?

Log in

No account? Create an account
Записки о новом времени - Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Записки о новом времени [Jun. 22nd, 2018|10:33 pm]
Живой журнал leorer-а
Наше время иное...

1. Молодежь

После сообщений о предстоящем резком повышении пенсионного возраста в России я написал в одной из дискуссий, где упоминалось о том, что от этой меры пострадает поколение, развалившее Советский Союз, отказавшееся от социализма и поменявшее его на джинсы, жвачку и гамбургеры в "Макдональдсе", что мы видим тут пример универсальной справедливости. Молодежь должна понять, что "так делать нельзя".

Однако похоже, что молодежь приходит к совсем другим выводам. Они заключаются в том, что заботиться о своем будущем бессмысленно, потому что всё равно обманут и ничего не отдадут. Поэтому надо получать максимум удовольствий здесь и сейчас и по возможности не платить налоги. Череда социальных дефолтов, произошедших в последние 100 лет, убеждает именно в этом.

В свое время индейцы Андского региона в Южной Америке, живущие в зоне постоянных землетрясений, пришли к выводу, что нет смысла строить капитальное жилье, которое будет разрушено очередными толчками, и начали строить жилища из необожженной глины с перекрытиями из тростника и веток. Так безопаснее. Армяне, в отличие от евреев, были в прошлом великими строителями, однако после того, как несколько столетий по Армянскому нагорью прокатывались волны нашествий кочевых туркменских племен, уничтожавшие всё на своем пути, они начали жить примерно в таких же домах, в каких жили арабы Палестины к моменту появления здесь первых еврейских репатриантов. Не было смысла сооружать что-то более симпатичное и удобное для жизни.

С таким подходом можно жить. В Средние века не было ни пенсий, ни социального обеспечения, но люди жили. Какие могут быть гарантии, когда в любой момент к тебе может прийти очередная орда? Вот к такой же ментальности и такому же образу жизни мы приходим и в Новое Средневековье, которое переживаем сейчас.

2. Нараяма

А старики в связи с повышением пенсионного возраста очень часто упоминают в социальных сетях японскую легенду о Нараяме. Так вот, оказалось, что обычай "убасутэ", на котором основана легенда, никогда не существовал в реальности. Пруфлинк. Это именно легенда, и ничего более.

Как она появилась, можно предположить. Япония, как и Россия, является страной догоняюшего развития, и там тоже наверняка по тем же причинам существует неполживая интеллигенция, считающая свою страну немытой и темной, а Запад – маяком и примером для подражания во всем. Вот такой японский интеллигент и снял фильм про Нараяму, чтобы японцы ужаснулись самим себе (С) и поняли, что так жить нельзя (С). Он снял этот фильм для западной аудитории и в расчете на премию Каннского кинофестиваля, которую получил.

Однако это не значит, что в Японии и в остальном мире общество тратило на обслуживание немощных стариков большую часть своих ресурсов и вообще существенную часть этих ресурсов. Эта проблема решалась гораздо проще, без затаскивания на гору.

Я читал, что в еврейских местечках в начале прошлого века таких стариков обычно додушивали во время приступа удушья примерно так, как воспитательница Инна Скибенко "успокоила" девочку Ясмин Винту – клали им на голову подушку и садились на нее. А в русских деревнях стариков, которые переставали вставать с полатей или с печи, переставали поить и кормить, и они умирали в течение двух-трех дней.

Об этом мало пишут по той же причине, по которой мы не находим многочисленных художественных описаний процесса дефекации – неэстетично.

3. Образовательный пузырь

С каждым годом в странах Запада растет число людей, закончивших университеты, но работающих на должностях, не требующих полученного образования. Эти люди тащат на себе огромные долги за обучение и вынуждены выплачивать их со своих скромных зарплат. Данное явление называют "образовательным пузырем", по аналогии с жилищным.

При капитализме нет ни образования, ни здравоохранения, а есть образовательные услуги и услуги здравоохранения. Услуги оказываются тем, кто хочет и может за них заплатить. Главная цель существования университетов – поддержание системы, обеспечивающей непыльной работой слой социально близких, как и в случае с ешивами. Если люди готовы платить деньги за ненужные образовательные услуги, никто не может им это запретить.

В то же время система профессиональной подготовки молодежи по реально нужным специальностям уничтожена не только в России и не только в Израиле, но и везде в "первом мире" под предлогом того, что "скоро рабочие нам не понадобятся, и всю работу будут делать роботы". Это привело к тому, что работать на многих заводах некому, кроме стариков, и производства приходится переносить в Китай. Чего и требовалось добиться.

Впрочем, подобное происходило и в загнивавшем Совке, где нередко принимало гротескные формы. Ярким образцом стал культовый советский фильм "Большая перемена", в которой учитель истории, полное чмо по жизни, обучает ненужным вещам людей, на голову превосходящих его по жизненному опыту и приносимой ими обществу пользе. Этих вполне состоявшихся людей из-под палки гонят в школу рабочей молодежи, потому что "современным рабочим нужны знания".

Для сравнения, вот стихотворение Бориса Слуцкого на ту же тему – об учителе истории в школе рабочей молодежи, но написанное, когда советская система еще не до конца сгнила:

В те годы утром я учился сам,
А вечером преподавал историю
Для тех ее вершителей, которые
Историю вершили по утрам:

Для токарей, для слесарей, для плотников,
Встававших в полшестого, до гудка,
Для государства нашего работников,
Для деятелей стройки и станка.

Я был и тощ и невысок, а взрослые -
Все на подбор, и крупные и рослые,
А все-таки они день ото дня
Все терпеливей слушали меня.

Работавшие день-деньской, усталые,
Они мне говорили иногда:
- Мы пожилые. Мы еще не старые.
Еще учиться не ушли года.

Работавшие день-деньской, до вечера,
Карандашей огрызки очиня,
Они упорно, сумрачно и вежливо
И терпеливо слушали меня.

Я факты объяснял,
а точку зрения
Они, случалось, объясняли мне.
И столько ненависти и презрения
В ней было к барам, к Гитлеру, к войне!

Локтями опершись о подоконники,
Внимали мне, морщиня глыбы лбов,
Чапаева и Разина поклонники,
Сторонники голодных и рабов.

А я гордился честным их усердием,
И сам я был внимателен, как мог.
И радостно, с открытым настежь сердцем,
Шагал из института на урок.


Почувствуйте, как говорится, разницу между героем этого стихотворения и Нестором Петровичем в восприяии своей миссии и в отношении к классу.

4. Вавилонское столпотворение

В ходе обсуждений уже упомянутой истории Инны Скибенко и Ясмин Винты мне только один раз написали, что речь идет о случае в садике "для нищебродов-гастарбайтеров". Общество, как русскоязычное, так и "кактусное", восприняло эту историю как касающуюся каждого из нас.

Такие люди как Инна Скибенко и Дорина Винта стали неотъемлемой частью израильского общества. Еще 10 лет назад такого не было. Люди приезжают, проходят процесс поэтапной натурализации. Чисто молдавской девочке дали чисто израильское имя Ясмин, и если бы она выросла, она стала бы обыкновенной израильтянкой, ничем не отличимой от всех остальных. Только раввинат ограничивал бы ее в правах на бракосочетание в Израиле, но на это можно не обращать внимание.

Россию еще несколько лет назад лихорадило от событий в Пугачеве, Сагре, Бирюлеве. Однако сейчас тема этнической преступности полностью исчезла из средств массовой информации и публичного дискурса.

Я спросил у своего френда, почему так произошло, предложив несколько объяснений. Он ответил, что все они верны. Прежде всего мигранты стали такой же неотъемлемой частью России, как и в других развитых странах мира, и тема утратила актуальность. К чему это в итоге приведет, не знаю. Возможны варианты.

5. Ядерная зима

В техно-опере Владимира Аргонова "Легенда о несбывшемся грядущем", о которой я уже писал, меня больше всего поразила легкость необыкновенная, с которой автор раскрывает тему ядерной войны, уничтожающей человеческую цивилизацию. Решение о ее начале принимает генеральный секретарь ЦК КПСС, у которого умерла любимая девушка:

Мир, где есть боль,
Утратил право жить так, как жил,
Иначе его жизнь
Не стоит наших сил...


В другом произведении Аргонова:

Но, может быть,
Нас уничтожить легче, чем сохранить?
Мы так привыкли по течению плыть,
Где всем с рожденья одна судьба.


Подобные тексты никогда не смогли бы написать представители поколения, создавшего "Иволгу" и "Я любло тебя жизнь". Что касается последнего, я вообще не представляю, кем должен был быть человек, способный написать такой поэтический текст. В том поколении даже "ветераны Ташкентского фронта" не смогли бы вот так рассуждать о ядерной зиме, потому что была реальная возможность того, что их таки заберут на реальный фронт, и они там погибнут.

Похоже, что запас прочности, созданный двумя мировыми войнами, исчерпан, и человечество вернется к пониманию азбучных истин только после очередного крупномасштабного катаклизма. Конечно, если выживет.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: farnabazsatrap
2018-06-27 11:44 am (UTC)
1."обычай "убасутэ", на котором основана легенда, никогда не существовал в реальности. Пруфлинк. Это именно легенда, и ничего более"

Подобные обычаи действительно существовали, но очень давно, когда ещё не было даймё.

Велецкая Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов

https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/okkultizm/veleck/index.php

2."При капитализме нет ни образования, ни здравоохранения, а есть образовательные услуги и услуги здравоохранения. Услуги оказываются тем, кто хочет и может за них заплатить."

Если не ошибаюсь, сейчас в Германии окончательно отменили плату за государственное высшее образование.

3. "стихотворение Бориса Слуцкого на ту же тему – об учителе истории в школе рабочей молодежи, но написанное, когда советская система еще не до конца сгнила:...

Почувствуйте, как говорится, разницу между героем этого стихотворения и Нестором Петровичем в восприяии своей миссии и в отношении к классу"

Стихотворение откровенно слабое,пропагандистски- дидактическое, к поэзии отношения не имеет.

4."Россию еще несколько лет назад лихорадило от событий в Пугачеве, Сагре, Бирюлеве. Однако сейчас тема этнической преступности полностью исчезла из средств массовой информации и публичного дискурса."

Рты людям заткнули.Ситуация всё хуже.

Вот https://roman-yushkov.livejournal.com/227769.html
-главари таджикской диаспоры нападали на людей, били журналистку.Суд их в итоге оправдал, зато самого Юшкова судят "за отрицание Холокоста"(это ложь, он не отрицает уничтожение немцами евреев).

"Группа пермских журналистов передала лидеру пермских таджиков Хуршеду Саидову своё обращение касательно агрессивного и оскорбительного поведения в отношении журналистов со стороны другого известного таджикского деятеля Абдулхабиба Хамидова. Во время суда над ещё одним таджикским лидером Хамидов, находясь возле крыльца Дзержинского районного суда Перми, оскорблял журналистов нецензурной бранью, бил телеоператорам по видеокамерам, а затем ударил по лицу юную корреспондентку агентства «59.ru» Веронику Свизеву, требуя прекратить съёмку (см. видео)."






"18.02.2018 20:51
Группа пермских журналистов передала лидеру пермских таджиков Хуршеду Саидову своё обращение касательно агрессивного и оскорбительного поведения в отношении журналистов со стороны другого известного таджикского деятеля Абдулхабиба Хамидова. Во время суда над ещё одним таджикским лидером Хамидов, находясь возле крыльца Дзержинского районного суда Перми, оскорблял журналистов нецензурной бранью, бил телеоператорам по видеокамерам, а затем ударил по лицу юную корреспондентку агентства «59.ru» Веронику Свизеву, требуя прекратить съёмку (см. видео).

В ходе долгого обсуждения и переписки пермская полиция отказалась возбуждать в отношении Хамидова уголовное дело по статье Уголовного кодекса «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов». Полицейское руководство объяснило, что возбудило бы дело в случае, если бы нападение Абдулхабиба Хамидова на журналистов произошло непосредственно в здании суда, а поскольку оно случилось рядом, то оснований для возбуждения дела, якобы, не имеется.

Абдулхабиб Хамидов на протяжении долгого времени являлся председателем ревизионной комиссии «Союза таджиков Пермского края», а также представлял организацию в Координационном совете по национальным вопросам при губернаторе Пермского края. Никакой реакции пермской власти на данное нападение также не последовало"

Edited at 2018-06-27 03:29 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-06-30 02:13 am (UTC)
Спасибо за коммент. Очень интересно.
В Германии отменили плату за высшее образование - это очень хорошо. Но это не отменяет факт наличия образовательного пузыря. В СССР образование было бесплатным. При этом куча ресурсов вбухивалась в обучение бессмысленным вещам.
Вот пример. В СССР готовили прорабов пять лет на факультетах "Промышленное и гражданское строительство". Сколько продолжается курс "менаэль атар" (начальник участка) в Израиле? 10 месяцев. На этот курс может поступить любой человек, проработавший на стройке два года. И результат одинаковый - специалист получается не хуже, чем тот, которого готовили в СССР за пять лет.
Насчет стихотворения Бориса Слуцкого - о вкусах не спорят. :) Я знаю Ваше отношение к "советчине", но оно далеко от объективности и не совпадает с моим. Признаю Ваше право на такое отношение, но его культивирование в наши дни, ИМХО, контрпродуктивно, потому что эти идеологемы, активно поддерживаемые сверху известными кругами, служат оправданием очень гадким вещам, прежде всего глобализму. Шизофреническая антисоветчина 90-х стала идейным оправданием дербана страны и разграбления общенародной собственности, созданной трудом трех поколений советских людей.
Насчет гастарбайтеров, таджикской диаспоры и прочего. Думаю, действительно имеют место оба отмеченных мной фактора - и затыкание ртов, и привыкание общества к большей этнической и религиозной гетерогенности, как это происходит в странах первого мира везде, ведущее к снятию этой проблемы в качестве значимой.
Есть и еще одно, связанное со вторым. Буквально на моих глазах идет интересный процесс - рабочая сила становится дефицитным ресурсом. Причем не только "квалифицированная рабочая сила", как принято говорить согласно штампу, а вообще любая - человек с двумя руками, двумя ногами, головой и работающими глазами и ушами, способный функционировать на определенном рабочем месте в производстве и сфере обслуживания, становится дефицитом, как нефть и вода. Эпоха дешевого труда закончилась.
Несколько лет назад у нас работодатели имели выбор и могли бросаться кадрами. Не нравятся арабы? Возьмем украинцев. Не нравятся украинцы? Возьмем китайцев. Это закончилось - людей, предлагающих свой труд в любой конторе по найму рабочей силы, нет. Поэтому держатся за каждого, если он не лодырь и не бракодел. Даже если за ним приходится переделывать работу, за такого тоже держатся, потому что если он уйдет, другого будут искать несколько месяцев, а кто будет работать на его месте?
И это, насколько мне известно, происходит везде в "первом мире".
Люди с мышлением юриста думают, что решить проблему - это значит заключить грамотный договор. Вот у нас заключили договор о ввозе 20 тысяч китайских строительных рабочих, и все обрадовались. И что? Нет этих рабочих. У китайцев есть выбор, где работать, и они едут не к нам. Приехало от силы пять тысяч, остальных не могут набрать. Так что полуторамиллиардный Китай в этом смысле тоже "закончился".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: raffal
2018-07-01 08:27 am (UTC)
"Вот пример. В СССР готовили прорабов пять лет на факультетах "Промышленное и гражданское строительство". Сколько продолжается курс "менаэль атар" (начальник участка) в Израиле? 10 месяцев. На этот курс может поступить любой человек, проработавший на стройке два года. И результат одинаковый - специалист получается не хуже, чем тот, которого готовили в СССР за пять лет."

.. потом, правда, я израильским друзьям соболезнования не успеваю высказывать - когда у них праздничные залы и рестораны обрушиваются во время свадеб и бар-мицв .. :-(
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pan_sapega
2018-07-01 12:52 pm (UTC)
если бы в своё время из обучения на факультетах "Промышленное и гражданское строительство" убрали историю
КПСС , марксистко - ленинские философии , этику , эстетику ... и научный коммунизм , а так
же военную кафедру и ГО - то те же 10 месяцев на специальность и осталось . из 5 лет . с тем же результатом по части обрушений и катастроф . .
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-07-01 06:15 pm (UTC)
Сейчас вроде бы все это убрали, но срок обучения не изменился. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pan_sapega
2018-07-01 06:19 pm (UTC)
интересно , чем компенсировали . вместо обязательного научного атеизма ввели закон божий ?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-07-02 05:41 pm (UTC)
Не знаю.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-07-01 06:13 pm (UTC)
О причинах таких катастроф как зал "Версаль" и "мост Маккабиады" я мог бы написать длинный текст, но ограничусь тем, что они никак не связаны с низкой квалификацией прорабов, а вызваны грубыми ошибками в проектах и полным отсутствием того, что в СССР называлось авторским надзором.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: vadim_brilliant
2018-06-29 03:19 am (UTC)
Не, мысль, что "современным рабочим нужны знания", совершенно верная. Знаете, видел в Интернете мысль, с которой полностью согласен. Что "безграмотный умелец хорош лишь до первой аварии". Слышали же вы об израильских понятиях, пришедших из армии - "рош катан" и "рош гадоль".

Потом. Вы как-то писали о больных деменцией. Так вот. Известно, что у учёных в старости бывает она редко. Вывод? Хочешь, чтобы, вплоть до последнего момента жизни, работала голова и не было деменции? Побольше нагружай мозги. И посылай нахер умников, поучающих, что "когда тебе эти знания пригодятся?". Понимающих под словом "пригодиться" - "Конвертироваться однажды в большое бабло".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-06-30 01:47 am (UTC)
Мое мнение такое. Перегрузка людей лишними знаниями, которые никогда не будут востребтваны - это ОЧЕНЬ ПЛОХО. Потому что напрасно убивается драгоценное время, и люди обрастают комплексами совершенно на пустом месте.
Хороший исторический пример - китайские "государственные экзамены" на право занять должность чиновника, практиковавшиеся вплоть до революции 1911 года. Люди тратили годы жизни на изучение древнекитайской литературы, по которой сдавался экзамен. Известен случай, когда человек в 80 лет наконец сдал этот экзамен и получил титул "Расцветающий талант" - первую степень, дающую возможность начать восхождение по карьерной лестнице. Жизнь удалась.
У нас тоже в известном секторе занимаются бессмысленным изучением Талмуда. Я работаю с людьми из разных секторов, в том числе из ортодоксального, и могу ответственно сказать, что не замечаю большей развитости ортодоксов в интеллектуальном отношении по сравнению, скажем, с арабами. То есть, это напрасная трата времени, ресурсов и сил. Причем тот факт, что эта трата оправдывается идейными соображениями, будь то сохранение наследия еврейского народа, как в случае с ортодоксальным образованием, или изучение сверхценных идей, как в случае с изучением марксизма в бывшем СССР, является не облегчающим, а отягчающим вину обстоятельством.
Ну и что касается деменции. Знаю кучу простых людей, занимавшихся всю жизнь до старости производительным трудом и не впавших в деменцию, а сохранявших до последних дней ясность мышления. Тратить напрасно годы молодости на то, чтобы предохраниться от возможной деменции в старости? Бред.

Edited at 2018-06-30 01:54 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: vadim_brilliant
2018-07-01 03:24 am (UTC)
Напишу ответ сегодня вечером, когда вернусь с работы. А пока, даю ссылку, прочтите (хотя думаю, что вы это читали уже, но ещё раз не помешает). Хорошо сказано о том, зачем нужно, чтобы люди не были приучены думать. https://mikhailosherov.livejournal.com/1310169.html

Edited at 2018-07-01 03:25 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-07-01 06:06 pm (UTC)
Напишите. Я тоже хочу со временем написать развернутый текст о школе и ее задачах. Что же касается приучения думать, то советская школа катастрофически провалила эту задачу, что мы видим хотя бы потому, что она воспитала поколение Перестройки, обменявшее социализм на жвачку и джинсы и позволившее без всякого сопротивления подлейшей швали отнять у него общенародную собственность, созданную трудом трех поколений советских людей. У этих выпускников советской школы было меньше умения думать, чем у африканских царьков эпохи работорговли, обменивавших своих подданных и драгоценные ресурсы, включая золото, на бусы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Victor M
2018-07-02 08:21 am (UTC)
Советская общеобразовательная школа не могла провалить ту задачу, которая перед ней толком и не ставилась. Она должна была прежде всего пестовать послушных системе граждан (впрочем, как общеобразовательная школа любой другой системы), с чем она худо-бедно и справлялась. И вот послушные системе граждане, ведомые в Перестройку выпускниками школ марксизма-ленинизма, и лишились общенародной собственности. Вот как раз в тех школах системно думать, к сожалению, приучали крайне слабо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-07-02 05:40 pm (UTC)
Ну так я именно про это пишу. Советская школа занималась идеологической индоктринацией вместо того, чтобы формировать целостную и максимально приближенную к реальности картину мира, в рамках которой на все вопросы типа "а что будет, если сделать так", есть адекватные ответы.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: vadim_brilliant
2018-07-04 05:16 pm (UTC)
Умение думать системно, это особенность зрелого возраста, если человек не дурак. Но большинству подростков это недоступно. А школа ведь на подростков ориентирована.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: vadim_brilliant
2018-07-04 05:02 pm (UTC)
Приведённые вами примеры с изучением Талмуда и с марксизмом-ленинизмом считаю некорректными. Древний Китай с его "экзаменами на чин" - отдельный случай, я в этом мало шарю, хотя, думается мне, то, что хотели видеть чиновника с высокими ценностями - оправдано вполне. Чиновник без ценностей становится неизбежно коррупционером. Но ладно, Китай от нас далеко, Восточная Азия - совсем иной мир.
Но вот изучение Талмуда. Это ведь - дорога не вперёд, а вбок! В мир мистики и фантазий. Единственная польза - развивает память, могут же они помнить наизусть разные абзацы из Торы и Талмуда. Но это не развивает ни мышления, ни знаний.
А что до марксизма-ленинизма. Одна из бед СССР, то, что из этой философии сделали догму, что сковывало советскую мысль, не давая ей взлететь. Пример тому - печально известные истории с генетикой и кибернетикой, чья вина была в том, что они не укладывались, как казалось "философам", в установленные постулаты. Вот, заинтересовался я диалектическим материализмом. Впечатление - тот же гегелевский идеализм, только в материалистической обёртке. Вот тезис, что "материя - первична, сознание - вторично". а что такое "сознание"? Да функция человеческого мозга, вот что! То есть, оно не "вторично" по отношению к материи, оно само - материя! Представляете ли вы себе утверждение, что функция сердца или печени - это не материя, а нечто от неё отдельное, и при этом - вторичное? Кто-то такое скажет - засмеют! То есть, идеализм, ИМХО. Или вот, "материя существует независимо от нашего сознания". Если я какую-то вещь изготовил, спроектировал или разрушил, то как это она не зависит от моего сознания? Потом, применительно уже к человеческому обществу, "Бытие определяет сознание". А на самом-то деле, тут взаимозависимость! Разве общественное сознание не влияет на общественное бытие? Зачастую, ещё как влияет!

Насчёт производительного труда, который, на ваш взгляд, противопоставлен труду учёного или инженера. Производительный труд ведь разный бывает! Работа за конвейером большого ума не требует, тут главное - "уметь вертеться", но вот чтобы тот конвейер починить - уже знания нужны. Особенно если он управляется электроникой.

И в чём виновата школа? Она прививала ценности, как могла. и они работали в основном. Это и теперь не ушло окончательно! Знаете, я был в Харькове в 2011 году, видел пример самого настоящего советского коллективизма - когда пассажиры троллейбуса вместе толкали его, поскольку его "рога" слетели с проводов, и надо было подтолкнуть его под провода. Вы в Израиле можете ли такое себе представить? И не потому, что в
Израиле нет троллейбусов. Израильтяне любят поскандалить, когда считают, что их недостаточно обслужили, но чтоб самим что-то сделать? Да что вы.
Ну и джинсы-жвачки. Да понять пора, что хотелки каких-то недорослей из хороших семей иметь эти штучки - сыграли в трагедии СССР самую наименьшую роль!А основную роль сыграло - хотелка советских начальников стать полноправными хозяевами всего того, чем они руководили. Да и потом, советскому руководству, ИМХО, таки следовало присмотреться к запросам молодого поколения, и как-то пойти навстречу. Увы. Старшее поколение, прошедшее войну и лишения, не понимало, что у сытого молодого поколения могут быть запросы, которые им казались пустыми капризами. Это тоже была ошибка.

Edited at 2018-07-04 05:38 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-07-04 07:12 pm (UTC)
Марксизм, как и любая другая идеология, сформировался в результате воздействия многих факторов, значительная часть которых случайна и не обязательна для получения желаемого результата. Марксизм формировался вскоре после Просвещения, через несколько десятков лет после Вольтера и Руссо, когда религиозность считалась в просвещенных кругах чем-то неприличным, а научный метод познания - единственно возможным. Маркс обращался к интеллектуалам своего времени. Он не мог и не хотел казаться ретроградом и поэтому позиционировал свое учение как научное, а не религиозно-мировоззренческое. Коммунизм у него должен был обеспечить более высокую производительность труда по сравнению с капитализмом.
http://www.proza.ru/2016/06/08/358
Я там всё сказал.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: vadim_brilliant
2018-07-06 12:27 pm (UTC)
Вы в основном там правы. Но вы, как говорится, "носитесь как с расписной торбой" с идеей "свободного выбора". Надо прояснить суть понятия.
Говоря языком математики, вот множество Х, надо нам выбрать его подмножество Y. Обычно при этом требуется, чтобы множество Y было единичным, например, когда политические выборы - выбери кого-то одного, а не больше. Во первых, множество Х при этом обычно само очень мало, выбора мало. "Кошелёк или жизнь", например. Во-вторых. Такой выбор - определённая мыслительная операция. То есть, решение, что выбрать - это "теорема", выводимая из неких "аксиом". Каких? Во-первых, инстинктов. Например, когда мы, вибирая еду, выбираем более вкусную. Тут за нас выбирает Его Величество Инстинкт. Во-вторых, та информация, которая в нас была заложена социальной средой. Например, когда мы выбираем еду уже по другому критерию - полезности для здоровья. Делаем это - на основе знания, какая еда полезна. При этом, это могут быть серьёзные научные знания, а могут быть - прочитанные в книжке какого-нибудь самозванного "гуру", каковых в 90-е годы куча расплодилась.

Не говоря уже о политических выборах, когда "электорат" голосует так, как по телевизору скажут.

Что тут видим? Что "свободный выбор" - это, на самом деле, выбор никакой не "свободный", а основанный на заложенной в нас матрице, и манипулируемый весьма.

Первые мои годы в Израиле, я много спорил с религиозными. Давно не спорю, понял, что проще пробить головой стену, чем их в чём-то переубедить. Так вот, они тоже любят термин "свобода выбора", каковую религия якобы даёт. Чтобы понять, что они при этом подразумевают, надо быть одним из них, логикой атеиста этого не понять никак.

Теперь, насчёт "руководящей и направляющей". Понимаете ли, при индустриальной экономике, нельзя иначе. Будучи одним большим механизмом, она требует большое количество "операторов". Плюс, тут нужна структура типа "церкви", которая будет задавать "операторам" моральные нормы. Потому что, как я уже писал, государственный служащий может быть одним из двух - или человеком высоких моральных принципов, или коррупционером - третьего не дано. В СССР, такой "церковью" была "партия" с её идеологией. Многие, не только вы, мечтают об "СССР 2.0", в котором ни "операторов", ни "церкви" не будет, а будет некая "прямая демократия". Ей-Богу, не знаю, как это осуществить.

Edited at 2018-07-06 12:28 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-07-04 07:14 pm (UTC)
Производительный труд ведь разный бывает! Работа за конвейером большого ума не требует, тут главное - "уметь вертеться", но вот чтобы тот конвейер починить - уже знания нужны. Особенно если он управляется электроникой.
Наладчики конвейеров и операторы станков с ЧПУ - рабочие. Даже если у них инженерное образование. А проектирует станок и автоматизированную линию инженер.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: raffal
2018-07-01 08:30 am (UTC)
"Мое мнение такое. Перегрузка людей лишними знаниями, которые никогда не будут востребтваны - это ОЧЕНЬ ПЛОХО. Потому что напрасно убивается драгоценное время, и люди обрастают комплексами совершенно на пустом месте."

Леонид, не бывает ЛИШНИХ знаний ! Даже если вот этому конкретному человеку вот эти конкретные знания не пригодились - мозги-то они ему, в процессе обучения, точно "разогрели".

Ты прости, дружище, но ты снова уподобляешься герою Пруткова .. Тебя самого учили на совесть, не жалея сил, времени и денег - а следующему поколению ты в этом отказываешь. Неправильно это, Лень ! :-(
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-07-01 06:10 pm (UTC)
Лишние знания НЕ разогревают мозги. Вот этот мой материал - http://www.proza.ru/2016/06/07/334 - тому доказательство. Задача школы не в том, чтобы дать формальные "знания", а в том, чтобы дать объективную картину мира и научить человека ориентироваться в нем и понимать в нем свое место.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: vadim_brilliant
2018-07-04 05:30 pm (UTC)
"Задача школы не в том, чтобы дать формальные "знания", а в том, чтобы дать объективную картину мира и научить человека ориентироваться в нем и понимать в нем свое место."

Смотрите. А кто вообще её знает, эту самую "объективную картину мира"? Опять же, советские марксисты думали, что взяли в этом вопросе бога за бороду. Но мир слишком сложен и огромен, охватить его трудно, и вопрос, будет ли когда-либо найдена та "капелька, в которой мир отражается", что-то типа евклидовых аксиом, из которых выводится всё знание обо всём. Так что хотите от школьников, которые проходят тот возраст, когда на уме вообще совсем иное?

А что до этого вашего рассказа. Мне вот, как "совкодрочеру", ясно, что это система оглупления людей, нужная буржуазному строю. Вот это вот "нам завидуют, нас ненавидят" - это знаете, видел я такой комментарий в блоге Майсуряна, написанный им же: "Нация - это союз всадника и лошади. Чтобы лошадь не взбрыкнула, нужен общий враг". Так и в Украине, и в России, и в Израиле. Причём Израиль, ИМХО, больше всех в этом поднаторел. Потом, капитализму нужны, в общем, 3 сорта людей - 1)Неквалифицированные рабочие, которым не надо знать и таблицы умножения 2)Узкие специалисты 3)Управленцы - им только и надо много чего знать. А первых двух - дурят этой самой религией.

Edited at 2018-07-04 05:45 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2018-07-04 07:07 pm (UTC)
Хочу в ближайшее время написать отдельный текст про картину мира и задачи школы (в идеальной ситуации).
(Reply) (Parent) (Thread)