предложив финнам обмен землями. А за то, что после войны Финляндия стала одной из самых благополучных стран Европы, так финны должны СССРу за это памятник поставить - он им очень помог поднять экономику.

А насчёт "похода на Ганг", о котором мечтал Павел Коган, более известный как автор "Бригантины". Впервые слышу, но что мне подумалось. Индия сегодня - жутко нищая страна. Там во многих местах нет канализации, люди справляют нужду на улице. И кто его знает, а может, было бы для них и хорошо, стань Индия советской республикой? Создали бы им заводы и колхозы, победили бы эпидемии, загасили бы индо-мусульманскую рознь, как загасили армяно-азербайджанскую, пока не пришла перестройка. А сейчас, была бы Индия постсоветской страной типа Украины или Белоруссии - что не подарок, но всё-таки на порядок лучше, чем реальная Индия сегодня. Всё-таки, до испражнений на улицы Киева или Черкасс ещё далеко не дошло. И заводы ещё фурычат.

Edited at 2018-05-19 02:02 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: seadevil001
2018-08-21 05:57 pm (UTC)
Я недавно задумался - а есть ли в АОИ, генералы родившиеся в СССР? Мне назвали троих-четверых, включая раввина (из Чехии) и командующего ВМФ. А ведь должно быть на порядок больше минимум.
(Reply) (Thread)