?

Log in

No account? Create an account
Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Китай и русские [Sep. 7th, 2019|06:46 am]
Живой журнал leorer-а
В этом месяце Китайской Народной республике исполняется 70 лет. Народный Китай - самый впечатляющий пример национального успеха за в последнем столетии. Страна превратилась из полуколонии в самую развитую промышленную державу мира, валовой национальный продукт которой, если убрать из него финансовую сферу, значительно превосходит американский, стала мастерской мира. Этот успех еще более впечатляющ благодаря тому, что он достигнут не военной экспансией и не грабежом других стран, а честным производительным трудом.

Казалось бы, китайский опыт должен был бы стать объектом пристального изучения не только специалистов, но и всего общества в России. Однако там нет интереса к Китаю, напоминающего традиционный интерес России к Западу. Российские элиты времен Петра Первого, разночинцы, большевики, перестройщики - все они пытались копировать Запад, но никогда не проявляли аналогичный интерес к Китаю. Западофилия российских элит всегда обосновывалась тем, что "Запад успешен, мы от него отстаем, должны срочно учиться у Запада, чтобы догнать его". Но вот сейчас китайская модель намного успешнее западной, но мы не видим в России массового желания учиться у Китая и перенимать его опыт. Так в чем же дело?

У меня есть догадка. Дело тут не в "успешности Запада", а в том, что в прошлом называлось "вольностями дворянства". Запад предлагает России модель, в которой аристократия и ставшая ее наследницей интеллигенция может не нести никакой ответственности перед народом страны, государством и его правителем и при этом припеваючи жить. Именно в этом причина традиционной и современной российской западофилии. В Китае же в успешные периоды его истории национальная элита всегда была элитой Служения и никогда не обладала вольностями. История научила китайцев, что вольности дворянства оборачиваются слабостью и распадом государства, а слабое государство - это наводнения, нашествия варваров, голод и смерть. Поэтому там "перестройщиков" не жалуют.

Вольности дворянства - это всегда плохо для народа. В Речи Посполитой, где дворянство пользовалось небывалыми вольностями, народ был самым забитым, эксплуатируемым и закрепощенным в Европе. Это объяснимо - ему приходилось кормить огромную прослойку паразитов и их обслуги, а не узкий слой государственных чиновников. 90-е годы в России, ставшие адом для народа, были раем для элиты и интеллигенции, которые могли жирно питаться на западные гранты, свободно воровать и шикарно жить, питаясь трупом распадающейся страны.

С западофилией российских элит мы разобрались, теперь перейдем к Китаю. В мире всего четыре страны добровольно выбрали в 20-м веке социалистическую модель - это Россия, Китай, Вьетнам и маленькая Куба. Всем остальным эта модель была навязана, поэтому она там не привилась и вызвала реакцию отторжения. Для Китая эта модель, сводящаяся к тому, чтобы солидарными усилиями поднять страну и плодами ее развития могли пользоваться все трудящиеся, оказалась органичной. И результат мы все видим. Он убедительно опровергает тезис о бесперспективности социализма. Китайский социализм не собирается умирать. Тем, кто утверждает, что в Китае нет никакого социализма, объясним, что это и есть реальный социализм, как любили говорить в СССР при Брежневе. "Государственная монополия, плодами которой пользуется народ" - это реальный социализм. При нем заработанные деньги тратятся на строительство объектов инфраструктуры и развитие страны, а не на особняки и яхты миллионеров. А коррумпированных чиновников казнят.

Хочется остановиться на некоторых этапах истории социалистического Китая. С первыми годами, когда русский с китайцем были братьями навек, всё ясно. Так и должно быть. Потом китайцы не приняли развенчание культа личности Сталина, и это понятно. Общество, воспитанное на конфуцианской традиции, на уважении к правителям и к старшим, не могло принять дикарский ритуал коллективного пинания трупов умерших вождей. С дикарями не хочется дружить, даже если они хорошо умеют делать бумеранги.

Кстати, в народном Китае не было ничего похожего на снос церквей и памятников царям. Мавзолей Сунь Ятсена, основателя Гоминьдана, благополучно стоял и стоит в Нанкине. Императоры, начиная с Циньши Гуанди, пользовались и пользуются уважением в социалистической стране. Исключение составляют только императоры последнего этапа Маньчжурской династии, продававшие страну иностранцам, и это правильно. Китайская революция соединила социальное освобождение с национальным. Такой вариант был потенциально возможен и желателен в России. "Мы свергли немецкую династию Романовых и вернули страну русским". Но в России он не реализовался.

"Великая пролетарская культурная революция" стала ответом китайского руководства на "советский ревизионизм". Мао Цзэдун и его окружение понимали, что выбранный русскими путь в конечном итоге приведет к реставрации капитализма, к тому, что коммунистические элитарии "станут феодалами", эксплуатирующими собственный народ. Идея была в том, чтобы разбудить инициативу низов, поднять их против предательских элементов в элите и интеллигенции, готовых повести и Китай туда же. Попытка оказалась неудачной, "Культурная революция" выродилась в вооруженную анархию и была свернута. Однако неправильно закрашивать 60-е годы прошлого века в Китае только черной краской. Вот простой пример - первая очередь Пекинского метро была открыта в 1969 году, а строительство началось в 1966-м. Лучший в мире китайский метрострой, построивший системы скоростного транспорта в 30 городах страны, вводящий единоразово до 70 станций подземки, работающий во множестве зарубежных стран, включая Израиль, родился в годы "Культурной революции". Как такое было возможно в годы, когда всё разваливалось и разрушалось?

В СССР того времени партократия и интеллигенция объединились в критике маоизма и ненависти к нему. Это был уникальный случай, когда их "вектора интересов" совпали - больше такого не было ни по одному вопросу за всю советскую историю. Кряклокоммунист Иван Ефремов изобразил в "Часе Быка" карикатурный Китай, в котором даже иероглифическая письменность ограничивает возможности свободного мышления и лишает общество потенциала развития. Сейчас мы видим, насколько он был "прав". Раннему Высоцкому разрешалось исполнять песни на две темы - о войне и о хунвэйбинах. Издевательство интеллигенции над хунвэйбинами поддерживалось и приветствовалось партократией. Мне кажется, что закручивание гаек, начавшееся в СССР в конце 60-х годов прошлого века, объясняется страхом партократии не только перед чехословацким, но и перед китайским сценарием возможного развития событий в СССР.

Я писал в статье про народного героя Лэй Фэна о странном феномене. Солдат Народно-освободительной армии Китая был намного более свободным, исполненным собственного достоинства человеком, чем солдат Советской армии. То есть, даже тогда во многих отношения китайский народ был более свободным, чем советский. Это не вписывается в матрицу мышления русских, но это так.

Считается, что китайцы всегда отличались "премудрым незнаньем иноземцев". Это не так. Китайцы успешно учились у западных людей. Они многое перенимали не только у русских, но и у немцев, например, когда было чему учиться. Сейчас успешно учатся у американцев, не переставая быть собой.

И вот еще на чем следует остановиться. Китайцы - единственный народ, несправедливо обиженный и обкраденный Россией. Я имею в виду Пекинский и Айгунский договоры. Представим гипотетическую ситуацию, когда правительство царской России, неспособное справиться с восстанием Пугачева, позвало на помощь войска Речи Посполитой, и она в благодарность за оказанную услугу забрала себе Псковскую, Новгородскую и Смоленскую области. Именно так получилось в Китае. Более того, на основании упомянутых договоров китайское население на левобережье Амура оставалось подчиненным китайскому правительству. Однако Россия нарушила эту договоренность и выгнала оттуда китайцев. Уже в советский период почти все китайские топонимы на Дальнем Востоке были переименованы. Для сравнения, никому в США не пришло в голову переименовывать Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Поэтому с сильной Россией Китай будет дружить, но если Россия распадется, китайцы заберут своё. Китайцы, как и русские, всегда приходят за своими деньгами. Второй Дальневосточной республики не будет, она никому не нужна и не удержится. Это еще один аргумент в пользу того, что "вторая перестройка" в России недопустима.

А народному Китаю мы пожелаем долгих лет процветания и дальнейших успехов.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: lj_frank_bot
2019-09-07 03:48 am (UTC)
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: История, Общество.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: plan_pu
2019-09-07 07:46 am (UTC)
Да, степень социальной деградации России, произошедшей за такое короткое время, не укладывается в сознании.
Мне, русскому до мозга костей и соответственно, когда-то, "природному жидофобу" немного завидно смотреть на социальную ткань Израиля, где невозможно предположить чтобы чья-то чиновничья харя даже в забытьи выдавала перлы про "макарошки" и "не просили рожать".
Русское служивое хабальё, на густопсовой путинщине возомнило себя буниными с непременным, сословным, презрением к "хаму".
https://vasilii-ch.livejournal.com/4613.html

Что касается Китая, то он стал нынешним Китаем, исключительно из-за того что сумели подавить своих "социальных нуворишей".
И кстати, насчет территориальных претензий, там ещё вилами по воде писано кто кому должен.
https://radmirkilmatov.livejournal.com/259018.html
А уж что касается современного Китая то он Плод(именно так) сталинских задумок. Мао не успел самостоятельно воплотить в жизнь тех планов громадьё, воплотили его последователи.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-09-07 12:32 pm (UTC)
Согласен. В Израиле так оскорблять т. н. "быдло" никто из политиков и чиновников, не желающих стать вечно бывшими, не осмеливается. Интеллигенция осмеливается, но она везде одинаковая. И получает по шапке. И это правильно. https://www.proza.ru/2016/06/08/403
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-09-07 12:39 pm (UTC)
2. Млять, и ссылка на дальневосточного сепаратиста. Я для таких и пишу, что второй Дальневосточной республики не будет - ее съедят за пару дней.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: plan_pu
2019-09-07 04:36 pm (UTC)

нет, нет

он не "дальневосточный сепаратист"
это просто его исторические очерки, несколько с альтернативинкой, но зачастую очень интересны
он сам из Лысьвы, хорший спец по эмалям
radmirkilmatov.livejournal.com/161627.html

поскитался по миру
radmirkilmatov.livejournal.com/27261.html
где-то даже "космополит")
вот здесь его арабский эпизод, если интересно
radmirkilmatov.livejournal.com/211915.html

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-09-07 05:08 pm (UTC)

Re: нет, нет

Понятно. Очень много спорных заявлений в статье про арабский эпизод, но в любом случае человек он очень интересный.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-09-07 12:52 pm (UTC)
3. Статья про социальный расизм белых великолепная. Огромное спасибо за ссылку.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pan_sapega
2019-09-07 08:32 am (UTC)
знамя красное , партия коммунистическая .
на этом социализьм в Китае и заканчивается.
ну, не играются местные миллиардеры
в яхты - во что то другом письками меряются .

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-09-07 12:41 pm (UTC)
Нет. То, что деньги тратятся не на яхты и дворцы олигархов, а на строительство железных дорог, туннелей и мостов - это принципиальная разница. И уровень жизни народа растет. Сейчас китайские туристы путешествуют по всему миру, в том числе и по Израилю. И путешествуют как свободные люди, а не "влево-вправо не уходить". Это тоже показатель.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pan_sapega
2019-09-07 02:13 pm (UTC)
с " социальными баллами" или без
них путешествуют ?
сколько в Китае платят за футболистов -пенсионеров и за какие оклады они согласны там
двигаться - это даже шейхи курят в сторонке.
и дворцы строят , целые альпийские
городки копируют для собственного миллиардерского удовольствия.
при НСДАП тоже рос уровень
благосостояния и массово путешествовали. на "Вильгельме
Густлофе". а как олигархов прижали?

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-09-07 02:24 pm (UTC)
Ничего не имею против системы социальных баллов. Их дают за правильное поведение, а не за количество денег на счету. Поэтому простой рабочий может купить билет на экспресс Пекин-Гуанчжоу, а человеку, осужденному за воровство и отсидевшему, такой билет не продадут, и он поедет на медленном поезде. Даже если у второго в кубышке больше денег, чем у первого. Так и должно быть в правильном обществе.
Про футболистов я не в теме.
Ничего против "Крафт дурх Фройде" я тоже не имею. Германский нацизм мы не любим не за это.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pan_sapega
2019-09-07 03:32 pm (UTC)
германский национал - СОЦИАЛИЗМ , китайский национал- СОЦИАЛИЗМ..
соседям приготовиться. и не соседям тоже.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-09-07 04:28 pm (UTC)
Гитлер тоже какал (С). Проблемой нацизма был не национализм и не социализм, а гитлеризм. Именно поэтому он стал тем, чем стал, а не потому что в нем были Гитлерюгенд, Крафт дурх Фройде и свастика.
https://www.proza.ru/2016/06/10/1125
https://www.proza.ru/2016/06/10/1143
(Reply) (Parent) (Thread)
From: plan_pu
2019-09-07 04:47 pm (UTC)

именно

делают из интересного начинания какую-то инфернальную пугалку
проблема не "социальных баллах", также как не в кино или телевизоре, но в том как работает программа, насколько она транспарентна
если она причесывает детишек элитки и саму элитку, ровно также как и детей санитарки, то она заслуживает самого настойчивого продвижения

фактически она решает главную проблему "построения коммунизма", ту которую когда-то социал-экстремисты предлагали решить обобществлением детей, дабы уравнять стартовые возможности детворы

кстати, многие из тех кто пугают соц.баллами активно поддерживает стукачество, столь развитое в той же Европе
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-09-07 05:11 pm (UTC)

Re: именно

Согласен. Социальные баллы - это система поощрения нормативного поведения. Ничего страшного в ней нет. Людей с низкими социальными баллами не сажают в тюрьмы и не лишают никаких прав. Но эта система очень не нравится тем, кто считает, что единственным индикатором возможностей человека может быть количество денег на его счетах.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pan_sapega
2019-09-07 05:20 pm (UTC)
элитку и её детей система
абсолютно не затронет .
будет некий аналог номенклатуры
ЦК КПСС , до обкомов
включительно . финансовая элита , промышленники. .
для всех остальных - "социальные баллы" . основное
в графе "лояльность".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-09-07 05:42 pm (UTC)
Возможно. Но проигравший деньги в Лас-Вегасе номенклатурный отпрыск получит за это низкий социальный рейтинг и не сможет учиться в престижной школе, куда берут только с высоким рейтингом. Так эта система должна работать. Будет ли - вопрос. Задумка у меня не вызывает никаких возражений.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pan_sapega
2019-09-07 06:22 pm (UTC)
папенька из элиты обеспечит дитя валютой на " проиграть в Лас Вегасе" и не обеспечит высочайшим социальным рейтингом ? точнее , не выведет " своих" вообще
из под контроля?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-09-09 03:44 am (UTC)
На самом деле подумалось, что социальный кредит - идеальное изобретение. В СССР не смогли придумать, как создать нового человека, а в народном Китае придумали. Путем поощрения правильного поведения.
Есть много поступков, не подпадающих под Уголовный кодекс, но неподобающих. Например, подростки помочились на Вечный огонь. Мужчина живет за счет женщин, постоянно меняет их и не работает. И так далее. Что делать с этим? Система социального кредита дает ответ.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pan_sapega
2019-09-09 06:17 am (UTC)
тут вопрос - камеры устанавливать над койками "пострадавших"
тёток и вести учёт или
доложивший про негодяя
куда надо - получает плюс
социального капиталу ,
а жиголо артёмка на
тоже самое в минус.
женщины однозначно в минус - ни мужука , ни
капиталу.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 3c348
2019-09-09 07:18 pm (UTC)
Мысли у Вас по теме интересные.
Что вызвало некоторое раздражение, так это фраза: "Кряклокоммунист Иван Ефремов изобразил..."
Уточняю два момента, что Ефремов:
1. Не был членом партии
2. Здоров физически как бык, работал с малолетства, в юности - на торг.флоте, далее - самообразование и масса палеонтологических экспедиций и в тайгу и в пустыню. Ученый, создавший новую науку "тафономию". Несколько фундаментальных научных открытий. Оправлавшиеся прогноза по алмазным трубкам и ртути (месторождениям). Вот уж никак его нельзя отнести к крякоокоммунистам.
Такая кособокость в вашей оценке к серьезному и честному человеку снижает уровень доверия к посту. Прошу учесть.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-09-09 07:25 pm (UTC)
Ладно, учтем. :) Однако же факт - не помню у Ефремова ни одного персонажа-рабочего, мониторящего, ремонтирующего и эксплуатирующего сложную технику. Все вокруг креативят, а технические системы работают сами по себе. Я об этом написал в статье про кряклокоммунизм по ссылке.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: te_el
2019-09-09 08:33 pm (UTC)
Да ну? А "Туманность Андромеды"? Там как раз решают технические задачи.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 3c348
2019-09-10 07:05 am (UTC)
;-). Не поленился и до того как комментировать уже прочел - спасибо. Здравые зерна у Вас, конечно, есть. Солидарен с Вами по существу: после Сталина социализма с ключевой ролью Советов не было. В этой связи интересна книга Мартенса Людо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pan_sapega
2019-09-10 09:46 am (UTC)
в коммунистическом будущем не будут использовать дешевые китайские поделки и подделки . и поэтому ,не будет необходимости
постоянно мониторить , ремонтировать и эксплуатировать "сложную технику" . "электричество пахать и сеять будет"(с).
с другой стороны , вообще не припомню у кого и где такие персонажи фигурируют . кроме Афони .
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: putnik1
2019-10-01 03:21 pm (UTC)
ИМХО, великолепно. Спасибо. С Вашего позволения, один из тезисов (разумеется, со ссылкой) использую.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-10-01 03:24 pm (UTC)
Конечно, пожалуйста. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: greenkrokodilla
2019-10-02 04:50 am (UTC)

Плохая заметка

Плохая заметка - она исключила важнейшие,
системообразующие события из представлений.

(а) Россия не 'выбрала'.
Россия - типичная, типичная, ТИПИЧНАЯ финансовая
колония Западной Ростовщической Империи после
1990х, алгоритмы её создания отрабатывались в
университете Чикаго, в Чили, потом в Гарварде,
в десятках колонизируемых стран

Россия не 'выбрала' - за неё выбрали путь её
разрушения как геополитического врага.
Оккупационная правящая верхушка посажена
оккупантом

(б) в Израиле нет ненавидящих, нацистских выпадов
против евреев, потому что правят там тоже евреи.

В РФ, на Украине посажены оккупантом на ключевые
посты тоже евреи (в олигархи, ведущие политики
и т.д.) - а потому они выражают еврейского
накала, нацистскую, геноцидную ненависть к
русским

(в)
Китай не 'выбрал'. Китай ничего не смог бы
'построить', если бы Западные Ростовщики не
решили сделать из Китая свою мастерскую с рабами.
Именно Западная Ростовщическая Империя вывезла
своё производство в Китай и открыла свои рынки
для товаров.
Китай можно хвалить лишь за то, что они спиздили
технологии и стали применять их для себя -- но
тут же получили торговую войну и окружение себя
военными базами США, войну со своими интересами
в Африке и т.д.

такк что вы:
-- опустили все системообразующие пункты
-- неправы в поверхностных оценках

.. а хвалить неверное просто за 'патриотичность' там
или анти-капитализм - тоже неверный путь.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-10-12 04:30 pm (UTC)
(Reply) (Thread)