?

Log in

No account? Create an account
Живой журнал leorer-а [entries|archive|friends|userinfo]
Живой журнал leorer-а

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О массовом образовании [Oct. 1st, 2019|03:06 pm]
Живой журнал leorer-а
То, что я напишу тут, я озвучивал время от времени в разных тредах, и вот решил собрать воедино.

Массовое образование в развитых странах страдает одновременно недостаточностью и избыточностью. Недостаточно внимания уделяется ознакомлению ученика с системными и объективными сведениями об устройстве окружающего мира, и в то же время слишком много времени уделяется его натаскиванию на решение задач и приобретение навыков, которые в дальнейшем ему никогда не пригодятся. Это приводит к колоссальному бессмысленному растранжириванию времени и ресурсов.

Когда я сказал некоторое время назад, что 80 процентам бывших школьников никогда в жизни не понадобится математика в объеме, превышающем программу пятого класса начальной школы, на меня набросились возмущенные критики. Однако это же факт, данный нам в наблюдениях и практике. Тем, кто не занят разработкой новой техники, инженерными расчетами, научными исследованиями, математика на уровне выше пятого класса не нужна. Она не нужна водителю автобуса, директору супермаркета, начальнику строительного участка и очень многим другим ценным специалистам.

Есть мнение, что математика развивает память, когнитивные способности, умение мыслить логически. Но точно так же их развивает, к примеру, изучение Талмуда, против которого выступают прогрессивные израильтяне, на том же вдохе требующие больше времени уделять изучению математики в ортодоксальных школах. Но владельцу магазина готовой обуви или директору оптового обувного склада, то есть человеку с доходом выше среднего и хорошим положением в обществе, по всем признакам относящемуся к среднему классу, если он еврей, религиозное обучение нужно гораздо больше, чем алгебра, хотя бы потому, что для того, чтобы быть членом своей общины, он должен знать благословения и молитвы.

Уточню - эрудиция никому не помешает. Более того, она необходима, в том числе и математическая. То есть, если человек будет знать, что есть линейные, параболические и гиперболические функции, есть множества, есть поле с соответствующими характеристиками и операторами, это хорошо. Но для общего ознакомления со всем этим достаточно трех-пяти уроков. Смсыл дифференциального и интегрального исчислений в общих чертах можно объяснить пятикласснику. Если человек захочет углубить свои знания, он всегда сможет заняться самообразованием и научиться решать уравнения. Для этого есть интернет. Такой же подход применим к физике, химии и биологии.

А теперь о том, чего в школе мало. Мало системных знаний об окружающем мире. Именно поэтому люди с высшим образованием и даже третьей академической степенью внимают тайнам Чапман в телевизоре и воспринимают то, что им рассказывают, как откровение. "Надо же, а мы и не знали". Ситуация вообще-то идиотская.

Так вот, для того, чтобы этого не было, мы рекомендуем ввести три базисных школьных курса, дающих каждому человеку независимо от того, кем он станет, директором торговой сети или грузчиком, базисные системные сведения об окружающем мире.

Курс первый. "Устройство мира". Вселенная, галактики, Солнечная система, планета Земля, ее внутреннее строение. Атом как основа всего и части атома. Базисная физика и ее законы. Базисная химия, основные химические элементы и их соединения. Биология - клетка как основа всего живого и ее части. Основные органы человека и их предназначение. Биосфера, взаимодействие ее частей, круговорот веществ в природе. Закон сохранения всего. Вопрос о том, сотворен этот мир или сам таким развился, выносится за скобки - мы этого не знаем и не узнаем никогда.

Курс второй. "Устройство общества". История основных цивилизаций, основы их культуры и религиозных учений. Просвещение как концепция. Основные политические концепции 19-го и 20-го века (либерализм, социализм, фашизм), их достоинства и недостатки. Всё это на уровне чистого информирования, без какой-либо идеологической и религиозной индоктринации. Самые важные государства современного мира.

Курс третий. "Формирование и теоретические основы техники и технологии". Переход от ручного труда и простых механизмов к машинам и машинам-автоматам. Основные виды двигателей и передаточных систем, их преимущества и недостатки. Основы программирования машин. Принципы функционирования сложных технических систем на конкретных примерах (например, автомобиль). Аналоговая и цифровая техника.

Такой подход избавил бы школьное образование как от избыточности, так и от недостаточности материала. Кроме того, необходимо развитие системы факультативов и кружков, чтобы каждый мог углубить свои знания и навыки в интересующих его областях. Нужен английский язык на базисном уровне - прежде всего умение читать на нем и понимать прочитанное. И нужен практический труд по одному из избранных направлений, как это практиковалось в советской школе, но с бОльшими возможностями для их выбора.

-----

В порядке пояснения и дополнения. В программе подготовки библиотечных работников есть такой курс: "Основы наук". Он нужен для того, чтобы книжка под названием "Теория поля" не попала на полку, где стоят книги по полеводству, книга "Архитектура вычислительных систем" - туда, где стоят книги по архитектуре и строительству, а книга "Кинология" - туда, где выставлены биографии актеров театра и кино.

Вот такой принцип должен быть и в массовой школе. Если библиотекарша захочет ознакомиться с теорией векторного поля, она может найти информацию в интернете и дойти при желании до любого уровня сложности. Но глупо преподавать эту теорию всем библиотекаршам по учебнику, предназначенному для механико-математических факультетов университетов. Я бы назвал это принципом разумной достаточности.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: lj_frank_bot
2019-10-01 12:07 pm (UTC)
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Образование, Общество.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ender_d
2019-10-01 12:54 pm (UTC)
Я бы добавил еще курс где рассказывалось бы о правах работника, законах которые защищают меня как гражданина, о том как взять ссуду что такое рибит прайм что то типа того .
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-10-01 12:55 pm (UTC)
Согласен. Но не как отдельный курс, а часть курса номер 2. "Отношения гражданина и общества" и "финансы".
(Reply) (Parent) (Thread)
From: crdigger
2019-10-04 09:46 pm (UTC)
Уже есть."Основы государства и права" в СССР, "Эзрахут" в Израиле.Но, как всегда, промывают мозги разными лозунгами вместо изучения текущего законодательства.Экономика малого бизнеса - еще был бы полезный предмет, тут масса материала учить.Самозанятых и мелких бизнесменов - около 10%, это намного больше, чем ученых.Кроме того, в каждой стране есть свои отрасли, к которым следует готовить, в Израиле - это огромного размера хайтек.С этим всё неплохо : есть хорошие мегамы хайтека, есть хорошие мегамы медицины, остальное - в гораздо меньших размерах, а для тех, кто не тянет - разная муть вроде искусства и журналистики.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-10-05 07:53 am (UTC)
Я ничего нового не придумывал. Я описал оптимальную, по моему мнению, модель.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: prohogy
2019-10-01 03:53 pm (UTC)
Школы ОРТ?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-10-01 04:30 pm (UTC)
Нет уже ОРТ. На WorldSkills в Казани израильтяне не поехали (https://www.facebook.com/rabin.leonid/posts/10216658053378321), потому что некого было послать. Проезжал на днях мимо школы Микве-Исраэль, это один из национальных символов. Легенда. Первая сельскохозяйственная школа в Эрец-Исраэль. Посмотрел доску объявлений. Сейчас там не учат не только сельскому хозяйству, но и никаким рабочим специальностям. Баскетболу и бальным танцам учат. Вот ссылка на иврите - http://www.klali.mikveisrael.edu1.org.il/BRPortal/br/P103.jsp?cat=703120 .
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jamagdanya
2019-10-02 04:29 am (UTC)
80 процентам бывших школьников никогда в жизни не понадобится математика в объеме, превышающем программу пятого класса начальной школы

...так как... потому что...

Где выводы?

Так как при капитализме такому количеству людей невозможно применять знания подобного уровня. Нет денег, нет целей, нет проектов, есть только прибыль, а её можно получать и с калькулятором, мозг не нужен.

Это не образование плохое, это жизнь у нас - полная херня.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-10-02 06:10 pm (UTC)
Дело не в капитализме-социализме. Я в ФБ привел простой пример (https://www.facebook.com/rabin.leonid/posts/10216965982436355?comment_id=10216966134360153&reply_comment_id=10216966649653035):
"Массовое накачивание людей ненужной информацией вредно. Особенно когда оно делается под благоглупыми лозунгами типа "техника и технология усложняются, поэтому каждый прораб должен иметь высшее образование". В СССР на прораба учили пять лет. В Израиле курс начальников участка (менаэлей атар) продолжался до недавнего времени 12 месяцев, после чего решили, что он слишком сложен, и мало желающих на него идти, поэтому надо сократить курс до 10 месяцев. И сократили. И израильский менаэль атар в среднем ничуть не хуже советского прораба, нагруженного кучей ненужных знаний, которые ему никогда не понадобятся, даже если он станет директором подрядной фирмы. Ну и?"
И так в очень многих отраслях. Вот интересно, почему не имевший специального образования Каганович очень успешно руководил сетью железных дорог СССР и строительством Московского метрополитена, а имевшие высшее образование руководители в позднем СССР допустили целую серию жутких техногенных катастроф, таких как Чернобыль и Ашинская железнодорожная катастрофа? Это значит, что учили не "мало" и не "много", а НЕ ТОМУ И НЕ ТАК.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jamagdanya
2019-10-02 06:28 pm (UTC)
Неверно.

Сам человек сформирован бытием, "мир учит ничего не объясняя" (Витгенштейн), но мы решили учить только объясняя, т.е. поставив теорию выше практики, болтовню и текст выше опыта взаимодействия с окружающим миром (а именно так усложняется нейронная сеть, расширяя возможности интеллекта-сознания). За что и поплатились. Дети умеют читать и писать, не умея думать и делать. Думание - тоже умение. Этому тоже нужно посвящать время.

Специальность - это не личность. Специальность нужна на предприятии, но личность способна усвоить любую специальность, так как наработала высокую сложность (а значит и гибкость) нейронной сети, высокая осведомлённость об окружающем мире даёт возможность вырабатывать новые решения, способы производства, оптимизации процессов, и так далее. Сложная личность = прогресс, простая личность с одной специализацией = стагнация, в лучшем случае.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-10-02 06:45 pm (UTC)
Сложная личность - это не накачка невостребованными знаниями. А как ее сформировать - об этом к Соловейчику и Сухомлинскому, а не ко мне, технарю. :)

Edited at 2019-10-02 06:46 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Victor M
2019-10-02 08:50 pm (UTC)
Вот и падают у таких менаалей атар рабочие с лесов, как груши с дерева, в смысле, с такой же частотой. Да и краны башенные валятся. Эта плачевная статистика Вам, полагаю, прекрасно известна. О недоделках, которые люди после вселения ещё месяцами устраняют, я вообще молчу.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pan_sapega
2019-10-03 07:58 am (UTC)
"опытный прораб учит жизни зеленого выпускника ВУЗ-а. "Вот, допустим, у тебя рабочий с лесов упал. Что ты должен сделать в первую очередь?" - "Конечно вызову скорую" - "Дура-а-а-к. Первым делом одень на него каску"".
это очень бородатый анекдот . и у "опытного прораба" точно пять лет образования - включая историю КПСС , марксиско- ленинскую этику, научный атеизм ,коммунизм .... и военная кафедра , само собой . на "введение в специальность" те же полгода суммарно и оставались .
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jamagdanya
2019-10-02 04:31 am (UTC)
Если человек захочет углубить свои знания, он всегда сможет заняться самообразованием и научиться решать уравнения.

Я хочу. А толку то? У меня нет времени, я занят зарабатыванием куска хлеба и яхты собственника завода.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-10-02 06:11 pm (UTC)
Ну один выходной у Вас точно есть. Вот и учитесь вместо того, чтобы ехать по грибы или на дачу.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jamagdanya
2019-10-02 06:17 pm (UTC)
А с вами весело. :)))

Какие грибы? Какие дачи? Вы на какой планете живёте? :))))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-10-02 06:42 pm (UTC)
Я в Израиле. У нас ни грибов, ни дач. Только море и пустыня.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Victor M
2019-10-02 07:55 am (UTC)
Да, для среднестатистического обывателя-потребителя "эпохи торгашей" такие базисные курсы - самые сосиски. Зафиксировать в его голове сложившуюся ситуацию и подбросить немного инструментария для приемлемого обустройства в ней - не сомневаюсь, что заправилы "эпохи торгашей" аплодируют подобному предложению стоя.

И ещё. Чеховскую "Степь", например, теперь в российских школах не изучают, в школьном гос.стандарте она не фигурирует, да и из ныне малочисленных решивших заняться самообразованием редкий до неё вообще доберётся. А вот нам в советское время школа очень даже споспешествовала ознакомлению с чеховским советом, озвученным устами О. Христофора:
"Смотри же, учись со вниманием и прилежанием, чтобы толк был. Что наизусть надо, то учи наизусть, а где нужно рассказать своими словами внутренний смысл, не касаясь наружного, там своими словами. И старайся так, чтоб все науки выучить. Иной математику знает отлично, а про Петра Могилу не слыхал, а иной про Петра Могилу знает, а не может про луну объяснить. Нет, ты так учись, чтобы всё понимать! Выучись по-латынски, по-французски, по-немецки... географию, конечно, историю, богословие, философию, математику... А когда всему выучишься, не спеша, да с молитвою, да с усердием, тогда и поступай на службу. Когда всё будешь знать, тебе на всякой стезе легко будет. Ты только учись да благодати набирайся, а уж бог укажет, кем тебе быть. Доктором ли, судьёй ли, инженером ли..."
Да, неспроста "Степь" из общеобразовательной школьной программы удалили.

Edited at 2019-10-02 09:19 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-10-02 06:13 pm (UTC)
Если ученик школы вместо чеховской "Степи" будет изучать притчи царя Соломона, он ничего не потеряет, а приобретет то же самое. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lazy_fat_spb
2019-10-12 02:30 pm (UTC)
Все хорошо, но как знать, что понадобится по окончании многолетнего обучения? И обществу в целом и для конкретного ученика.

Учили-учили на "вселенные и галактики", а ученичек в технологи мясных полуфабрикатов подался. Вся система "учим школьника по направлениям" сразу разваливается. Ну кроме антиутопий всяких из оптимистичных западных фантастик.

***

"80 процентам бывших школьников никогда в жизни не понадобится математика" Вот же ж всех за математику-то так торкает! 80-ти процентам не понадобится физика, химия, биология, литература, рисование и уроки труда. И ничего, никто не возмущается. Вывод - читать, писать, таблица умножения, пара задач - 3, максимально 4 класса и пошел на хрен, ученичок. Все остальное не понадобится!

Применив ваш базовый посыл на практике, получим вместо выпускника с "лишними ненужными знаниями", а выпускника с плоским мозгом, умеющим неплохую эрзац-картинку в одной области и все. Именно что "и все" - развиваться он не будет, мозг и и способность к обучению уже сформировались.

***

Вообще какой-то порочный подход "Давайте дадим деткам только то, что нужно в практической профессиональной деятельности". Перефразируя - работай, работай и работай, все остальное - обойдешься! Так, чтоль?

Извините, конечно, но жителю Израиля повторять геббельсовские методички надо с большой осторожностью.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2019-10-13 04:44 pm (UTC)
Физика. химия и биология содержат объективные знания об окружающем мире. Например, изучение основ физики оставляет в голове обучаемого понятие о том, что действие равно противодействию, электричество связано с магнетизмом, что такое скорость, ускорение, импульс, напряжение, сила тока и так далее. Химия - о том, что есть атомы, они соединяются в молекулы, молекулы реагируют друг с другом разным образом, есть кислоты, щелочи, соли, металлы. Биология - о том, что есть клетка, состоящая из таких-то частей, и она является универсальной основой любого живого организма. Хорошо было бы больше ориентировать обучение биологии на приобретение медицинских знаний.

Математика, в отличие от всего этого - наука о численных взаимосвязях объектов в мире (это самое часто встречающееся определение, вообще определений много). То есть, за пределами фундаментальной алгебры это знания, которые вряд ли когда-либо будут актуализированы человеком, не занимающимся инженерными расчетами и научной деятельностью, то есть 80 процентами людей. В этом разница между математикой и перечисленным выше.

Уважаю математику. :) Но то, что полученными на уроках математики знаниями большинство бывших школьников пользуется меньше, чем любыми другими, полученными на любом другом уроке (кроме разве что литературы) - это вообще-то медицинский факт.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lazy_fat_spb
2019-10-14 02:09 pm (UTC)
"Физика. химия и биология содержат объективные знания"

"Математика - наука о численных взаимосвязях объектов в мире"

Вы противопоставляете объективность знаний о чем либо и взаимодействия между численным описанием объектов и элементов этих знаний? Численные взаимодействия - сугубо субъективное порождение разума? Храбро! Я бы так не решился.

***

"полученными на уроках математики знаниями большинство бывших школьников пользуется меньше"

Конечно меньше. Хреново знают эту математику - вот пользуется меньше. Да и высокоумные ученые еще не везде сподобились математику прикрутить.

Да и "объективные знания" по, например, кинетической энергии без математических закорючек как не очень и существуют.

***

Да вопрос не в этом, это частности. Порочен сам принцип - в школе, только то, чем пользуются на практике. Из его неисполнимости при мал-мальском человеколюбии в обществе, реально реализующем право хоть на какой-то приемлемый выбор. А исполним только при отношении к людям "Arbeit Schwein!" Я же не зря про Геббельса написал.

Не куда не деться от школы, дающей ученика кучу всего "по немногу обо всем" якобы "не нужного". И никакое разделение групп школьников на общественников, физиков, финансистов, физкультурников, профессионально добрых девушек, ремесленников и т.д. работать не будет. Если только не вернуться к сословиям или порядки, как в "Дивергенте" каком-нибудь не установить - см. Геббельс.

И да, я конечно, не за то, что бы в школе изучали какого-нибудь бред, типа истории Мордора (не СССР!) или память воды. Боль-мень одинаковые для всех начальные знания-умения по многим направлениям - никуда от этого не денешься. И состав этих знаний всегда будет несколько запаздывать, ввиду определенного времени для осмысления, что же надо изменить.
(Reply) (Parent) (Thread)