?

Log in

No account? Create an account
Вселенная Высоцкого - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Вселенная Высоцкого [May. 28th, 2018|10:20 pm]
Живой журнал leorer-а
С годами все яснее становится тот факт, что Владимир Высоцкий был лучшим русским поэтом 20-го века, а возможно, и не только его.

Пушкин, конечно, гений, Наше Всё, Солнце, создатель русского литературного языка и так далее, и это заслужено им по праву, но он, к сожалению, неактуален, и тенденция к возвращению актуальности его творчества вряд ли просматривается, несмотря на ежегодные торжества в дни его рождения. Лермонтов просто не успел реализоваться за 27 лет, и сейчас он еще менее актуален, чем Пушкин. За ними следует зияющий провал вплоть до Серебряного века. Высоцкий же, напротив, совсем не утратил своей актуальности за прошедшие почти 40 лет. Степень его востребованности нисколько не уменьшилась, и нет никаких признаков того, что она когда-либо уменьшится.

Если сравнить мир Высоцкого с горной страной, в центре этой страны высятся четыре пика-восьмитысячника, сияющих изумрудным льдом или, если хотите, отлитых из чистого золота. Они образуют почти идеальный квадрат. Это "Баллада о борьбе", "Баллада о любви", "Белый вальс" и "Райские яблоки". Вокруг них много других великолепных вершин, но стихи о том, как Высоцкий творил и что при этом чувствовал, не отвечают на вопрос, ради чего он это делал. В отличие от четырех упомянутых.

"Баллада о борьбе" отвечает на вопрос о предназначении жизни, причем этот ответ не привязан к конкретному времени. Именно отсюда антураж – оплывшие свечи и вечерние молитвы, явно не соответствующий стандартной картине советского детства.

"Баллада о любви" – наверное, лучший текст о любви во всей русской поэзии. Я не знаю, что можно поставить рядом с ним.

"Белый вальс" – стихи о смысле жизни мужчины и женщины, как и "Баллада о борьбе". Очень актуальные в эпоху размытых и намеренно размываемых гендерных ролей.

"Райские яблоки" – они о том, что человеку, правильно сориентированному в жизни, рай не нужен. И неизвестно, окажется ли существование там лучше, чем здесь. Скорее всего, вряд ли, потому что толпа, ломящаяся в рай, тащит с собой все приобретения, сделанные в этом мире, и там она вряд ли окажется симпатичнее, чем здесь.

Если Владимир Маяковский обозначил собой блистательное начало советской эпохи, то зрелый Высоцкий стал маркером ее высшей точки в развитии, после которой началось стремительное падение и крах. Высоцкий вовремя ушел, как и Маяковский, потому что вряд ли смог бы найти себя в новой ситуации.

Ранний Высоцкий долго искал себя, подходящую форму, совершенствовал стиль. Он хотел понравиться аудитории, а выступать ему приходилось в основном перед интеллигенцией. Рецепт того, как ей понравиться, прост – надо было ругать "эту страну", ее народ и ее власть и льстить интеллигенции, такой умной и хорошей. Именно поэтому появились "пьяные песни", среди которых только одна по-настоящему русофобская – "Диалог у телевизора". Идя дальше по этому пути, Высоцкий стал бы нормальным подпольным бардом рукопожатной интеллигенции того времени, купающимся в лучах славы и любви "лучших людей России".

Похоже, однако, что это амплуа поэту в итоге надоело, и он выломился из матрицы, что нашло отражение в песне "Чужая колея". Высоцкий ушел от малого народа и пришел к большому. И стал тем, кем стал.

Владимир Высоцкий показал нам, что можно быть абсолютно свободным человеком даже в недостаточно свободной стране. Для этого надо прежде всего отделять творчество от заработка. Высоцкий зарабатывал актерским трудом, а писал то, что чувствовал и думал. Но он мог бы зарабатывать и любым другим ремеслом, если бы его уволили из театра и не давали сниматься в фильмах. Для него главным было одно – оставаться свободным человеком.

В мире Высоцкого существуют только два исторических периода – раннее средневековье с рыцарскими турнирами и постоянным риском и Великая Отечественная война. Высоцкий великолепно обыгрывал русский фольклор, но его фольклорные песни не привязаны к конкретной эпохе, а создают общий образ России как цивилизации.

Интересно, что в мире Высоцкого полностью отсутствует такое важное событие как Гражданская война в России. Это кажется на первый взгляд странным, потому что он сыграл, например, роль в фильме "Интервенция" и мог бы вжиться в образ, спеть что-то от имени "красного" или "белого" персонажа. Для сравнения, Окуджава спел о комиссарах, которые молча склонятся над ним, а вокруг начинали массово появляться "псевдобелые" песни, такие как "Степь, прошитая пулями" (Последний рассвет). Уже появилась в высшем обществе "мода на белых", и интеллигенция чем дальше, тем больше ассоциировала себя с ними, "пострадавшими от пролетарского быдла", и встала на путь, закончившийся культом "Собачьего сердца".

Высоцкий не выбрал ни белых, ни красных. Скорее всего, он понимал, что Гражданская война была великой трагедией, где не было абсолютной правды ни на одной стороне. В средневековье и в Великой Отечественной войне он, напротив, видел чистую доблесть и чистую подлость.

Высоцкого никогда не привлекала нацистская эстетика. Немецких захватчиков он воспринимал как чистое зло, бесчувственную машину уничтожения (сверкают сапоги, по выжженной равнине за метром метр идут по Украине солдаты группы "Центр"). Коммунистического барда Харчикова, например, нацистская эстетика иногда привлекала несмотря на идеологические разногласия, а Высоцкого – нисколько.

В отличие от нашего гениального современника Игоря Растеряева Высоцкий не стремился вжиться в образ казака батьки Ермака или солдата Первой Мировой войны. Наверное, ему мешало то, что в таких ситуациях нет абсолютного понимания того, где находится добро, и где зло.

В отличие от позднесоветской "шестидесятнической" интеллигенции Высоцкий не проделал стандартный путь от верноподданнических деклараций к антикоммунизму и антисоветизму, потому что никогда не писал ничего верноподданнического, если не считать школьных стихов о Сталине. Но он никогда не стал бы работать на антисоветской радиостанции где нибудь в Мюнхене, в отличие от некоторых, потому что это означало бы для него потерю внутренней свободы – самое худшее, что может случиться с гениальным творцом.

Если иметь в виду творчество, а не личную жизнь и пристрастия, самое интересное в Высоцком то, что он оказался абсолютно во всем прав. Я не могу сказать, в чем Высоцкий был неправ.

См. также "Владимир Высоцкий и несостоявшийся побег".
LinkReply

Comments:
From: kikzan
2018-05-28 07:28 pm (UTC)
> русским поэтом 20-го века

Вики говорит, что он не был русским.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-05-28 07:33 pm (UTC)
Писал-то по-русски и о русских людях. Остальное не имеет значения.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladiv
2018-05-28 07:52 pm (UTC)
Ну, почему отсутствует Гражданская война? А "Деревянные костюмы"?

На мой вкус Высоцкий - хороший поэт-песенник, бард (хотя это слово сейчас не любят). Но такого уровня поэтов в России 20-го века можно насчитать, я думаю, ещё не менее десятка.
Если говорить о бардах - то Городницкий, на мой взгляд, сильнее. Как поэт сильнее, и мелодика у него интереснее (уж не знаю, помогали ему в этом или нет, поскольку сам он на гитаре вроде не играет). А как поэт разве Высоцкий может конкурировать, например, с Бродским? Или с сегодняшним Быковым?
Военная тема, опять же, на мой взгляд, сильнее раскрыта у Анчарова (которого и считают родоначальником бардовской песни), а Высоцкий считал его своим учителем.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-05-28 08:05 pm (UTC)
Ну это не совсем про Гражданскую войну. :) Городницкий - как кому. Есть у него хорошие вещи, конечно. С Бродским может конкурировать, конечно - Высоцкий сильнее. А Быков для меня вообще никто.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eugene_tsypin
2018-05-28 11:07 pm (UTC)
" За ними следует зияющий провал вплоть до Серебряного века." - Тютчев?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-05-29 03:34 am (UTC)
Подумал про него, пока писал. Ну... А кому он по большому счету нужен?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: unlimmobile
2018-05-29 04:13 am (UTC)
Пушкин, конечно, гений, Наше Всё, Солнце, создатель русского литературного языка и так далее, и это заслужено им по праву, но он, к сожалению, неактуален, и тенденция к возвращению актуальности его творчества вряд ли просматривается, несмотря на ежегодные торжества в дни его рождения.
Любую инфopмaцию мoжнo paздeлить нa тpи гpуппы
1. Пo oглaшeнию
2. Пo умoлчaнию (этo, нaпpимep, мeлкий шpифт в кpeдитнoм дoгoвope, кoтopый никтo нe читaeт)
3. Пo пocвящeнию – вoт этoт вapиaнт caмый интepecный.
Тaк вoт чeм хapaктepeн Пушкин тaк этo тeм, чтo eгo пpoизвeдeния coдepжaт вce тpи типa инфopмaции, нo peдкий читaтeль дoхoдит дo инфopмaции пo умoлчaнию, и уж coвceм мaлo тeх, ктo cумeл пpoчитaть инфopмaцию пo пocвящeнию.
Дaнный aвтop вpяд ли имeeт уpoвeнь интeллeктa, пoзвoляющий увидeть хoтя бы умoлчaния, пoтoму кaк ecли этo oн cмoг, тo пpo Выcoцкoгo вooбщe бы нe пиcaл. Пoчeму? A пoтoму, чтo Выcoцкий пo умoлчaнию paбoтaл нa миpoвую зaкулиcу, oтpицaя вcё, и пpoтecтуя пpoтив вceгo, чтo видeл, cлышaл и oщущaл. Oн плoтнo cидeл нa зaвиcимocти, кoтopую cфoмиpoвaлa мapинa влaди и eгo вклaд в уничтoжeниe CCCP нeвoзмoжнo пepeoцeнить. Имeннo пoтoму, вce иуды типa paдиo-швoбoдa и би-би-cи вo вpeмя пaмятных дaт, cвязaнных c Пушкиным пытaютcя зaгoвopить этo пpи пoмoщи вбpoca тeм пpo Выcoцкoгo. Aвтop peшил впиcaтьcя в этoт cocтaв пpицeпным вaгoнoм, гpужёным тpидцaтью мoнeткaми.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vladiv
2018-05-29 08:10 am (UTC)
Я не знаю, что там за закулиса. Но с Мариной Влади Высоцкий познакомился в 67-м. И весь его блатной цикл был уже к тому времени написан.
А вот это было написано в 66-м.

Подымайте руки, в урны суйте
Бюллетени, даже не читав, -
Помереть от скуки! Голосуйте,
Только, чур, меня не приплюсуйте:
Я не разделяю ваш Устав!

И то, что у него по большому счёту, не было никаких неприятностей, а, наоборот, ему дали возможность жениться на иностранной гражданке в СССР, и он был очень даже выездным, говорит совсем о другой закулисе. Но утверждать не буду, поскольку не знаю.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: Serge Ch
2018-05-29 04:26 am (UTC)
неактуальность того или иного поэта определяется только одним - цитированием. Насколько того или иного поэта часто цитируют к месту и не к месту. И в этом смысле даже Фет с его "я пришел к тебе с приветом" и Некрасов с "кому на Руси жить хорошо" намного актуальнее простого барда Высоцкого, у которого кроме "жираф большой ему видней" собственно и вспомнить нечего. Не говоря уж о Лермонтове, Пушкине и др. Насчет "зияющего провала" вы конечно знатно в лужу сели. Если вы ничего не знаете о поэзии 19 века, это не значит что ее не было.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: verticaltreck
2018-05-29 11:47 am (UTC)
У Высоцкого есть одна песня, разобранная на цитаты вообще полностью "Канатчикова дача". Десятки других цитируются настолько регулярно, что без них немыслим современный разговорный русский язык.
У моего, как минимум, поколения, плюс-минус.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2018-05-29 08:52 am (UTC)
"Владимир Высоцкий был лучшим русским поэтом 20-го века"

Оставляя вопрос происхождения, замечу, что в XX веке жили Александр Блок, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Николай Гумилёв, Иван Бунин, Анна Ахматова, Максимилиан Волошин и многие другие поэты, талантом явно превосходившие Высоцкого, многие-до несопоставимости.Если же говорить о русских поэтах еврейского происхождения, то есть, например,Осип Мандельштам, тоже не из того ряда, что Высоцкий, а из высшего.

У Высоцкого есть несколько очень хороших стихотворений, заслуживающих включения в школьную программу.Это очень много, но не делает его не то что лучшим, но и одним из первого ряда.

Edited at 2018-05-29 09:07 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-05-29 04:35 pm (UTC)
Ладно, понял. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2018-05-29 09:10 am (UTC)
"раннее средневековье с рыцарскими турнирами"

Рыцарские турниры-это высокое и позднее средневековье и предвозрождение.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-05-29 04:35 pm (UTC)
Айвенго и Робин Гуд - это раннее, в крайнем случае среднее средневековье, а не позднее.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: svjatoy
2018-05-29 01:44 pm (UTC)

За весь 20-й век не соглашусь.

Но то, что Высоцкий лучший русский поэт второй половины 20-го века, для меня нет никаких сомнений.
ЗЫ. Что бы потом не возвращаться - для меня лучшие русские поэты первой половины 20-го века это Есенин и Маяковский. Оба первые.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-05-29 04:36 pm (UTC)

Re: За весь 20-й век не соглашусь.

Я бы еще добавил Гумилева. В принципе так. Люблю всех трех, особенно Маяковского.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: as_romanoff
2018-05-29 07:32 pm (UTC)
в 80-х девочки с факультета невест из мгу сравнивали стихи высоцкого с лирикой пушкина, сначала я смеялся, а потом смеяться перестал. высоцкий велик, не смотря на некоторые проблемы с его 5-й графой ...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-05-30 05:34 pm (UTC)
Таки девчонки правы.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: pan_sapega
2018-05-30 06:04 pm (UTC)
всё "средневековье " у Высоцкого - заказное под один конкретный фильм. сразу не взяли , правда .
да и военная тематика часто на заказ шла . не всё сразу использовали , не всегда в его исполнении , но ничего - потом "вставили".
всё , что не отвечает концепции - тема репрессий , да и " русофобию" где можно притянуть - выбросили за ненадобностью. " летела жизнь в плохом автомобиле..".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: farnabazsatrap
2018-05-30 06:19 pm (UTC)
Да, средневековье у него совершенно условное,простейший реквизит.
Вообще везде одна и та же роль, лирический герой без изменения.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: n_hk
2018-09-13 02:06 am (UTC)
Согласен. Но Ему почему-то разрешили сказать все, как выпустили в Париж и разрешили Мерседес. А остальных пушкиных, есениных, васильевых, клюевых, рубцовых, платоновых.....тупо убили....
(Reply) (Thread)