Живой журнал leorer-а (leorer) wrote,
Живой журнал leorer-а
leorer

Category:

Рассуждения о любви к баобабам

Для начала вот вам сюжет из альтернативной географии и альтернативной истории. В конце будут выводы из него и мораль.

Где-то в знойной жаркой Африке было государство Саванниленд, населенное хорошими черными людьми саваннийцами. Они пасли скот, возделывали землю, а в свободное от этих занятий время водили хороводы и пели народные песни из цикла "У костра под звуки тамтамов". Чужеземцам эти песни казались заунывными и лишенными творческого начала.

В какой-то момент Саванниленд оккупировала и колонизировала более продвинутая европейская держава Фроберия. Фроберийцы со временем освоились на новых территориях, построили автомобильные и железные дороги, соорудили шахты, которых там раньше не было, и начали добывать полезные ископаемые.

Фроберийцы исповедовали нормальную для того времени идеологию белого превосходства и небезосновательно считали, что если бы они не пришли в Саванниленд, тот оставался бы и поныне отсталой страной, населенной диким и невежественным народом с первобытной отсталой культурой. Некоторые фроберийцы в свободное от управленческих трудов время баловались искусствами. И вот в процессе таких занятий один из них, Ван Гросскопфенштейн, в приливе творческого вдохновения сочинил Поэму о Баобабе.

Баобаб - национальное дерево Саванниленда, его символ и гордость. Никто никогда не сумел так здорово описать баобаб, как это сделал Ван Гросскопфенштейн в своей поэме. Она была написана на литературном саваннийском языке, которым фроберийцы за время долгого проживания в Саваннии овладели в совершенстве. Поэма начиналась словами "Отчизна милая, Саванния моя". В ней описывались поля, реки, озера и горы прекрасной Саваннии. А заканчивалась поэма тем, что автор увидел лежащего в тени баобаба полуголого саваннийца, отдыхающего от работы на кофейных плантациях и оскверняющего своим присутствием прекрасную землю, унаследованную от диких предков. Душа стихотворца переполнилась негодованием и отвращением к этому лентяю, оскорбляющему его страну своим присутствием, и автор подумал, что неплохо было бы уничтожить полностью эту низшую расу, а на ее место завезти трудолюбивых китайцев, и пусть они трудятся здесь на кофейных плантациях и возделывают плодородную землю, на которой растут великолепные баобабы, и тогда она станет еще уютнее и прекраснее. Эту нехитрую мысль автор версифицировал, и ей закончил своё произведение.

"Поэма о Баобабе" была высоко оценена международными экспертами, а Ван Гросскопфенштейн был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе, но премия досталась какому-то другому автору из Колумбии, а Ван Гросскопфенштейн ушел в лучший мир ненагражденным. Но зато он был объявлен национальным поэтом Саванниленда, в каждом городе страны его именем назвали одну из улиц и поставили памятник великому человеку.

Шли времена, подходы менялись. Многие коренные саваннийцы пробились в правящий класс, и в прессе появились осторожные высказывания на тему "а можем ли мы считать своим национальным поэтом человека, призывавшего к нашему уничтожению"? Патриоты возражали - ну как же так, он же наше национальное достояние. Если убрать из саваннийской культуры Ван Гросскопфенштейна, что в ней останется? Песни ночью у костра под звуки тамтамов? А кому они интересны в этом большом мире?

-----

Я не буду писать, чем закончилась эта интересная дискуссия. Возможны варианты. Выскажу свое мнение.

Ван Гросскопфенштейн не является саваннийским национальным поэтом даже если его стихи технически совершенны, и он красиво воспел национальное дерево - баобаб. Нельзя любить страну, ненавидя, презирая и унижая населяющий ее народ. Это чувство называется некрофилией, а не любовью. Гордый саванниец должен отказаться от части своей национальной культуры, пронизанной ненавистью к нему. Лучше жить вообще без культуры, чем с такой культурой. Сжигать книги не надо, разумеется, но можно сказать фроберийцам: "Если вам так нравится Ван Гросскопфенштейн, забирайте его себе. Можете уехать в историческую Фроберию и там, перечитывая его стихи, тосковать по своим любимым баобабам. Можете оставаться, но тут есть два варианта. Либо сосредоточьтесь на компактной территории, сами работайте на кофейных плантациях и чествуйте Ван Гросскопфенштейна, мы это поймем и не будем вам мешать. Либо живите среди нас, но чувствуйте себя саваннийцами, а не фроберийцами, станьте ментально нами и перестаньте культивировать в себе всё, что наполнено презрением и ненавистью к нам. Это мы тоже поймем и будем вас уважать. Но усидеть на двух стульях вам не удастся".

И это правильно.
Subscribe

  • Почему провалился Биробиджанский проект

    На самом деле Биробиджанский проект не провалился, а наоборот, преуспел, но для того, чтобы понять, что там произошло, дочитайте этот текст до конца.…

  • Московский роман

    Несколько дней мы вечерами лежим в постели со Светой и смотрим сериал "Московский роман". Света при этом ведет себя как футбольный болельщик на…

  • Про Афганистан, резюме

    Читаю тут разное про Афганистан. Типа: 1. Почему российская интеллигенция, которая ругала Советскую власть за то, что та влезла сдуру в Афганистан,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 27 comments

  • Почему провалился Биробиджанский проект

    На самом деле Биробиджанский проект не провалился, а наоборот, преуспел, но для того, чтобы понять, что там произошло, дочитайте этот текст до конца.…

  • Московский роман

    Несколько дней мы вечерами лежим в постели со Светой и смотрим сериал "Московский роман". Света при этом ведет себя как футбольный болельщик на…

  • Про Афганистан, резюме

    Читаю тут разное про Афганистан. Типа: 1. Почему российская интеллигенция, которая ругала Советскую власть за то, что та влезла сдуру в Афганистан,…